Понятие и причины возникновения земельных споров, порядок их разрешения.
Земельный спор – это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т. д.
Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.
Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.
Разрешение земельного спора – это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.
По предмету земельные споры можно подразделить на споры, возникающие по поводу:
1) определенных земельных прав. Например, права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т. п.;
2) признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельный участок. Например, право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.;
3) признания имущественных прав. Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т. п.
Основными причинами возникновения земельных споров являются:
1) недостатки в действующем законодательстве. Так недостаточно четко регламентированный порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т. п.;
2) недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно-правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве со вносимыми в законодательство изменениями;
3) недостатки в работе должностных лиц государственного аппарата: покровительство монополистическим тенденциям, особенно в сфере нарождающегося частного предпринимательства в землепользовании; бюрократизм и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.;
4) недобросовестное поведение отдельных субъектов земельных правоотношений, выражающееся в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору.
Профилактика земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных причин и условий, порождающих эти споры.
Основными профилактическими мероприятиями явл-ся:1. совершенствование действ законод-вапри этом совершенствование закона должно идти по трем направлениям:соверш-е материальных норм права, соверш-е процессуальных норм права, соверш-е нормативных актов, обеспеч применение материальных и процессуальных норм. 2. соверш-е практики доведения до всех граждан и юр лиц, нах-ся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов. 3. правовое обеспечение деят-ти должн лиц органов гос власти, от кот зависит решение земельных вопросов и особенно той части, где могут возникать конфликтные ситуации. 4. пресечение недобросовестноего поведения отдельных субъектов земельных правоотношений, их незаконного стремления строить свое финансовое и материальное благополучие за счет других лиц и порождения вследствие этого заведомо незаконных заявлений. 5. профилактика зем споров. Ей способствует и правильное разрешение дел в судах, арбитражных и третейских судах, поскольку ошибки в решенииспоров порождают дополнительные жалобы. Правильному же решению зем споров способствует эффективная работа надзорных инстанций, обобщающих дела по наиболее сложным вопросам, по которым имеются значит пробелы в действ законодат-ве.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ предусмотрена исключительно судебная процедура рассмотрения земельных споров. Однако, не смотря на данное обстоятельство, необходимо отметить, что помимо прямых способов разрешения земельных споров, к которым относится их рассмотрение в судебном порядке, в том числе, третейским судом, можно выделить также косвенные способы разрешения земельных споров. К таковым, в частности, относится административный порядок разрешения земельных споров. Его особенность заключается в том, что разрешение земельных споров является побочным (вторичным) результатом деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Процессуальный порядок рассмотрения зем. споров можно подразделить на след стадии: 1. Обращение в суд заинтересованной стороны в форме подачи искового заявления; 2. Возбуждение дела о рассмотрении зем. спора в суде; 3. Вступительный этап стадии судебного разбирательства, выражающийся: в открытии судебного заседания, установления особого режима поведения находящихся там лиц; в проверке явки сторон и других лиц, участвующих в деле, принятие к ним мер, предусмотренных законом. 4. Стадия судебного разбирательства (рабочая стадия рассматривания зем. спора), включающая в себя подстадии: доклад дела – оглашение материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрованных в судебном деле; заслушивание сторон, а затем лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование документов и т.п.; оценка документов в суде через судебные прения сторон; 5. Стадия принятия решения по данному делу. Решение суда по зем. спору приводится в исполнение судебным приставом.