Понятие судов общей юрисдикции

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Районный суд – основное звено судов общей юрисдикции; его состав и полномочия

В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судеб­ной власти, а также тем объемом работы, который фактически им вы­полняется.

Из общей массы уголовных и гражданских дел, дел об административных пра­вонарушениях, на долю гражданских судов основного звена приходится значи­тельное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов об­щей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых су­дей и т. п.) или арбитражных судов.

Им же приходится также принимать решения по многим вопро­сам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законно­сти, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процес­се исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них так­же возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решения­ми по делам об административных правонарушениях — они призва­ны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать районные суды основным зве­ном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Организация районных судов определяется:

1. Конституцией РФ;

2. Законом о судеб­ной системе;

3. Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

4. Законом о статусе судей и дру­гим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогич­ной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна орга­низация межрайонных судов с учетом объема работы и других факто­ров.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществля­ют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербур­ге, суды автономной области и автономных округов.

Состав районного суда

В соответствии со ст. 33 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд формируется в составе:

· председателя районного суда;

· его заместителя (заместителей);

· судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Полномочия районного суда

В соотвтетствии со ст. 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает:

1. все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

2. дела об административных правонарушениях.

3. апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

4. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

· первой инстанции;

· второй (апелляционной) инстанции;

· инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об админи­стративных правонарушениях, подведомственных судам общей юрис­дикции, по первой инстанции, т. е., как отмечено выше, при­нятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привле­каемого к ответственности, о применении или неприменении предус­мотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.).

Полномочия районных судов как второй (апелляционной) инстанции включают осуществление контроля за законностью, обосно­ванностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.
Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений про­куроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблю­дением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установле­на для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с учас­тием сторон, с возможностью повторного непосредственного иссле­дования всех или части доказательств, которые уже были рассмотре­ны мировым судьей, и т. п. В случае признания апелляционной жало­бы или представления полностью или частично обоснованными рай­онный судья выносит апелляционное решение или апелляционный при­говор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апел­ляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке в вы­шестоящий суд.

Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по граждан­ским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения, а по уголовным делам — приговоры мировых судей.

Для характеристики полномочий районного суда важно иметь пред­ставление прежде всего о содержании выполняемой им работы в ка­честве суда первой инстанции при разбирательстве уголов­ных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

Из общего числа уголовных дел ему подсудна преобладающая их часть. Однако по мере создания мировых судов из ведения районных судов постепенно выходят и многие другие уголов­ные дела — как правило, дела о преступлениях, за совершение кото­рых может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Соответственно, там, где реально уже действуют мировые судьи, рай­онные суды загружены уголовными делами несколько меньше.

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство большинства вопросов, которые возникают при производстве по уго­ловным делам как бы “попутно”. В последние годы на суды этого уров­ня во все возрастающих масштабах возла­галось разбирательство жалоб: на незаконное и необоснованное, как правило, краткосрочное задержание по подозрению в совершении пре­ступления, заключение под стражу на более длительный срок либо про­дление такого срока, прекращение органами расследования и проку­рорами уголовных дел, а также жалоб на некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. С введением 1 июля 2002 г. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обо­снованностью действий и решений органов, осуществляющих пред­варительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия район­ных судов. На них возложено принятие решений по ходатайствам дол­жностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подо­зреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда след­ственных действий, которые могут ограничить конституционные пра­ва граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без раз­решения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телефон­ных переговоров, ареста имущества).

Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстан­ции. Фактически общее их количество превышает в 2-3 раза количе­ство уголовных дел.

Чтобы иметь представление о том, какие конкретно категории гражданских дел подсудны судам районного уровня, нужно попытать­ся сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать три:

· дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, тру­довых и земельных правоотношений;

· дела, возникающие из административно-правовых отношений;

· дела особого производства (об установ­лении фактов, имеющих юридическое значение).

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела тре­тьей группы — дела т.н. особого производства. Это дела об установ­лении фактов, имеющих юридическое значение:

· о признании гражда­нина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим;

· о при­знании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;

· о признании имущества бесхозяйным;

· об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния;

· по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия;

· о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.

Характерным признаком указанных дел, существенно отличающим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с ко­торыми закон связывает наступление определенных правовых послед­ствий.

Дела об административных правонаруше­ниях до недавнего времени тоже составляли значительный удель­ный вес в общем объеме работы, выполняемой районными судами. Однако в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. нового КоАП и значительной активизацией мировых судов положение суще­ственно изменилось. Круг дел об административных правонарушениях, решения по которым дол­жны приниматься судьями районных, военных гарнизонных или ар­битражных судов либо мировыми судьями, расширен более чем в три раза.

