Равления в области земельных отношений от-

носятся (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участ-

ков для муниципальных нужд;

2) установление с учетом требований законодатель-

ства РФ правил землепользования и застройки тер-

риторий городских и сельских поселений, террито-

рий других муниципальных образований;

3} разработку и реализацию местных программ исполь-

зования и охраны земель;

4) управление и распоряжение земельными участками,

находящимися в муниципальной собственности;

5) иные полномочия на решение вопросов местно-

го значения в области использования и охраны

земель.

отабильность целевого назначения земель, сохра-

нение преждевсего сельскохозяйственных земель,

недопущение их необоснованного перевода в менее

эффективные формы использования - основной прин-

цип российского земельного права.

Вторая категория земель - земли населенных пунк-

тов, поселений. Они используются как простран-

ственный базис для проживания, строительства зда-

ний, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых

нужд населения.

Самая большая категория земельного фонда по

площади - земли лесного фонда, режим которых под-

чиняется правилам использования, охраны и воспро-

изводства лесов, на них произрастающих.

К землям водного фонда относятся земли, занятые

водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные

полосы и др. Близки к ним по режиму использования

земли особо охраняемых территорий - природоохран-

ного, заповедного, рекреационного, историко-культур-

ного назначения. Резервом являются земли запаса.

Государственное управление землями подразделя-

ется на:

1)общее управление;

2)отраслевое управление.

Общее управление земельными ресурсами

осуществляется органами общей и специальной ком-

петенции и распространяется на все территории не-

зависимо от категорий земель и форм владения ими.

Общее управление землями возложено на Федераль-

ное собрание, Президента, Правительство РФ.

Отраслевое управлениеосуществляется мини-

стерствами, государственными комитетами, Феде-

ральными службами по принципу подведомственно-

сти им предприятий, учреждений, организаций, которым

предоставлены земли. Осуществление ими управле-

ния, как правило, не зависит от территориального

размещения земель.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

Основными функциями государственного

управленияиспользованием и охраной земель яв-

ляются:

1) организация землеустройства.

Землеустройство - мероприятия по изучению со-

стояния земель, планированию и организации ра-

ционального использования земель и их охраны,

образованию новых и упорядочению существующих

объектов землеустройства и установлению их гра-

ниц на местности (территориальное землеустрой-

ство), организации рационального использования

гражданами и юридическими лицами земельных

участков для осуществления сельскохозяйственно-

ОЗ го производства, а также по организации террито-

rj~l рий, используемых общинами коренных малочис-

ленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока РФ (ст. 68 Земельного кодекса РФ). Про-

ведение землеустройства регулируется ЗК РФ и За-

коном РФ от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве»;

2) проведение государственного кадастрового учета

с целью регистрации прав и создания соответствую-

щей налогооблагаемой базы.

Государственный кадастровый учет земельных участ-

ков - описание и индивидуализация в Едином го-

сударственном реестре земель земельных участ-

ков, в результате чего каждый земельный участок

получает такие характеристики, которые позволяют

однозначно выделить его из других земельных участ-

ков и осуществить его качественную и экономи-

ческую оценки. Государственный кадастровый учет

земельных участков сопровождается присвоением

каждому земельному участку кадастрового номера;

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО.

ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Землеустройство- мероприятия по изучению со-

стояния земель, планированию и организации рациональ-

ного использования земель и их охраны, образованию

новых и упорядочению существующих объектов земле-

устройства и установлению их границ на местности, орга-

низации рационального использования гражданами

и юридическими лицами земельных участков для осу-

ществления сельскохозяйственного производства, а так-

же по организации территорий, используемых общинами

коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль-

него Востока РФ. Законом РФ от 18 июля 2001 г. «О зем-

леустройстве» понятие землеустройства и его зада-

чи определяются как мероприятия по изучению состояния

земель и их охраны, образованию новых и упорядочению

существующих объектов землеустройства и установлению

их границ на местности.

