Земельное право как отрасль науки

И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Система земельного права- совокупность право-

вых институтов, каждый из которых состоит из группы

юридических норм, регулирующих однородные земель-

ные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою си-

стему, включает:

1) общую часть, содержащую отправные, общие по-

ложения, принципы, действие которых распростра-

няется на все либо большинство регулируемых зе-

мельным правом отношений, правовые;

2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирую-

щие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую

часть земельного права, являются:

1) институт права собственности на землю;

2) институт иных видов прав на землю;

3) институт управления в области землепользования;

4) институт землеустройства;

5) институт государственного земельного кадастра;

6) институт контроля за использованием земли;

7) институт правовой охраны земель;

8) институт юридической ответственности за наруше-

ние земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являют-

ся: группы правовых норм, устанавливающих нали-

чие в государственном земельном фонде отдельных

категорий земель и их правовой режим.

Помимо земельного права как отрасли права, выде-

ляется земельное право как наука.

Как отрасль науки земельное право изучает общест-

венные процессы и проблемы,возникающие в связи

с регулированием земельных отношений.

Как научная отрасль земельное право призвано:

1) обеспечить повышение эффективности земельно-

правовых норм;

ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Государство во все времена стремилось закрепить

в правовых нормах определенные правила пользова-

ния землей, предусматривающие также санкции за их

нарушение. Начиная с того момента, когда появилась

собственность на землю и само государство как про-

дукт разложения родового общества в результате ее

появления, возникла потребность в регулировании

отношений между собственниками земли, землевла-

дельцами, государством и защите их прав вплоть до

применения к нарушителю мер ответственности как

разновидности государственного принуждения.

Основные земельные преобразования России на-

чались с реформы 1861 г., в результате проведения

которой произошли следующие изменения в земель-

но-правовом строе:

1) крестьяне вышли из крепостной зависимости;

2) крестьяне получали за определенные повинности

в постоянное пользование усадебные земли и зем-

ли, необходимые для их быта (при сохранении за

помещиком права собственности на землю;

3) крестьяне признавались субъектами права соб-

ственности на землю.

Следующая земельная реформа проводилась П. А. Сто-

лыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы - отмена

выкупных платежей за надельные земли и провозглаше-

ние для крестьян - членов общины права свободного

выхода из нее с закреплением в собственность участка

из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юри-

дическими последствиями - правом продавать эту зем-

лю, сдавать ее в аренду и т. д.

Итоги проведения земельной реформы:

1) расслоение крестьянства;

2)дифференциация помещичьего и крестьянского

V землевладения.

Все это послужило причиной революционных пре-

образований земельных отношений,, последовавших

после Октябрьской революции и кардинальным обра-

зом изменивших земельно-правовой строй России.

В 1917 г. в России изменился способ хозяйствова-

ния или образования валового национального про-

дукта. Основные земельные преобразования после-

революционного периода сводились:

1 )к отмене частной собственности на землю;

2) к объявлению земли всенародным достоянием, кото-

рое впоследствии стало отождествляться с исключи-

тельной собственностью на землю государства;

3)к изъятию земли из гражданского оборота и вклю-

чению ее в чисто административный оборот.

Изменилась роль природы в историческом процес-

се. Охрана природы, и земли в частности, в первые

годы существования советской власти не рассмат-

ривалась как необходимая деятельность, и связано

это было прежде всего с достаточно низким культур-

ным уровнем как населения в целом, так и самих ор-

ганов власти и управления. Однако стремление че-

ловека к власти над землей противоестественно

сущности человека. Попытка властвовать над землей

ведет человека к агрессии, разрушению земли как

сущности бытия.

Поэтому земельное право, развиваясь, всегда че-

рез свои регулятивные нормы выражает интересы

общества в потреблении природных ресурсов, что

ведет в свою очередь к закреплению мероприятий

по рациональному использованию, охране от загряз-

нения земельных ресурсов, установлению составов

земельных правонарушений и видов ответственно-

сти, наступающих за их совершение. Право частной

собственности было предусмотрено впервые в 1990 г.

