Особенности налоговой политики в условиях экономического кризиса 2008г.

Налог на прибыль

Текущая версия (не проверялась)

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

· производственные, коммерческие, транспортные издержки;

· проценты по задолженности;

· расходы на рекламу и представительство;

· расходы на научно-исследовательские работы;

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

В России налог официально называется Налог на прибыль организаций (с 1 января 2002 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ).

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24%): 6,5% (в соответствии с поправками, с 2009 года составит 2,5%) - зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Прибыль:

· для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов

· для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета - налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий - управленческий).

Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4...11 месяцев).

Распределение

Налог на 2008 год распределяется следующим образом:

· Фиксированный взнос предпринимателя в пенсионный фонд и взнос на ОПС работников (не более половины ЕНВД)

o взнос за предпринимателя (966 р. в квартал):

§ 2/3 — страховая часть

§ 1/3 — накопительная часть

o взнос на ОПС работников (ставка 14% от заработной платы):

§ 8 из 14% — страховая часть

§ 6 из 14% — накопительная часть

· Оставшаяся сумма (не менее половины ЕНВД)

o 90% в муниципальный бюджет

o 5% в ФСС

o 4,5% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования

o 0,5% в федеральный ФОМС

Изменения во «вмененную» главу кодекса внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ. Самые значимые из них устанавливают некоторые ограничения на применение единого налога на вмененный доход.

Применять ЕНВД не смогут те организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила 100 человек.

В то же время эта норма поможет тем крупным предприятиям, у которых выручка от деятельности, облагаемой ЕНВД, составляет несущественную величину, избавиться от обязанности вести трудоемкий раздельный учет доходов и расходов по различным налоговым режимам.

Ограничение по численности - не единственное требование. Не смогут применять ЕНВД и те компании, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Однако это не распространяется:

· на компании, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Необходимые условия: среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

· на организации потребительской кооперации;

· на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Предприниматели, которые перешли на упрощенную систему налогообложения на основе патента, также не вправе будут применять ЕНВД.

По-прежнему не смогут применять ЕНВД учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в отношении услуг общепита, если это является составляющей частью их основной деятельности.

Налоговые вычеты по НДФЛ.

Налоговая база по НДФЛ уменьшается на величину стандартных налоговых вычетов:

В размере 3000 рублей за каждый месяц для лиц:

o получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

o принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

o военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

o начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

o инвалидов Великой Отечественной войны

o инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих

o и т.д.

В размере 500 рублей за каждый месяц для лиц:

o Героев Советского Союза и Героев РФ, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

o участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан

o лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания

o бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны

o инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

o лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику

o родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей

o граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

o И т.д.

Вычет в размере 400 рублей за каждый месяц
Для налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 и 2. Вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 20 000 рублей.

Вычет в размере 600 рублей за каждый месяц:

o на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей

o каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.

Вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 40 000 рублей.
Вычет производится на каждого ребенка: в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из вычетов. Вычет на детей предоставляется независимо от предоставления других стандартных налоговых вычетов.

Имущественные вычеты

С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с новыми изменениями граждане, купившие жилье в 2008 году, смогут воспользоваться налоговым вычетом не с одного, а с двух миллионов рублей.

Налоговый вычет с покупки жилого помещения могут получить физические лица, которые платят налог с дохода. Льгота предоставляется только один раз. Получать вычет можно двумя путями — в налоговой инспекции (ИФНС) по месту жительства либо по месту работы.
До настоящего времени сумма, с которой исчислялся налоговый вычет для приобретателей жилья, составляла 1 миллион рублей. Налогоплательщики могли рассчитывать на возврат уплаченного подоходного налога в размере 130 тыс. руб. (13% от миллиона). После внесения поправки в Налоговый кодекс РФ граждане, купившие или построившие жилье после 1 января 2008 года, смогут получить налоговый вычет уже с 2 миллионов рублей и соответственно вернуть подоходный налог в размере 260 тыс. руб.
Получать льготу можно в течение многих лет.
Согласно ст. 220 Налогового кодекса РФ вычет возвращается исходя из суммы официального дохода гражданина. Если предположить, что официальный ежемесячный заработок гражданина составляет 30 тыс. руб., то налоговый вычет он будет получать в течение пяти с половиной лет — при условии, что доход не будет изменяться в течение всего этого времени.
При строительстве или покупке жилого дома в налоговый вычет могут включаться:

· расходы на разработку проектно-сметной документации;

· расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

· расходы на приобретение жилого дома, в том числе недостроенного;

· расходы, связанные с работами или услугами по строительству и отделке; расходы на подключение к сетям или создание автономных источников электроводогазоснабжения и канализации.

При покупке квартиры в налоговый вычет могут включаться:

· приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;

· приобретение отделочных материалов;

· расходы, связанные с отделкой квартиры.

