Хозяйственный суды в РБ. Их задачи, система, компетенция
Хозяйственные суды появились в 1991 г
5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь».
К Компетенции хозяйственных судов были отнесены не только хозяйственные споры, подведомственные государственным арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы.
Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.
задачи:
· защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
· обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
· укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
· содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового общения;
Хозяйственные суды осуществляют правосудие путем разрешения между субъектами хозяйственных споров в сфере хозяйственных (экономических) отношений, вытекающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе, и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.
С 2002 г. к компетенции хозяйственных судов отнесено рассмотрение дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа или конфискацию имущества.
Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами
Систему хозяйственных судов составляют:
1. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные) создаются при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда;
2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
40. Хозяйственный суды области (г. Минска). Состав, структура, компетенция
Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В них могут быть образованы:
· судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;
· апелляционная судебная коллегия:
· судебная коллегия по банкротству;
· судебная коллегия по налоговым вопросам;
· судебная коллегия по административным делам.
При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут создаваться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.
рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;
Согласно Кодексу статьи 62 Хозяйственный Суд области (города Минска):изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на пять лет.
он:
- организует деятельность соответствующего суда;
- формирует судебные составы суда;
- вносит Председателю Высшего Хозяйственного Суда представления для назначения составов судебных коллегий;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда, как и председатели этих судов, назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Хозяйственного Суда сроком на пять лет.
Они также являются судьями соответствующего хозяйственного суда и одновременно в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий.
Они отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий, ведут личный прием граждан;
Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска):
· рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;
· изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют статистику.