в ст. 12 Конституции РСФСР.

2) способствовать совершенствованию земельного

законодательства в целях организации более ра-

ционального использования и охраны земель.

Наука земельного права:

1) выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тен-

денции в регулировании земельных отношений пра-

вовыми нормами;

2) высказывает меры по совершенствованию действую-

щего законодательства;

3) разрабатывает научные основы его классификации

и систематизации;

4} исследует закономерности развития действующего

российского законодательства;

5} исследует земельное законодательство досовет-

ского периода;

6) проводит сравнительный анализ правового регу-

лирования земельных отношений и выявление тен-

денций развития его в зарубежных странах.

Методы науки земельного права:

1}исторический;

2)сравнительно-правовой;

3) системный;

4)статистический;

5) конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина - систе-

ма знаний, сведений и информации об основныхпо-

ложениях и содержании земельного права, излагае-

мых в целях подготовки профессиональных кадров.

Она может отличаться от системы отрасли земельно-

го права по объему излагаемых сведений исходя из

плановых учебных часов.

Учебная дисциплина рассматривает:

1) основные положения общей части земельного пра-

ва (предмет, метод, система земельного права,

понятие и особенности земельных правоотноше-

ний, история земельного права и его источники, ме-

тодологические и теоретические основы земель-

ного права в его становлении и развитии);

2)положения специальной части (законодательные

основы и особенности правового регулирования зе-

мельных отношений в зарубежных странах).

Методы земельногоправа - это способы и при-

емы воздействия на поведение людей, которые соот-

ветствуют характеру и природе земли как природного

достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

В юридической литературе различают:

1) метод административно-правового, организаци-

онного воздействия посредством обязательных

к исполнению предписаний и запретов. Для ад-

министративно-правового метода регулирования

общественных отношений характерно проявление

«власти и подчинения»;

2) диспозитивный метод. Он определяет пределы по-

ведения участников земельных отношений, предо-

ставляет им возможности свободно и самостоятель-

но регулировать свои взаимоотношения в рамках

установленных пределов - метод дозволения.

Земельное право дает правомочие землепользова-

телю (или управомочивает) свободно действовать,

тогда как орган государственного управления обязан

воздерживаться от каких-либо решений, ограничиваю-

щих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое

вмешательство во внутрихозяйственные дела земле-

пользователей, то это возможно лишь в строго ука-

занных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при

непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,

эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается

метод администрирования, то в процессе внутрихо-

зяйственного использования земли - смешанный

метод, т. е. в основном свободное дозволение и в огра-

ниченныхзаконом случаях - администрирование.

В учебной литературе также выделяются разновид-

ности административно-правового и диспозитивного

методов.

ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельному праву как самостоятельной отрасли

права присущи следующие принципы:

1) учет значения земли как основы жизни и деятель-

ности человека, согласно которому регулирование

отношений по использованию и охране земли осу-

ществляется исходя из представлений о земле как

о природном объекте, охраняемом в качестве важ-

нейшей составной части природы, природном ре-

сурсе, используемом в качестве средства произ-

водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

и основы осуществления хозяйственной и иной

деятельности на территории РФ, и одновременно

как о недвижимом имуществе, об объекте права

собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента

окружающей среды и средства производства в сель-

ском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использо-

ванием земли в качестве недвижимого имущества;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, со-

гласно которому при осуществлении деятельности

по использованию и охране земель должны быть

приняты такие решения и осуществлены такие виды

деятельности, которые позволили бы обеспечить

сохранение жизни человека или предотвратить не-

гативное (вредное) воздействие на здоровье че-

ловека;

4) участие граждан и общественных организаций в ре-

шении вопросов, касающихся их прав на землю;

5) единство судьбы земельных участков и прочно свя-

занных с ними объектов, согласно которому все

прочно связанные с земельными участками объек-

ты следуют судьбе земельных участков, за исклю-

чением случаев, установленных федеральными

законами;

Наши рекомендации