Тема 5. Обычное право и правовая система ЮАР. Иудейское право.

1. Сущность обычного права и его ренессанс в африканских государствах.

2. Правовая система ЮАР.

3. Соотношение иудейского и израильского права.

Литература:

1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Зимин И.А. Иудейское (галахическое) право: история, сущность, современность. // История государства и права, 2010. № 20.

4. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.

5. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.

6. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.

7. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.

8. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.

9. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах азии и Африки: система и влияние традиции. – М., 1987.

10. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.

11. Сигалов М.К. Целеустановки логики правосознания иудейского права // История государства и права, 2006. № 9.

12. Синицина И.Е. В мире обычая. – М., 1997.

13. Синицына И.Е. Человек и семья в Африке: по материалам обычного права. – М., 1989 .

14.

15. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.

16. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.

Тема 6. Специфика правовой системы России.

1. Специфика правового развития России.

2. Источники и систематизация современного российского права.

3. Правовая и судебная реформа.

4. Тенденции развития российской правовой системы на рубеже XX – XXI вв. в свете процессов постмодернизации и глабализации.

5. Место российской правовой системы на правовой карте мира.

Литература:

1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.

4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.

5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.

6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.

7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.

9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.

10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.

Образовательные технологии

В процессе преподавания данной дисциплины планируется проведение практических занятий в форме дискуссионно-аналитических выступлений (диспутов). Это позволяет магистрантам выявить сущность и содержание культурно-правовых явлений и процессов, противоречий и тенденций, характеризующих состояние современных правовых систем стран мира, а также овладеть методикой и техникой компаративистского анализа, самостоятельно научится работать с первоисточниками и научной литературой, систематизировать и обобщать, аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию, взгляд, точку зрения на проблемы российской правовой системы.

Также планируется проведение тестирования в компьютерном классе для текущего контроля знаний магистрантов.

В ходе проведения лекционных и семинарских занятий планируется использование демонстрационного комплекса группового пользования на базе проектора.

5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить описательный характер, её объём не требует исчерпывающего изучения первоисточников, как это происходит при написании реферата и тем более курсовой работы. Общий объём рукописного (или печатного) текста не должен превышать 3 – 5 страниц.

Модуль 1.

1. Сформулируйте существенные различия между континентальной и англо-саксонской правовой семьёй.

2. Сравните английскую и американскую правовые системы.

3. Сравните французскую, германскую и латино-американские правовые системы.

4. Сформулируйте особенности правовых систем скандинавских стран.

Литература:

1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.

4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.

5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.

6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.

7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.

9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.

10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.

Модуль 2.

1. Обозначьте разницу между индусским правом и правовой системой современной Индии.

2. Сформулируйте основные черны мусульманского и иудейского права.

3. Сравните правовые системы России, Белоруссии и Украины.

4. Сравните правовую систему Ирана и Пакистана.

Литература:

1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.

4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.

5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.

6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.

7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.

9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.

10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.

Темы рефератов (курсовых работ):

Модуль 1:

1. Правовая система США.

2. Правовая система Великобритании.

3. Правовая система Франции.

4. Правовая система Германии.

5. Правовая система Италии.

6. Правовая система Испании.

7. Правовая система Польши.

8. Правовая система Финляндии.

9. Правовая система. Белоруссии.

10. Правовая система Украины.

Модуль 2.

1. Правовая система Индии.

2. Правовая система Пакистана.

3. Правовая система Египта.

4. Правовая система Нигерии.

5. Правовая система ЮАР.

6. Правовая система Израиля.

7. Правовая система Ирана.

8. Правовая система Ливии.

9. Правовая система Алжира.

10. Правовая система Марокко.

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение обеспечение дисциплины (модуля)

а) Основная литература:

1. Агафонов В.А. Особенности правовой системы Российской Федерации: вопросы теории. – Ростов-на-Дону, 2014.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов - н/Д., 2001.

4. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. – М., 2010.

5. Леже Раймон Великие правовые системы современности: сравнительно правовой подход. – М., 2015.

6. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. – М., 2008.

7. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М., 2015.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник. – М., 2000.

9. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Саратов, 1995.

10. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. – М., 2000. Т. 1.

б) дополнительная литература:

1. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М., 2003.

2. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. – М., 2004.

3. Додонов В.Н. Прокуратура зарубежных стран: Справочник. – М., 2006.

4. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Учебник. – М., 2004.

5. Киселёв И.Я. Сравнительное трудовое право. – М., 2005.

6. Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. – М., 2002.

7. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. – М., 2002.

8. Судебные системы европейских стран: Справочник. – М.. 2002.

9. Тихомиров А.Д. Юридическая компаративистика. Философские, теоретические и методологические проблемы. – Киев, 2005.

10. Чернооков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учеб. пособие. Спб., 2004.

в) программное обеспечение и Интернет ресурсы: лекции презентации на инкампусе.

1. Site de Philippe Remacle - http://remacle.org/

2.Gallica. Bibliotheque numerique - http://gallica.bnf.fr/

3.Библиотека Гумер - http://www.gumer.info/Name_Katalog.php

4. Википедия. Свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. История Древнего Рима - http://ancientrome.ru/

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Работа программы обеспечивается широким использованием интерактивных досок, компьютеров, ноутбуков, презентационных комплексов.

