Право владельцам земельного участка передавать

Его другим лицам в аренду или безвозмездное сроч-

ное пользование;

П. 2 ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомо-

Чия владельцев по распоряжению земельным участ-

Ком, а точнее, запрещает каким-либо образом

Распорядиться им, за исключением перехода прав

На земельный участок по наследству.

При этом положения Гражданского кодекса РФ не

Отменены. В данном случае следует признать приори-

Тетными нормы Земельного кодекса РФ.

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

По договору безвозмездного срочного пользо-

ванияземельным участком одна сторона обязуется

передать или передает земельный участок (его часть)

в безвозмездное пользование на определенный срок

другой стороне, а последняя обязуется использовать

земельный участок (его часть) в соответствии с целе-

вым назначением и разрешенным использованием,

соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, гра-

достроительное и иное законодательство и вернуть

земельный участок (его часть) в состоянии, пригод-

ном для дальнейшего его целевого использования.

Право передачиземельного участка в безвозмезд-

ное срочное пользование принадлежит исполни-

тельным органам государственной власти и органам

местного самоуправления, уполномоченным распо-

ряжаться земельными участками.

Получателямирассматриваемого права могут

быть только следующие категории субъектов:

1) государственные и муниципальные учреждения;

2) федеральные казенные предприятия;

3) органы государственной власти и местного само-

управления;

4) граждане и юридические лица. Однако в соответ-

ствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на пра-

ве постоянного (бессрочного) пользования не пре-

доставляются.

Основанием возникновения права безвозмездного

срочного пользования земельным участком являет-

ся предоставление земельных участков из земель,

находящихся в государственной или муниципальной

собственности. В данном случае право безвозмезд-

ного срочного пользования может возникнуть только

у государственных и муниципальных учреждений,

федеральных казенных предприятий, органов госу-

ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ).

ВИДЫ СЕРВИТУТА

Сервитут- право пользования чужой вещью в из-

вестном ограниченном отношении. Сервитуты отнесе-

ны ст. 216 ГК РФ к числуограниченных вещных прав.

По своей сути земельный сервитут- это:

1) вещное право на земельный участок, он будет су-

ществовать до тех пор, пока существует земель-

ный участок, в отношении которого он установлен;

2)он является правом на чужую вещь (землю), а не

на свою;

3) обладатель сервитута приобретает право ограничен-

ного пользования земельным участком, а обреме-

нение участка сервитутом не лишает его владельца

владения, пользования и распоряжения. При этом

осуществление сервитута должно быть наименее об-

ременительным для земельного участка, в отноше-

нии которого он установлен;

4) сервитут сохраняется в случае перехода прав на

земельный участок, обремененный этим сервиту-

том, к другому лицу.

В земельном законодательстве закреплено два вида

сервитутов:

1) частный сервитут;

2) публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается в соответ-

ствии с гражданским законодательством. Согласно

п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглаше-

нию между лицом, требующим установления сервиту-

та, и собственником соседнего участка. Сервитут

может быть установлен по требованию не только лица,

которому земельный участок принадлежит на праве

собственности, но и землепользователя, а также зем-

левладельца.

Публичный сервитут устанавливается законом или

иным нормативным правовым актом РФ, нормативным

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ

НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Институт возникновения прав на землюрегу-

лируется преимущественно нормами ЗК РФ, но в тес-

ном взаимодействии с ГК и соответствующими феде-

ральными законами.

Пункт 1 ст. 25 ЗК РФ определяет круг оснований

возникновения только тех прав на земельные участ-

ки, которые предусмотрены главами 3 и 4 ЗК РФ:

1)право собственности (глава 3);

2) право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20);

3) право пожизненного наследуемого владения (ст. 21);

4)право аренды (ст. 22);

5) право ограниченного пользования чужим земель-

ным участком - сервитут (ст. 23);

6) право безвозмездного срочного пользования (ст. 24).

При определении основания возникновения выше-

перечисленных прав на земельные участки ЗК РФ

делает ссылку к основаниям, установленным граж-

данским законодательством и иными федеральными

законами.