Задачи землеустройства (ст. 3 Закона РФ «О земле-

устройстве»):

1) изменение границ объектов землеустройства;

2) предоставление и изъятие земельных участков;

3) определение границ ограниченных в использова-

нии частей объектов землеустройства;

4) перераспределение используемых гражданами и юри-

дическими лицамиземельных участков для осуществ-

ления сельскохозяйственного производства;

5) выявление нарушенных земель, а также земель,

подверженных водной и ветровой эрозии, селям,

подтоплению, заболачиванию, вторичному засоле-

нию, иссушению, уплотнению, загрязнению отхода-

ми производства и потребления, радиоактивными

и химическими веществами, заражению и другим

негативным воздействиям;

6) проведение мероприятий по восстановлению и кон-

сервации земель, рекультивации нарушенных зе-

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Землеустроительный процесс- общий поря-

док выполнения отдельных землеустроительных дей-

ствий.

Основания проведения землеустройства-

решения федеральных органов государственной вла-

сти, органов государственной власти субъектов РФ

и органов местного самоуправления, а также дого-

воры о проведении землеустройства и судебные ре-

шения (п. 1 ст. 69 3КРФ).

ЗК РД содержит конкретные случаи использования

земель, при которых необходимо проведение земле-

устроительных работ - это предоставление земельных

участков для строительства из земель, находящихся

в государственной или муниципальной собственно-

сти. Документы государственного земельного кадастра

и документы землеустройства необходимо представить

в орган местного самоуправления, осуществляющий

выбор земельного участка для названных целей.

Проведение землеустроительных работ и изготов-

ление землеустроительной документации необходи-

мы в случае предоставления гражданам земельных

участков, находящихся в государственной или муни-

ципальной собственности, для целей, не связанных

со строительством (ст. 34 ЗК РФ), а также в случае

приобретения прав на земельные участки, которые

находятся в государственной или муниципальной

собственности, гражданами и юридическими лицами,

имеющими в собственности, хозяйственном ведении

или оперативном управлении здания, строения, со-

оружения, расположенные на данных земельных

участках.

Подготовительные работыкак стадия земле-

устроительного процесса - это изучение условий и под-

V готовка соответствующей информации и материалов

для составления проекта. Они включают следующие

операции:

1)сбор информации об объектах землеустройства,

содержащейся в государственном земельном ка-

дастре, государственном градостроительном када-

стре, государственном фонде данных, полученных

в результате проведения землеустройства, геоде-

зической, картографической и иной связанной с ис-

пользованием, охраной и перераспределением зе-

мель документации;

2)определение местоположения границ объектов

землеустройства;

3) определение площади объектов землеустройства;

4) составление карты (плана) объектов землеустрой-

ства, отображающей в графической форме место-

положение, размер, границы объекта землеустрой-

ства, а также размещение объектов недвижимости,

прочно связанных с землей.

Составление землеустроительного проектапо

своему содержанию и значению - основная стадия

землеустроительного процесса.

Проект землеустройства, состоящий из графиче-

ской части (проектный план) и текстовой части, - глав-

ный юридический документ этой стадии. В проекте

разрабатываются и экономически обосновываются

основные направления наиболее рационального

и эффективного использования земель с учетом осо-

бенностей землеустроительного объекта.

Стадия утверждения проектазавершается при-

нятием государственными органами решения (поста-

новления) об утверждении проекта, которое является

правовым основанием для выполнения последующих

стадий землеустроительного процесса и, в частности,

перенесения проекта на местность.

Утвержденный проект землеустройствапере-

носится в натуру с закреплением на местности меже-

выми знаками установленного образца.

мель, защите земель от эрозии, селей, подтопле-

ния, заболачивания, вторичного засоления, иссуше-

ния, уплотнения, загрязнения отходами производ-

ства и потребления, радиоактивными и химическими

веществами, заражения и других негативных воздей-

ствий.