Учебная карта дисциплины

«Сравнительное правоведение» доц. Серегин А.В.

Вид контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль
  Модуль 1  
1. Активность на практических занятиях; 4 балла – активная работа, включая основной ответ и дополнения по теме; развернутая презентация; 2 балла – 1-2 дополнения, решение казуса.  
2. Промежуточное тестирование, участие в «деловых играх», экспресс-опросы, контрольные работы В зависимости от степени сложности заданий и активности участвующего – от 2 до 4 баллов  
3. Выполнение индивидуальных домашних заданий (выбирается преподавателем) В выполненном задании присутствует анализ, аргументация, обоснование и обобщение – 4 балла; задание выполнено недостаточно полно, имеет лаконичный характер, есть недочеты – 2 балл; отсутствие самостоятельности, не соответствие требованиям – 0 баллов.  
4. Самостоятельная работа (реферирование, написание эссе, подготовка презентаций) 2-5 балла за каждую позицию в зависимости от объема и качества. При отсутствии самостоятельности – 0 баллов.  
  Модуль 2 тут общества
1. Активность на практических занятиях 3 балла – активная работа, включая основной ответ и дополнения по теме; развернутая презентация; 1 балла – 1-2 дополнения, решение казуса.  
2. Промежуточное тестирование, участие в «деловых играх», экспресс-опросы, контрольные работы В зависимости от степени сложности заданий и активности участвующего 2 балла  
3. Выполнение индивидуальных домашних заданий (выбирается преподавателем) В выполненном задании присутствует анализ, аргументация, обоснование и обобщение – 4 балла; задание выполнено недостаточно полно, имеет лаконичный характер, есть недочеты – 2 балл; отсутствие самостоятельности, не соответствие требованиям – 0 баллов.  
4. Самостоятельная работа (реферирование, написание эссе, подготовка презентаций) 2-6 балла за каждую позицию в зависимости от объема и качества. При отсутствии самостоятельности – 0 баллов.  
  Модуль 3
1. Активность на практических занятиях 3 балла – активная работа, включая основной ответ и дополнения по теме; развернутая презентация; 1 балла – 1-2 дополнения, решение казуса.  
2. Промежуточное тестирование, участие в «деловых играх», экспресс-опросы, контрольные работы В зависимости от степени сложности заданий и активности участвующего 2 балла  
3. Выполнение индивидуальных домашних заданий (выбирается преподавателем) В выполненном задании присутствует анализ, аргументация, обоснование и обобщение – 4 балла; задание выполнено недостаточно полно, имеет лаконичный характер, есть недочеты – 2 балл; отсутствие самостоятельности, не соответствие требованиям – 0 баллов.  
4. Самостоятельная работа (реферирование, написание эссе, подготовка презентаций) 2-6 балла за каждую позицию в зависимости от объема и качества. При отсутствии самостоятельности – 0 баллов.  
  Всего  
       
       
  Бонусные баллы до 10 Научная активность (подготовка доклада к заседанию научного кружка «Государсвовед», участие в работе «Круглых столов», научных конференций, публикация статьи и др.)
           

Текущий контроль

Работа на семинарских занятиях – основной ответ в виде свободного изложения поставлено проблемы с использованием источников и дополнительной литературы, дополнение к основному ответу, решение казуса.

Реферирование статьи из специального юридического журнала (выбирается магистрантом самостоятельно или выдается преподавателем). Задание сопровождается вопросами, отвечая на которые магистрант должен раскрыть смысл статьи и прокомментировать существо поставленной проблемы.

Написание эссе по актуальным вопросам теории государства и права. Также эссе может представлять собой развернутый ответ на поставленный вопрос. Ответы на такого рода задания должны отличать ясность и четкость ответа с комментариями магистранта и опорой на существующие в науке точки зрения, а также изложение аргументированной собственной позиции.

Контрольная работа проводится в аудитории в течение 20 минут и касается узких вопросов семинарского занятия.

Выполнение практического задания предполагает собой изучение первоисточника или его отдельной части с выводами и комментариями магистранта.

Подготовка презентации выполняется по тому или иному вопросу, имеющему отношение к текущему семинарскому занятию, и предполагает углубленное изложение одного из вопросов семинарского занятия или его части.

Экспресс-опрос осуществляется в течение 20 минут на семинарском занятии по текущей теме, в котором задействуется вся аудитория, и предполагает односложные ответы на поставленные вопросы.

Рубежный контроль осуществляется в виде компьютерного тестирования или выполнения развернутой контрольной работы по модулю с различными видами заданий.

1. Бонусные баллы до 10 Начисление бонусных баллов возможно при условии активной работы на семинарских занятиях, участии в кружках, круглых столах, студенческих конференциях, а также при наличии публикаций по дисциплине.
2. Промежуточная аттестация (экзамен) Проводится в комбинированной форме в виде сочетания письменных заданий с устной формой собеседования. Экзаменационное задание включает 7 видов различных заданий, включая теоретические и практические вопросы, и предполагает знание терминологии и наличие навыков реферирования. Сдача экзамена может быть засчитана при условии, что магистрант при выполнении заданий набрал не менее 22 баллов из 40 возможных.

Наши рекомендации