Права собственности на землю в рф

Право собственностиявляется наиболее полным

по содержанию правом на имущество.

В широком смысле собственность- совокупность

производственных отношений, поскольку производ-

ство и общество немыслимы без собственности и ее

различных форм. Производство - источник всех ма-

териальных благ, необходимых для удовлетворения

разнообразных потребностей человека и общества,

а потребности - это объективно существующие нуж-

ды человека в пользовании материальными и иными

благами в целях поддержания своей нормальной

жизнедеятельности.

В узком смысле слова собственность- отношение

между людьми по поводу присвоения продуктов произ-

водства и иных материальных и духовных благ, удов-

летворяющих потребности людей. В этом экономиче-

ском отношении выражается связь человека с вещами,

материальными благами как со своими, отношения

господства над объектами собственности путем вла-

дения, пользования и распоряжения ими.

Содержание права собственности на землю - пра-

вомочие владения, пользования и распоряжения зе-

мельным участком.

Владение земельным участком - это обладание им

как своим.

Пользование землей - это возможность извлекать

ее полезные свойства. По российскому законодатель-

ству земля должна использоваться в соответствии

с ее целевым назначением, определяемым принад-

лежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы

регулируются:

1) Конституцией РФ;

2) Гражданским кодексом РФ;

ФОРМЫ ПРАВА ЗЕМЕЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТЫ

Право собственности на землю в объектив-

ном смысле- это совокупность правовых норм, ре-

гулирующих отношения собственности на землю.

Право собственности на землю в субъектив-

ном смысле- совокупность правомочий собствен-

ника по владению, пользованию и распоряжению зем-

лей. Отношения собственности на земельные участки

регулируются:

1) Конституцией РФ;

2) Гражданским кодексом РФ;

3)природно-ресурным и природоохранительным за-

конодательством России и субъектов Федерации;

4) Указом Президента РФ от 16 декабря1993 г. 2144

«О федеральных природных ресурсах»;

5}Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О раз-

граничении государственной собственности на

землю».

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие при-

родные ресурсы могут находиться в частной, госу-

дарственной, муниципальной и иных формах

собственности.

Субъектами права собственности являются:

1)физические лица;

2) юридические лица;

3) иностранные граждане и организации;

4) Российская Федерация;

5) субъекты РФ;

6) муниципальные образования.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов граж-

данских прав, находящихся в свободном обороте (сво-

бодно отчуждаются и переходят от одного лица к дру-

гому), изъятых из оборота(нахождение в обороте не

допускается) или ограниченно оборотоспособных

V (ограничен круг участников оборота либо оборот до-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

НА ЗЕМЛЮ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,

ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Государственной собственностьюявляются зем-

ли, не находящиеся в собственности граждан, юридиче-

ских лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ).

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра-

ничении государственной собственности на землю»

закрепляется разграничение государственной соб-

ственности на землю на:

1)собственность РФ (федеральную собственность);

2) собственность субъектов РФ;

3) собственность муниципальных образований (муни-

ципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собствен-

ностью в России является имущество, принадлежа-

щее на праве собственности Российской Федерации

(федеральная собственность),и имущество, при-

надлежащее на праве собственности ее субъектам

(собственность субъекта Федерации).

От имени РФ и ее субъектов права собственника

реализуют органы государственной власти в преде-

лах их компетенции, установленной актами, опреде-

ляющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федераль-

ными законами, указами Президента РФ и постанов-

лениями Правительства РФ, нормативными актами

субъектов РФ, по их специальному поручению от их

имени могут выступать государственные органы, орга-

ны местного самоуправления, а также юридические

лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице

РФ и ее субъектов)в земельных отношениях может

выступать в одной из двух ролей:

1)в качестве суверена, устанавливающего нормы

земельного законодательства, осуществляющего

государственный контроль за использованием зе-

мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Зе-

мельного кодекса;

2) в качестве собственника земельных участков. В по-

следнем случае оно пользуется теми же правами и не-

сет те же обязанности, что и другие собственники

земельных участков.

Процедура проведения разграничения государ-

ственной собственности на землю установлена Фе-

деральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О раз-

граничении государственной собственности на

землю».

Момент возникновения права собственности на зе-

мельные участки у РФ, субъектов Федерации и муни-

ципальных образований связан с моментом государ-

ственной регистрации права собственности на

земельные участки.