ЗК РФ содержит требование государственной реги-

страции сделок с земельными участками, которая

обязательна в случаях, указанных в федеральных за-

конах.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ госу-

дарственной регистрацииподлежат:

1)договор продажи жилого дома, квартиры, части

жилого дома или квартиры. С момента регистрации

данного договора последний считается заключен-

ным (п. 2 ст. 558ГКРФ);

2) договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);

3)договор мены жилыми помещениями (ст. 567 со

ссылкой на п. 2 ст. 558 ГК);

4) дарение недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);

5) договор ренты, предусматривающий отчуждение

недвижимого имущества под выплату ренты

V (ст. 584 ГК РФ);

Г

6) договор аренды имущества (жилого помещения), преду-

сматривающий переход в последующем права собствен-

ности на это имущество арендатору (п. 3 ст. 609 ГК РФ);

7) договор аренды здания или сооружения, заключен-

ный на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);

8) договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ);

9)договор доверительного управления недвижи-

мым имуществом, которое относится к жилым по-

мещениям;

Юу договор доверительного управления предприятием

(п. 2ст. 1017ГКОО ссылкой на п. 2ст. 558ип. Зет. 560ГКРФ).

Пункт 2 ст. 25 ЗК РФ устанавливает закрытый пере-

чень сделок, подлежащих государственной регистра-

ции. Однако ни ГК (ст. 131), ни Закон о регистрации

прав на недвижимость, ни акты земельного законо-

дательства не устанавливают исчерпывающего переч-

ня сделок, подлежащих государственной регистрации,

а лишь определяют критерии их отнесения к сделкам,

подлежащим государственной регистрации:

1)сделки, направленные на установление, изменение

и прекращение вещных прав;

2) сделки, направленные на установление обременении

вещных прав. Учитывая тот факт, что в соответствии

с подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права (в том

числе и права на земельные участки) могут возник-

нуть из «...договоров и иных сделок, хотя и не преду-

смотренных законом, но не противоречащих ему», сле-

дует заключить, что сделка, прямо не предусмотренная

законом, но приводящая к установлению ограниче-

ний (обременении) вещных прав на земельные участ-

ки, в соответствие со ст. 164 и 131 ГК РФ и п. 1 ст. 4

Закона о регистрации прав на недвижимость должна

подлежать государственной регистрации.

правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым

актом органа местного самоуправления в случаях, если

это необходимо для обеспечения интересов государ-

ства, местного самоуправления или местного населе-

ния, без изъятия земельных участков. Установление пуб-

личного сервитута осуществляется с учетом результатов

общественных слушаний.

Так, могут устанавливаться публичные сервитута для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) проведения дренажных работ на земельном участке;

3) забора воды и водопоя;

4) прогона скота через земельный участок и др.

Основным признаком сервитута является связь

двух земельных участков, дающая право собственнику

одного из них - господствующего земельного участка -

требовать от собственника другого - подчиненного

земельного участка - предоставления себе права ограни-

ченного пользования подчиненным участком в связи с на-

личием при использовании своего земельного участка

нужд, которые не могут быть обеспечены без установле-

ния сервитута.

Собственник земельного участка, обремененного

сервитутом, вправе требовать прекращения сер-

витута:

1) ввиду отпадения оснований, по которым он установ-

лен (например, для проезда к зданию проложена дру-

гая дорога). Это означает, что, если лицо, в пользу

которого установлен сервитут, объективно может удов-

летворить свои потребности другим образом, в этих

условиях собственник участка имеет право возбудить

вопрос о прекращении сервитута;

2) если земельный участок, обремененный сервиту-

том, не может вследствие этого обременения ис-

пользоваться его собственником в соответствии

с назначением участка.

дарственной власти и органов местного самоуправ-

ления путем предоставления им земельных участков

по решению исполнительных органов государствен-

ной власти или органов местного самоуправления,

обладающих правом предоставления соответствую-

щих земельных участков в пределах их компетенции

в соответствии со ст. 9-11 ЗК РФ.

Максимальный срок, на который земельный участок,

находящийся в государственной или муниципальной

собственности, может быть предоставлен в безвозмезд-

ное пользование, не должен превышать один год.

При предоставлении земельных участков на этом

праве из земель, находящихся в собственности граж-

дан или юридических лиц, срок определяется догово-

ром: например при предоставлении служебного на-

дела - сроком трудового договора.

ЗК РФ предусмотрел три случая предоставления

земельных участков на этом этапе:

1 )из земель, находящихся в государственной или

муниципальной собственности, исполнительными

органами государственной власти или органами

местного самоуправления, указанными ст. 29, юри-

дическим лицам, которые в соответствии с Кодек-

сом сохранили право получать землю в пользова-

ние на праве постоянного бессрочного пользования,

т. е. государственным и муниципальным учреж-

дениям, казенным предприятиям, но на срок не

более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан

или юридических лиц, иными гражданами и юриди-

ческими лицами на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 ст. 24, граж-

данам в виде служебного надела.

СМ

Наши рекомендации