Налоговый вычет при ипотеке

Основным финансовым преимуществом при приобретении жилья с помощью ипотеки является возможность получить налоговый вычет. Покупка квартиры или дома по ипотеке влечет за собой значительные и регулярные расходы по погашению кредита и процентов по нему. Поэтому государство предусмотрело налоговые льготы для граждан, приобретающих жилье.

Согласно Налоговому кодексу заемщик ипотечного кредита имеет право на имущественный налоговый вычет (единожды) в сумме, израсходованной на строительство либо покупку квартиры (дома) на территории РФ. Вычет предоставляется при условии, что гражданин имеет доходы, облагаемые подоходным налогом по ставке 13%. При этом налоговый вычет включает сумму, потраченную на покупку (строительство), и сумму процентов по ипотечному кредиту.
Для тех, кто покупает квартиру по ипотеке, сумма налогового вычета не ограничивается 1 млн. Как гласит закон, если квартира была куплена в кредит, то с суммы, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным на новое строительство, либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, предоставляется аналогичная льгота, причем без ограничения по сумме налогового вычета.

Налог на прибыль

Текущая версия (не проверялась)

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

· производственные, коммерческие, транспортные издержки;

· проценты по задолженности;

· расходы на рекламу и представительство;

· расходы на научно-исследовательские работы;

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

В России налог официально называется Налог на прибыль организаций (с 1 января 2002 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ).

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24%): 6,5% (в соответствии с поправками, с 2009 года составит 2,5%) - зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Прибыль:

· для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов

· для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета - налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий - управленческий).

Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4...11 месяцев).

Особенности налоговой политики в условиях экономического кризиса 2008г.

Подготовленный Министерством Финансов проект по «Основным направлениям налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 гг.» недавно был одобрен Правительством страны.

Упор был сделан на контроль трансфертного ценообразования и качество налогового администрирования. Что касается НДС, который по идее мог бы стать ключевым пунктом в документе, но изменения оказались чисто техническими. Например, был установлен единый налоговый период - квартал. Остальные нововведения здесь также были незначительными.

Минфин заявил, что снижение налогов будет способствовать возникновению проблем с инфляцией и серьезно ударит по бюджету. Налоговая политика опять сконцентрировалась вокруг технических моментов. Зато со стороны ведомства прозвучала резкая критика тех немногих послаблений, которыми обладают малые фирмы.

Ведомство, в частности, недовольно системой так называемых спецрежимов, суть которых заключается в следующем.

Предположим, у вас небольшая фирма, которая действует в пределах РФ -небольшой ресторан или продуктовый магазин. Обороты компании незначительны. Это, так сказать, «правильный» малый бизнес, задача которого - продать товар и получить прибыль. Так вот, у подобных фирм пока в России есть одно небольшое преимущество перед «монстрами» - упрощенные режимы налогообложения. Вместо уплаты НДС, ЕСН, налога на прибыль и на имущество такая компания должна заплатить 15% с прибыли или 6% с оборота. Чтобы иметь право на налоговые преференции, компания может иметь штат численностью менее 100 человек, стоимость имущества не должна быть больше 100 миллионов рублей, а ежегодный доход - не больше 20 миллионов рублей.

Министерство финансов заявляет, что такие режимы стали малоэффективными, тогда как большинство бизнесменов уверено в обратном - без них малый бизнес просто не сможет выжить.

Недавно одна из иностранных исследовательских компаний изучала финансовую структуру разных стран. В результате оказалось, что у России одна из самых запутанных и сложных систем налогообложения и бухгалтерского учета

Новая налоговая политика, похоже, опять обходит стороной вопрос о налоге на добавленную стоимость. О снижении налоговой нагрузки в документе нет ни слова.

Есть вероятность того, что ставка НДС будет снижена, но не для всех. Или же послабления по налогу на прибыль будут предусмотрены для отдельных направлений деятельности - например, появятся дополнительные льготы для НИОКР, инновационного сектора, рынка ценных бумаг.

Сегодня бизнес и власть никак не могут найти общий язык. Предприниматели опасаются, что вслед за налоговыми притеснениями начнутся иные формы борьбы с так называемыми «неугодными» бизнесменами. Все прекрасно помнят о судьбе компании «ЮКОС» и отлично знают, что сейчас происходит с холдингом «МЕЧЕЛ».

Аналитики уверены - пока в России не перестанут ущемлять бизнес по всем направлениям, у страны нет реальных шансов для того, чтобы гармонично влиться в мировую экономику.

При этом пока о положительных сдвигах никто говорить не рискует. Ведь, по мнению большинства предпринимателей, российская политическая элита просто не хочет, и самое главное - не может идти на кардинальные перемены. Экономика страны прочно подсела на нефтяную иглу, и это пока всех устраивает.

Наши рекомендации