Принудительное изъятие земельного участка

а) Обращение взыскания

б) Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд

в) Гибель или уничтожение земельного участка в результате непреодолимой силы

г) Реквизиция. Возникла с принятием ЗК 2001 г. Закон допускает возможность применения реквизиции только в чрезвычайных ситуациях: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, иные обстоятельства, носящие чрезвычайных характер.

Земельный участок может быть реквизирован только в интересах общества. Основанием реквизиции и тем самым прекращением права на земельный участок может быть решение государственных органов.

Изъятие земельного участка связано с обязательной выплатой собственнику стоимости реквизированного земельного участка или возврата реквизированного земельного участка при прекращении чрезвычайных обстоятельств.

Реквизицию следует отличать от изъятия земельного участка. В случае изъятия земельного участка он не будет возвращен собственнику, реквизиция же обычно временная.

Указанное предупреждение должно содержать:

1) указание на допущенное земельное правонарушение;

2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

5) иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

5. Оив или омсу, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок оив или омсу направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

7. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

19. Изъятие ЗУ для государственных и муниципальных нужд.

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств рф;

2) размещением следующих объектов гос или муниц значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетичесго значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границ;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд мб проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

20. Возмещение убытков при изъятие ЗУ для гос. и мун. Нужд.

Изъятые зу подлежат Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода.

Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;

2) собственникам земельных участков.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

21. Возникновение прав на землю из актов государственных органов.

Сделки и административные акты оив и омсу являются наиболее распространенными основаниями приобретения прав на землю. В результате принятия решений (административных актов) о предоставлении земельных участков соответствующих органов граждане и юл приобретают право собственности на землю и иные права.

Пока единственным собственником земли было государство, непосредственным основанием для возникновения того или иного права на землю всегда служили правоустанавливающие действия гос органа, компетентного принимать соответствующие решения. Органы землеустройства фиксировали свое внимание на внешних юридических признаках формирования поземельных прав и обязанностей, таких как: правомерность предоставления земельного участка на основании решения компетентного государственного органа, соблюдение норм и сроков отвода участка и порядка выдачи просителям земельных документов и т.п.

Таким образом, права, возникающие из различных актов органов государственной власти и местного самоуправления, сместились с предоставления прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения в сторону заключения договоров аренды и передачу земельных участков в собственность. Так согласно Конституции РФ, земля находится в государственной, муниципальной, частной и иной формах собственности, то и органы местного самоуправления (субъектов федерации) вправе издавать распоряжения о порядке предоставления земель, находящихся в муниципальной собственности (собственности субъектов федерации). Так как земли сельхозназначения являются собственностью субъектов РФ, то и распоряжение ими происходим на уровне субъектов Федерации.

Основания возникновения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) являются различными в связи с тем, что выделяются два вида земельных сервитутов - частный и публичный. Основания возникновения частного сервитута согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ определяются в соответствии с гражданским законодательством. Публичный же сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

22. Реквизиция ЗУ.

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

23. Конфискация ЗУ.

ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение им преступления (конфискация). Конфискация земельного участка носит безвозмездный характер и может устанавливаться только в Уголовном кодексе РФ как вид наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В настоящее время данная санкция за совершение преступлений из Уголовного кодекса РФ исключена.

Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника имущества за совершённые им преступления или правонарушения.

Земельный участок может быть конфискован в случае совершения преступления (по решению суда).

Не подлежит конфискации по приговору суда имущество и предметы, принадлежащие осуждённому на правах частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности; земельные участки, на которых расположен не подлежащий конфискации дом, постройки, земельные участки, необходимые для нужд с/х и личного подсобного хозяйства.

24. Субъекты и объекты права пользования землёй

Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения — владельцы, пользования — землепользователи, аренды — арендаторы и арендодатели.

Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: граждане (физические лица) и юридические лица. Особым участником земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов. Такие особенности устанавливаются земельным законодательством и отдельными федеральными законами для иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностр. юр. лица, иностр. гр-не (не м\б частными собственниками с\х земель и в земельной приграничной зоне, зем. уч. им предоставляются только за плату), По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.

Объекты:

1. Федеральная собственность – земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законодательством.

а) земли, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности

б) земли приграничных территорий

в) земли, занятые объектами обороны

г) земли, занятые космическими объектами

д) земли, на которых находятся предприятия, находящиеся в федеральной собственности государства

е) земли природо-заповедного фонда федерального назначения

ж) земли, которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством

з) земельные участки, непредоставленные в ЧС.

2. Собственность субъектов РФ – земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законодательством.

а) земли, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности

б) земельные участки, которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством

в) земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ

г) земли особо охраняемых природных территорий, находящихся в собственности субъекта РФ (например, Кудряшовский заказник).

3. Муниципальная собственность – земельные участки, которые признаны таковыми в соответствии с ФЗ и законными субъектов РФ.

а) земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю

б) земли, которые приобретены в соответствии с гражданским законодательством

в) земли, которые заняты муниципальным жилым фондом, городскими лесами

г) дороги, скверы, проезды

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений».

Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля. При этом земля определяется в первую очередь как природный объект и природный ресурс.

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

25. Гарантии и защита прав на землю

Действующее земельное законодательство гарантирует защиту земельных прав всем пользователям земельными участками. Так, при необоснованном вмешательстве соответствующих органов государства в деятельность пользователей земельными участками их нарушенные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров,.

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными новым ЗК РФ, гражданским законодательством и другими федеральными законами, путем признания земельных прав, установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны государства и третьих лиц, за исключением случаев нарушения земельного законодательства; установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекращения или ограничения земельных прав государством; установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае нарушения или ограничения государством

иными правовыми актами Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях признания судом нормативного акта, не соответствующего законодательству и нарушающего земельные права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; самовольного занятия земельного участка ; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и субъектов РФ. Наряду с указанными способами защита земельных прав осуществляется путем разрешения возникших в результате этой защиты земельных споров в судах, арбитражных или третейских судах.

26. Документы, удостоверяющие права на землю.

Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами.

Документами, удостоверяющими права на земельные участки, являются документы, подтверждающие регистрацию права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, данный реестр составляет основу документов, удостоверяющих права на земельные участки.

Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.

договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Следовательно, при продолжении арендных отношений договор подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ФЗ"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной. Государственная регистрация возникших после введения в действие Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона.

27. Ограничение оборотоспособности земельных участков

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты зем.уч.:

1. гос. заповедники и нац.парк;

2. здании, строении и сооружении, в которых размещены ВС РФ, другие войска;

3. здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;

4. объекты ФСБ;

5. объекты федеральных органов гос-ой охраны;

6. объекты атомной энергии, пунктами хранения радиоактивных материалов и веществ;

7. объекты учреждений ФСИН;

8. воинскими и гражданскими захоронениями;

9. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Гос. границы РФ.

Ограничиваются в обороте находящиеся в гос. или мун. соб-ти зем. уч:

1. в пределах особо охраняемых природных территорий;

2. в пределах лесного фонда;

3. занятые находящимися в составе водного фонда;

4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;

5. для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

7. предоставленные для нужд организаций транспорта (морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов);

8. предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры;

9. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

10. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

11. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами.

28. Постоянное бессрочное пользование

Это наиболее разработанный институт земельного права, предполагает владение и пользование земельным участком. Раньше зу предоставлялся и физическим, и юридическим лицам.

Сегодня в постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются только государственным, муниципальным учреждениям, федеральным казённым предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не предоставляются, однако оно сохраняется за гражданами и юридическими лицами, если это право возникло до введения в действие ЗК 2001 г.

Граждане имеют право приобретать земельный участок в собственность бесплатно 1 раз.

Передача земель в собственность граждан сроком не ограничена, а юридические лица обязаны переоформить право на право аренды или выкупить участок в собственность в установленный срок.

Основания приобретения:

Админ. пр.акт-решение соответствующего органа гос. Власти или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Права и обязанности землепользователей:

1. Право собственности на посевы и посадки с/х культур, полученную продукцию и доходы от ее реализации

2. Право на возмещение убытков в полном объеме в случае изъятия зем. участков для гос. и муницип. нужд; временного занятия земельных участков; ухудшения качества земель в результате деятельности др. лиц.

3. Установления ограничения их прав на землю.

4. Не обладают правом собственности не зем. участок.

5. Не имеют право на получение стоимости участка в случае его выкупа для гос. или муницип нужд

6. Не могут иметь в собственности обособленные водные объекты

29.Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права

Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения зем. уч. прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на зем. уч.

Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения зем. уч. прекращаются принудительно при:

1. использовании не целевым назначением;

2. использовании зем. уч., кот-ые приводят к снижению плодородия с/х земель или ухудшению

3. экологической обстановки;

4. неустранении отравлений, загрязнений, порчи или уничтожении плодородного слоя почвы;

5. нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель

6. природоохранного, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель;

7. невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии и предотвращению 8. процессов, ухудшающих состояние почв; неуплата зем. налога;

9. неиспользовании зем. уч. в течение 3 лет;

10. изъятии зем. уч. для гос. или мун. нужд;

11. реквизиции зем. уч.

Решение о прекращении прав на зем. уч. принимается судом.

30. Пожизненное наследуемое владение зем. участками.

С принятием Конституции 1993г. это понятие исчезло из нормативных актов, все документ надо было переоформлять (но право собственности). В ЗК 2001 г. понятие права пожизненного наследуемого владения было восстановлено.

Право пожизненного наследуемого владения предполагает право владения и пользования земельным участком, передаваемое по наследству.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.»

Владелец земельного участка имеет право возводить на нём здания, строения, сооружения и другое недвижимое имущество.

Продажа, залог земельного участка и совершение владельцем земельного участка других сделок, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускается.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК 2001 г. не допускается.

Граждане, владеющие земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, имеют право приобретать его в собственность один раз бесплатно.

Государственная регистрация переходя права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Срок неограничен.

Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено. Основанием для этого может служить:

1. отказ землевладельца

2. принудительное адм изъятие за несоблюдение обязанностей.

31. Сервитут-

Сервитут- как право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом др. лица.

Сервитуты – юридические ограничения пользования земельным участком.

Сервитут – рабство, служение вещи. Земельный участок служит не только собственнику, но и используется для выгод собственника соседнего участка (например: работники связи могут заходить на участок, по которому проходит кабель).

Земельный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода, проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации ЛЭП, связи, трубопроводов и других нужд собственника недвижимого имущества.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, обладающим правами на земельный участок, и подлежит государственной регистрации.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор решается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обременённый сервитутом, к другому лицу и может быть прекращён в случае минования надобности.

В некоторых случаях может устанавливаться соразмерная плата.

В соответствии с нормами гражданского права сервитуты могут быть частными и публичными, срочными и постоянными.

1)Частный - устанавливается в соответствии с ГК; Может устанавливаться для прохода и проезда через соседний зем. участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопроводов обеспечения водоснабжения и мелиорации и др. нужд которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута. Обременение зем. участка сервитутом не лишает собственных прав владения, пользования и распоряжения участком.

2)Публичный сервитут - Может быть срочным или постоянным. Устанавливается законом или НПА. По требованию в отношении которого установлен сервитут, допускается изъятие участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. Допускается компенсация, за обременение участка в отношении которого установлен сервитут.

Может устанавливаться для проезда через зем.участок. Использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных и др. линий и сетей, забора воды, прогона скота через участок.

32. Основание прекращения сервитута.

Сервитут- право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом др. лица.

Сервитуты – юридические ограничения пользования земельным участком.

1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Прекращение сервитута

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

33. Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности сроком не более, чем на 1 год.

- из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц – на основании договор

- из земель организаций – гражданам в виде служебного надела

- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти – религиозным организациям в безвозмездное пользование на срок строительства этих зданий и сооружений.

Служебные наделы предоставляются определённой группе работников различных ведомств (лесное хозяйство, охотничье хозяйство, ж/д и др.), которые не могут проживать в населённом пункте в силу рода деятельности.

Служебные наделы предоставляются на время установления трудовых отношений на основании заявлений и по решению организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Участок предоставляется на срок служебного договора и сохраняется за гражданами на время военной службы, обучения в ВУЗе, длительной командировки, за нетрудоспособными, за семьёй погибшего при исполнении служебных полномочий.

Основания приобретения: Админ.пр. договор, договор ссуды (одна сторона обязуется передать др. стороне вещь в безвозмездное временное пользование)

Основания прекращения:

1. Истечение срока;

2. Отказ землепользователя от права на земельный участок

3. прекращение права пользования в принудительном порядке.

34. Аренда земельных участков

Аренда земельных участков– урегулированная нормами гражданского и земельного права сделка, основными признаками которой являются: срочность, возмездность, целевой характер использования, самостоятельность хозяйственной деятельности (никто не может вмешиваться в хозяйственную деятельность).

Аренда земельных участков имеет более широкий круг субъектов, чем другие права:

- любые физические и юридические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства

- международные объединения и организации

- иностранные государства

- иностранные юридические лица

Арендодателями могут быть только собственники земли.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в аренду по решению местной администрации, в ведении которой находится земельный участок.

Условия использования земельного участка определяются соглашением сторон и оформляются договором аренды. В нём устанавливаются сроки аренды (определённый срок/без указания срока), размер и форма арендной платы, права и обязанности арендатора по использованию земель.

Арендная цена: органы власти устанавливают базовую цену, а окончательная цена определяется по многим параметрам. Сроки аренды зависят от цели использования, но не более срока, определённого законодательством субъекта РФ.

Предмет договора аренды земельного участка: конкретный земельный участок, ограниченный на местности; его границы должны быть отражены на плане, прилагаться к договору.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного участка явл. его собственностью.

При прекращении срока действия договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок в том состоянии, в котором он его получил.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.

35. Основание прекращения аренды ЗУ.

Аренда зу прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и по инициативе арендодателя в случае:

1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением

2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении окружающей среде;

4) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;

6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса;

7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

36. Органы осуществляющие предоставление ЗУ.

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

37. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

1. Граждане или юридические лица подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (в зависимости от того, на чьей территории находится земельный участок).

В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право (пользование, аренда, собственность).

2. Орган местного самоуправления на основании заявления в течение 1 месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

3. Исполнительный орган или орган местного самоуправления в 2-недельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату ил бесплатно или в аренду.

38. Порядок предоставления земельных участков для строительства

Для строительства осуществляется предоставление земельных участков с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объекта.

1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования:

Предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Порядок предоставления участков:

1. Проведение работ по формированию земельного участка- установление границ на местности

2. Государственный кадастровый учёт земельного участка.

Кадастр – одна из функций управления; перечень земель, находящихся на определённой территории, их характеристика.

3. Проведени

Наши рекомендации