Основанием государственной регистрации права

собственности являются акты Правительства РФ об

утверждении перечней земельных участков, на кото-

рые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципаль-

ных образований возникает право собственности при

разграничении государственной собственности на

землю, а также вступившие^ законную силу судебные

решения по спорам, связанным с разграничением

государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ

установлены основания возникновения феде-

ральной собственности на землю.Помимо разгра-

ничения в соответствии с вышеуказанным законом,

к таковым относятся:

1) приобретение Российской Федерацией земельных

участков по основаниям, предусмотренным граж-

данским законодательством;

2) признание федеральными законами нахождения

отдельных земельных участков в федеральной соб-

ственности.

пускается по специальному разрешению), должны

быть прямо указаны в законе.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владе-

ние, пользование и распоряжение землей и другими

природными ресурсами в той мере, в какой их оборот

допускается законом, осуществляется их собствен-

никами свободно, если это не наносит ущерба окру-

жающей среде и не нарушает прав и законных интере-

сов других лиц.

ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборото-

способности земельныхучастков, в ст. 37 - особенно-

сти порядка заключения договоров купли-продажи зе-

мельных участков; особенности оборота земель

сельскохозяйственного назначения закреплены Феде-

ральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об оборо-

те земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра-

ничении государственной собственности на землю»

определены правовые основы разграничения госу-

дарственной собственности на землю на федераль-

ную собственность, собственность субъектов РФ и му-

ниципальную собственность.

Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет осно-

вы правового регулирования отношений частной соб-

ственности на землю.

Частной собственностью признаются те земельные

участки, которые приобретены гражданами и юриди-

ческими лицами по основаниям, предусмотренным

законодательством, т. е. законно. Все граждане и юри-

дические лица имеют право на равный доступ к при-

обретению земельных участков в собственность.

Собственник земельного участка вправе использо-

вать вустановленном порядке для собственных нужд

имеющиеся на земельном участке общераспростра-

ненные полезные ископаемые, пресные подземные

воды, а также закрытые водоемы в соответствии с за-

конодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).

3)природно-ресурсным и природоохранительным за-

конодательством России и субъектов Федерации;

4) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144

«О федеральных природных ресурсах»;

5) Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О раз-

граничении государственной собственности на

землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь

имущество в собственности, владеть, пользоваться

и распоряжаться им как единолично, так и совместно

с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной,

частной и муниципальной, установлена возможность

существования и иных форм собственности, земель-

ное законодательство останавливается пока только

на трех перечисленных.

Особенность права собственности на землю в Рос-

сии - виды прав на землю определены в законодатель-

стве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обла- CD

дающего правами на землю, устанавливается объем т"~

прав и обязанностей, составляющих содержание того

или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать

и другие особенности права собственности на

земельные участки:

1) доминирующим субъектом отношений собственно-

сти выступают граждане;

2) большая часть земельных участков, предоставлен-

ных в собственность, - это земли сельскохозяй-

ственного назначения;

3) при распоряжении земельными участками устанав-

ливаются некоторые ограничения - существуют

земли, изъятые из гражданского оборота; распоря-

жение земельным участком возможно лишь сохра-

няя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны

и защищаются способами, установленными законом.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

НА ЗЕМЛЮ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ,

СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Муниципальная собственностьна землю воз-

никает:

1) в результате разграничения государственной соб-

ственности на землю в соответствии с Федераль-

ным законом «О разграничении государственной

собственности на землю»;

2) в случае приобретения земельных участков, нахо-

дящихся в собственности граждан или юридических

лиц, по основаниям, установленным гражданским

законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образования состав-

ляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принци-

пах организации местного самоуправления в РФ»):

1) земли городских, сельских поселений;

2)прилегающие к ним земли общего пользования;

3) рекреационные зоны;

4) земли, необходимые для развития поселений;

5) другие земли в границах муниципального образо-

вания независимо от форм собственности и целе-

вого назначения.

От имени муниципального образования права соб-

ственника осуществляют органы местного самоуправ-

ления (или в случаях, установленных законом, иные

лица по специальному поручению органов местного

самоуправления). В муниципальной собственности

находятся земельные участки, признанные таковыми

не только федеральными законами, но и принятыми

в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что каса-

ется гражданско-правовых оснований приобретения

муниципальной собственности на земельные участ-

ки, то в отличие отгосударственной собственности

она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

Наши рекомендации