Из этой существенно возросшей массы дел на долю районных су­дов теперь приходятся дела, по которым возможно применение такой меры наказания, как административное выдворение за пределы Рос­сийской Федерации, либо по которым производилось административ­ное расследование, а также возникающие там, где еще не удалось на­ладить деятельность мировых судей, дела об иных административных правонарушениях.

Кроме того, районные суды, став, как отмечено выше, второй ин­станцией по отношению к мировым судам, приобрели еще и полно­мочие по проверке законности и обоснованности постановлений и оп­ределений мировых судей по делам об административных правонару­шениях. За ними сохранено также полномочие по контролю за реше­ниями всех других должностных лиц и органов, в том числе органов внутренних дел, по делам об административных правонарушениях.

При характеристике в целом полномочий районных судов необхо­димо иметь в виду и то, что значительную часть их работы составляет обеспечение надлежащего исполнения своих приговоров по уголовным делам и постановле­ний по делам об административных правонару­шениях, всех решений по гражданским делам. Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обраще­нии к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным де­лам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т. д.).

В связи с изучением полномочий районных судов важно также знать, что в соответствии с современным законодательством граждан­ские и уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться как судьями единолично, так и в коллегиальном составе — судом, со­стоящим из трех судей-профессионалов.

Установленный уголовно-процессуальным законодательством по­рядок единоличного рассмотрения дел в районных судах ничем не от­личается от порядка рассмотрения, осуществляемого тремя судьями- профессионалами. Действующее законодательство достаточно детально регламенти­рует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых район­ными судами.

Верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, суды автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПМР

Ст. 5 п.2 "б" КЗ "О судебной системе ПМР" определяет, что"судебные органы, составляющие систему судов общей юрисдикции: Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики, городские (районные) суды, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции"
1. Городской (районный) суд в пределах своей компетенции рассматривает все дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов, а именно:
а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений;
б) дела, возникающие из административно-правовых отношений;
в) дела особого производства;
г) уголовные дела, подсудные городским (районным) судам.
2. Городской (районный) суд изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
3. Городской (районный) суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
4. Районный суд образуется в административных центрах районов ПМР. Городской суд образуется в городах, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами ПМР. Президентом ПМР по совместному представлению руководителя органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы юстиции, и Председателя Верховного суда ПМРможет быть образован один районный (городской) суд на район и город.

Обеспечение деятельности судов
Обеспечение деятельности Конституционного, Верховного и Арбитражного судов ПМР осуществляется аппаратами этих судов.
Обеспечение деятельности городских (районных) судов, мировых судей осуществляется Судебным департаментом ПМР при Верховном суде ПМР.
Судебный департамент при Верховном суде ПМР, входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судебных органов, составляющих систему судов общей юрисдикции, и органов судейского сообщества, представляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Руководитель Судебного департамента при Верховном суде ПМР назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного суда ПМР с согласия Совета судей ПМР.
Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента устанавливаются законом ПМР.

Судебный департамент при Верховном cуде ПМР осуществляет организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов ПМР и органов судейского сообщества.
Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией ПМР конституционными законами, другими законами, указами ПМР, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.
Судебный департамент призван способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Полномочия СД

а) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судебных органов, а также съезда судей и организуемых им органов судейского сообщества;
б) определяет потребности районных и городских судов в кадрах и принимает необходимые меры по их удовлетворению; организует переподготовку и повышение квалификации судей; совместно с Президентом ПМР либо уполномоченным им исполнительным органом государственной власти осуществляет подбор кадрового резерва на должности судей;
в) участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам своего ведения непосредственно по уполномочению или через Верховный Суд ПМР;
г) разрабатывает предложения о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;
д) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
е) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников Судебного департамента;
ж) ведет статистический и профессиональный учет судей, а также работников Судебного департамента;
з) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с иными уполномоченными органами при составлении сводного статистического отчета;
и) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции на деятельность Судебного департамента, судов общей юрисдикции и судей; в соответствии с частными определениями в отношении судей районных (городских) судов и мотивированных(устанавливается в результате служебного расследования) жалоб и заявлений граждан, обращений органов государственной власти возбуждает дисциплинарное производство в отношении судей и передает на рассмотрение квалификационной коллегии судей;
к) ежемесячно представляет Президенту ПМР либо уполномоченному им исполнительному органу государственной власти информацию о рассмотренных жалобах и принятых по ним решениях, внесенных в квалификационную коллегию судей представлениях, о результатах их рассмотрения, а также направляет копии вынесенных судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам частных определений в отношении судей районных (городских) судов;

л) по представлению Председателя Верховного Суда ПМР, Президента ПМР либо уполномоченного им исполнительного органа государственной власти предпринимает организационные меры по подбору и оформлению документов по вопросам привлечения председателей и судей районных (городских) судов к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
м) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности Судебного департамента;
н) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов и Судебного департамента;
о) организует внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности;
п) принимает, во взаимодействии с судами и правоохранительными органами, меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
р) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников Судебного департамента, включая лиц, работающих в аппаратах судов;
с) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями, организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
т) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
у) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов и Судебного департамента.
Судебный департамент возглавляет директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда ПМР с согласия Совета Судей ПМР.

