Бым нарушением правил рационального использо-
Вания земли, установленных земельным законода-
Тельством, в частности если участок используется
Не в соответствии с его целевым назначением или
Его использование приводит к существенному сни-
Жению плодородия сельскохозяйственных земель
Либо значительному ухудшению экологической об-
становки (ст. 284 ГК РФ);
Если участок предназначен для сельскохозяйствен-
Ного производства либо жилищного или иного строи-
Тельства и не используется для соответствующей
Цели в течение 3 лет, если более длительный
Срок не установлен законом. В этот период не вклю-
Чается время, необходимое для освоения участка,
И время, в течение которого участок не может быть
Использован по назначению из-за стихийных бед-
Ствий или иных обстоятельств, исключающих такое
Использование.
ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТЕРЬ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Потери сельскохозяйственного производства вслед-
ствие изъятия сельскохозяйственных угодий для ис-
пользования их в целях, не связанных с ведением
сельского хозяйства, выражаются в сокращении пло-
щадей используемых сельскохозяйственных угодий
или ухудшении их качества под влиянием деятельно-
сти организаций и возмещаются в целях сохранения
уровня сельскохозяйственного производства путем
восстановления площадей сельскохозяйственных
угодий и их качества.
Потери возмещаются в размере стоимости освое-
ния равновеликой площади новых земель с учетом
проведения на них мероприятий по окультуриванию
и повышению плодородия почв до уровня плодоро-
СО дия изымаемых земель (по кадастровой оценке).
"~L Порядок возмещения потерь сельскохозяйственно-
го производства и потерь лесного хозяйства опреде-
ляется:
1 )ст. 58 Земельного кодекса РФ;
2)постановлением Правительства РФ от 28 янва-
ря 1993 г. «Об утверждении Положения о поряд-
ке возмещения убытков собственникам земли,
землевладельцам, землепользователям, арен-
даторам и потерь сельскохозяйственного про-
изводства».
Потери подлежат возмещению в двух случаях:
1) при изъятии сельскохозяйственных угодий и олень-
их пастбищ, которые находятся в государствен-
ной или муниципальной собственности, для исполь-
зования их в несельскохозяйственных целях;
2)в случае изменения целевого назначения сельско-
хозяйственных угодий и оленьих пастбищ, находя-
щихся в частной собственности.
41. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ
ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ,
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ
Основные права собственника - право владения,
пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение - возможность фактически обладать кон-
кретным земельным участком.
Пользование - возможность извлечения из имущест-
ва полезных свойств.
Распоряжение - возможность совершать с земель-
ным участком гражданско-правовые сделки.
Права собственника земельного участка (ст. 40
Земельного кодекса РФ):
1) использовать в установленном порядке для соб-
ственных нужд имеющиеся на земельном участке
общераспространенные полезные ископаемые;
2) пресные подземные воды, а также закрытые водо-
емы в соответствии с законодательством РФ.
Иными словами, государство предоставило собствен-
нику земельного участка возможность использовать,
кроме земли, другие природные ресурсы, находящиеся
в границах его участка, а также расположенные в не-
драх под участком.
Также собственники и владельцы участков имеют
право:
1) возводить жилые, производственные, культурно-бы-
товые и иные здания, строения, сооружения в соот-
ветствии с целевым назначением земельного участ-
ка и его разрешенным использованием с соблюдением
требований градостроительных регламентов, строи-
тельных, экологических, санитарно-гигиенических,
противопожарных и иных правил, нормативов;
2) проводить в соответствии с разрешенным исполь-
зованием оросительные, осушительные, культурно-
технические и другие мелиоративные работы, стро-
ить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии
СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ РФ. ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ
ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ
Земли в РФ по целевому назначению подразделя-
ются на следующие категории (ст. 7 Земельного
кодекса РФ):
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2)земли поселений;
3)земли промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики,
земли для обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли иного спе-
циального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Критерий разграничения земель- различное
целевое назначение, определяющее цель, в соответ-
ствии с которой они используются.
Земли делятся на 2 основные группы:
1)земли, используемые в качестве средства произ-
водства;
2)земли, используемые как пространственный терри-
ториальный базис. Поэтому все категории земель,
кроме земель запаса, поскольку их целевое назна-
чение еще не определено, могут быть отнесены
к соответствующей группе. Земли особо охраняе-
мых территорий и объектов могут выполнять функ-
цию как средства производства, так и простран-
ственного территориального базиса.
Отнесение земель к категориям, перевод их из од-
ной категории в другую осуществляются в соответ-
ствии с требованиями п. 1 ст. 8 Земельного ко-
декса РФ в следующем порядке:
1) земель, находящихся в федеральной собственно-
V сти, - Правительством РФ;
А
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ,
и земель сельскохозяйственного назначения, на-
ходящихся в муниципальной собственности, - орга-
нами исполнительной власти субъектов РФ;
3)земель, находящихся в муниципальной собствен-
ности, за исключением земель сельскохозяйствен-
ного назначения, - органами местного самоуправ-
ления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
а)земель сельскохозяйственного назначения -
органами исполнительной власти субъектов РФ;
б)земель иного целевого назначения - органами
местного самоуправления.
В настоящее время целевое назначение и катего-
рии установлены для всех земель РФ. В связи с тем
что полномочия по переводу земель из одной катего-
рии в другую предоставлены всем субъектам, обла-
дающим правами государственной или муниципаль-
ной собственности на землю, ст. 8 ЗК РФ переводит
регулирование порядка перевода земель на уровень
федерального закона. Такой закон в настоящее вре-
мя находится в стадии разработки.
Указанный круг вопросов регламентируется в на-
стоящее время фрагментарно некоторыми из феде-
ральных законов РФ.
Так, например, ЛК РФ содержит нормы, устанавли-
вающие порядок перевода лесных земель в нелес-
ные земли для использования их в целях, не связан-
ных с ведением лесного хозяйства, пользованием
лесным фондом, и (или) порядок изъятия земельного
лесного фонда (ст. 63) и порядок перевода лесных
земель в нелесные земли для использования их в це-
лях, связанных с ведением лесного хозяйства и поль-
зованием лесным фондом (ст. 64).
Нарушение порядка перевода земель из одной катего-
рии в другую служит основанием признания недействи-
тельными актов об отнесении земель к категориям, о пе-
реводе их из одной категории в другую (п. 3 ст. 8
Земельного кодекса РФ).
с установленными законодательством экологиче-
скими, санитарно-гигиеническими и иными специаль-
ными требованиями;
3) другие права на использование земельного участ-
ка, предусмотренные законодательством.