Виды землеустройства.

По содержанию землеустройство подразделяется на:

1) межхозяйственное,которое позволяет опреде-

лить целевое назначение земель, осуществлять

межотраслевое и внутриотраслевое распределение

(перераспределение) земельных ресурсов. С по-

мощью межхозяйственногоземлеустройства обра-

зуются новые и изменяются существующие земле-

владения и землепользования, разрабатываются

мероприятия, обеспечивающие оптимальные меж-

хозяйственные экономические связи.

Предоставление земель в собственность, аренду

и пожизненное наследуемое владение - все эти ме-

роприятия требуют проведения межхозяйственно-

го землеустройства;

2) внутрихозяйственное,которое проводится в це-

лях организации рационального использования

земель сельскохозяйственного назначения и их

охраны, а также земель, используемых общинами

коренных малочисленных народов Севера, Сибири

и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися

к таким народам, для обеспечения их традицион-

ного образа жизни.

В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса зем-

леустройство проводится по инициативе уполномо-

ченных исполнительных органов государственной

власти, органов местного самоуправления, собствен-

ников земельных участков, землепользователей, зем-

левладельцев или по решению суда.

3) кадастровая оценка земли. Федеральное агентство

кадастра объектов недвижимости ответственно за

проведение и организацию кадастровой оценки

земли, который необходим для того, чтобы обеспе-

чить соответствующую фискальную составляющую

у государства;

4) контроль за использованием и охраной земли.

Основная задача государственного контроля за ис-

пользованием и охраной земель - обеспечение

исполнения земельного законодательства, соблю-

дения установленных требований (норм, правил,

нормативов), выполнения мероприятий по охране

земель органами государственной власти, местного

самоуправления, юридическими лицами, их долж-

ностными лицами, а также гражданами.

Цель государственного земельного контроля - со-

хранение земли как природного ресурса, основы

жизни и деятельности граждан России;

5) мониторинг земель.

Мониторинг земель- это система наблюдений

(съемки, обследования и изыскания) за состоянием

земель. Объектами мониторинга земель являются все

земли РФ. Составная часть государственного монито-

ринга земель - мониторинг плодородия земель сель-

скохозяйственного назначения, как предусматривает

ст. 16 Федерального закона «О государственном регу-

лировании обеспечения плодородия земель сельскохо-

зяйственного назначения». Пользователи земель обязаны

регулярно отчитываться о наличии и качественном со-

стоянии своих земель в соответствии с правилами ве-

дения мониторинга, установленными федеральными

нормативными правовыми актами и нормативными ак-

тами соответствующих субъектов РФ.

CD

СО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ

Государственный кадастровый учет- это опи-

сание и индивидуализация в Едином государственном

реестре земель земельных участков, в результате чего

каждый из них приобретает такие характеристики, ко-

торые позволяют однозначно выделить его из других

земельных участков и осуществить его качественную

и экономическую оценку. Ведение государственного ка-

дастрового учета регулируется Федеральным законом

от 2 января 2000 г. «О государственном земельном

кадастре».

В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-

продажи могут быть только земельные участки, про-

шедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участ-

ков сопровождается присвоением каждому земель-

ному участку кадастрового номера. Кадастровый

СО номер земельного участка состоит из:

^J1) номера кадастрового округа;

2) номера кадастрового района;

3) номера кадастрового квартала;

4) номера земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все

земельные участки, расположенные на территории РФ,

независимо от форм собственности на землю, целе-

вого назначения и разрешенного использования зе-

мельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г.

№ 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объек-

тов недвижимости» установлено, что органом, в функции

которого входит ведение государственного земельного

кадастра, в настоящее время является Федеральное

агентство кадастра объектов недвижимости. Помимо

ведения государственного земельного кадастра, указан-

ное Агентство также проводит государственный учет рас-

положенных на земельных участках и прочно связанных

Наши рекомендации