В сборнике «Осуществление гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными (хозяйственными) судами в России и других странах СНГ» приводятся следующие данные на 2012 год: в судах общей юрисдикции числилось 25140 судей, включая 125 судей Верховного Суда РФ, а в системе арбитражных судов работали 4113 судьи, включая 90 судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

После объединения системы арбитражных судов с судами общей юрисдикции и общая численность судей составила 29253 человек (с поправкой на возможные еще не опубликованные изменения штатных расписаний в 2013-2014 годах). Кроме того, после присоединения Крыма был подготовлен законопроект, преусматривающий работу для 468 судей в Крыму и Севастополе. Тем самым численность судей в РФ должна составлять 29721 человек. (Согласно украинским данным в Крыму работало 492 судьи, в Севастополе приблизительно 130 судей.

Задача 1.Начертите схему системы судов общей юрисдикции. Укажите в ней звенья и судебные инстанции.

1. Что понимается под звеном судебной системы? 2.Относятся ли районные суды города Москвы к судам субъекта РФ? 3. Относится ли Верховный Суд РФ к судам общей юрисдикции? Ответ обоснуйте.

Задача 2. На личном приеме граждан к мировому судье обратились:

1) Петрова с исковым заявлением к бывшему супругу о разделе совместно нажитого имущества (телевизора, холодильника, стиральной машины, легкового автомобиля, мебели);

2) Сидоров с исковым заявлением к Калининой о взыскании алиментов на несовершеннолетнюю дочь;

3) Сестры Федина, Трошина, Лебедева с иском к своей сестре Михайловой о признании права собственности на наследственное имущество и его разделе.

4) Иванова к своему супругу о расторжении брака и взыскании алиментов на ребенка;

5) Калугин с иском к АТП-5 о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за вынужденный прогул;

6) Травинкина с иском о лишении родительских прав своего супруга в отношении их несовершеннолетнего сына.

1. Укажите, какие заявления в соответствии с Федеральным законом РФ «О мировых судьях в РФ» будут приняты мировым судьей к своему производству. 2. Какие категории гражданских дел относятся к полномочиям мировых судей? В каких нормативных актах закреплены полномочиямировых судей? 3. Рассматривает ли мировой судья уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях?

Задача 3.На сайт областного управления юстиции от гражданина Федорова поступило следующее обращение: "Решением мирового суда нарушены мои права. Прошу принять меры к отмене (изменению) решения суда".

Подготовьте письменный ответ на поступившее обращение.

Задача 4. Укажите в приведенном перечне вопросы, которые относятся к компетенции районного суда:

1) рассмотрение в первой инстанции уголовных дел;

2) рассмотрение дел об административных правонарушениях;

3) рассмотрение апелляционной жалобы на решение районного суда;

4) рассмотрение в первой инстанции гражданских дел;

5) изучение и обобщение судебной практики;

6) оказание юридической помощи при составлении исковых заявлений;

7) прием граждан;

8) рассмотрение апелляционной жалобы на приговор мирового судьи.

При ответе используйте ФКЗ РФ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Задача 5.Районный суд рассмотрел гражданское дело по иску Николаева о восстановлении на работе и отказал в удовлетворении иска.

Решение районного суда при рассмотрении дела по жалобе истца отменила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. В связи со сложностью дела областной суд, несмотря на возражения председателя районного суда, принял дело к своему производству. Судья областного суда рассмотрел дело в первой инстанции и удовлетворил иск.

1. Используя ФКЗ РФ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", объясните, в качестве каких судебных инстанций было рассмотрено дело о восстановлении на работе, когда решение районного суда отменила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. 2. Законны ли действия областного суда, принявшего данное дело к своему производству для рассмотрения в первой инстанции? 3. Вправе ли Верховный Суд РФ в интересах единства судебной практики изъять гражданское или уголовное дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции? Выскажите свою позицию с учетом положений Конституции РФ и ФКЗ РФ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Задача 6.Каменский районный суд осудил несовершеннолетних Петрова и Чистякова за квартирную кражу.

1. В какую судебную инстанцию можно обжаловать приговор при условии, что он не вступил в законную силу? 2. При каком условии суд может проверить дело по кассационной жалобе осужденных на приговор районного суда? 3. Укажите в первом и во втором случае суд и его структурное подразделение, которое будет рассматривать дело.

Задача 7.Решение Знаменского районного суда Омской области было оставлено апелляционной инстанцией в силе.

1. Какое дело (уголовное, гражданское, административное) и какой суд рассмотрел в первой инстанции? 2. Какой суд рассмотрел дело в апелляционной инстанции? Укажите структурное подразделение суда, которое рассматривало дело по апелляционной жалобе. 3. Может ли ответчик, не согласный с решением суда апелляционной инстанции, обратиться с апелляционной жалобой в Верховный Суд РФ? Проанализируйте предложенную ситуацию и на основании ФКЗ РФ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» дайте обоснованный ответ.

Задача 8.В вечерних новостях прозвучало, что Московским городским судом Терентьев осужден за совершение особо тяжкого преступления. Защитник осужденного на вопрос журналиста ответил, что не согласен с вынесенным приговором, и в ближайшие дни он подготовит апелляционную жалобу для обращения в Верховный Суд РФ.

Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения закона. 1. В какую судебную инстанцию можно обжаловать вынесенный приговор:

а) при условии, что он не вступил в законную силу;

б) при условии, что он вступил в законную силу?

2. Укажите суд и то его структурное подразделение, которое будет рассматривать дело в указанных случаях. 3. Что общего между судом кассационной и апелляционной инстанциями? 4. В чем состоит отличие кассационной инстанции от апелляционной инстанции?

Задача 9.На решение Омского областного суда об усыновлении ребенка гражданами США усыновители, которым было отказано в усыновлении, направили апелляционную жалобу в президиум областного суда.

1. Правильно ли они определили суд апелляционной инстанции? 2. Куда следовало адресовать эту жалобу? 3. Каким образом в каждом конкретном случае определяется суд, правомочный рассмотреть дело в апелляционном порядке?

Практические задания

1. Используя ФКЗ РФ "О судах общей юрисдикции в РФ", начертите схему структурных подразделений областного и равного ему суда. Укажите в ней судебные инстанции.

2. Объясните, почему общее число судебных участков мировых судей в каждом субъекте Российской Федерации определяется федеральным законом РФ, а не законом субъекта Федерации?

Интернет-задание

1. Зайдите на официальный сайт одного из районных (городских) судов ПМР. Проанализируйте материалы сайта относительно доступности и открытости информации.

2.Найдите материалы (публикации) о деятельности судов общей юрисдикции ПМР, их проблемах.

Темы для выступления

(По желанию подготовьте сообщение на 5 минут по одной из предложенных тем)

1. Городские(районные) суды ПМР как основное звено судебной системы

2. История развития судебной системы Росссии..

3. Кассация и аппеляция в судебных системах ПМР и РФ

Вопросы для контроля

1. Какие суды в Российской Федерации и ПМР относятся к судам общей юрисдикции?

2. Какой нормативный акт закрепляет систему судов общей юрисдикции?

3. Какие суды общей юрисдикции относятся к федеральным судам?

4. Какова компетенция мировых судей?

5. Какова компетенция районного суда?

6. Каковы права и обязанности председателя районного суда?

7. Какое место в системе судов общей юрисдикции занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов?

8. Какова компетенция областного и равного ему суда?

9. Какова структура областного и равного ему суда? Раскройте порядок образования и полномочия структурных подразделений областного и равного ему суда.

10. Какие суды субъектов РФ входят в систему судов общей юрисдикции?

11. Какие органы обеспечивают деятельность судов в РФ и ПМР?

Нормативные акты

Конституция РФ.

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1; СПС "КонсультантПлюс".

О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон РФ от 05.02.2014 г. // СПС «КонсультантПлюс».

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон РФ от 07.02.2011 г.// СПС "КонсультантПлюс".

О мировых судьях в РФ: Федеральный Закон РФ от 17.12.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270; СПС "КонсультантПлюс".

О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2014г. // СПС "КонсультантПлюс".

Конституция ПМР.

КЗ ПМР "О судебной системе ПМР"

Литература

Афанасьев С., Савельева Т. Производство у мирового судьи нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2002. № 5. Бахичева Г. Что мешает быстрому становлению института мировых судей? // Российская юстиция. 2001. № 8.

Баландин В.Н., Павлушина А.А. К вопросу о восстановлении института мировых судей в России. // Правоведение. 1998. №3.

Быков В.М. Новый закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Научный комментарий // Право и политика. 2012. № 1, 2.

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Понятие судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.

Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве се подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия "суды общей юрисдикции" и "судебная система РФ" соотносятся между собой как философские категории части и целого.

Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации"; "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов - федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ - суды (точнее - судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

- Верховный Суд РФ;

- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ);

- районные суды, городские суды, межрайонные суды;

- военные суды различных уровней;

- специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.)

К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи.

Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях - законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.

Процедура разрешения споров в судах общей юрисдикции определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Б&oac

Наши рекомендации