Понятие и состав земель лесного фонда
.
§ 1. Понятие и состав земель лесного фонда
Россия богата лесными ресурсами. Почти 70% ее территории покрыто лесом. Леса играют важную роль в жизни страны. Они остаются одним из наиболее интенсивно эксплуатируемых природных ресурсов в стране и одновременно обладают экологической значимостью. Они — наиболее распространенная среда обитания животного мира России, имеют водоохранное и почвоохранное значение. Российские леса имеют и глобальную экологическую ценность, выполняя климаторегулирующую функцию . Они не только являются важнейшим фактором формирования погоды на планете, но и остаются уникальным естественным поглотителем парниковых газов, способных вызывать парниковый эффект и потепление климата.
Основные площади лесов РФ образуют лесной фонд. В соответствии с официальной статистикой он составляет 1096,8 млн га — примерно 62% территории России. В 2001 г. отмечено незначительное увеличение площадей лесного фонда в связи с переводом в эту категорию участков леса, находившихся ранее в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий. Леса расположены также на других категориях земель. Значительные площади заняты лесами (свыше 3,6 млн га) на землях обороны, частично поселений (1,9 млн га), водного фонда и на землях сельскохозяйственного назначения. Правовой режим этих земель определяется лесным законодательством, а также соответствующими каждой категории земель нормами земельного законодательства.
Состояние лесов оценивается по-разному. С одной стороны, имеются свидетельства сокращения лесопокрытых площадей в результате интенсивной лесозаготовительной деятельности. С другой — вследствие общего снижения экономической активности в лесозаготовительной промышленности наблюдаются интенсивное зарастание земель лесом и общее увеличение объемов древесины.
Экологическое состояние земель лесного фонда многолесных регионов Сибири, Севера, удаленных от источников загрязнения — объектов промышленности, дорог, поселений, оценивается как относительно благополучное. Состояние земель ухудшается в местах ведения интенсивных лесозаготовительных работ, преимущественно в районах Европейской части России, где наблюдаются процессы истощения земель, эрозии и иные формы деградации. Для земель лесного фонда, расположенных вблизи поселений, дорог, объектов промышленности и иной хозяйственной деятельности, характерны явления захламления твердыми отходами, загрязнения выбросами" со стационарных и мобильных источников.
С правовой точки зрения лесной фонд рассматривается в качестве сложного неразделимого единства, состоящего из древесно-кустарниковой растительности или лесов, а также земель лесного фонда.
Лесной фонд в своем единстве соответственно выступает совокупным объектом лесных отношений.
В свою очередь, земли лесного фонда имеют в своем составе лесные и нелесные земли.
Юридически в лесной фонд не входят иные природные ресурсы, находящиеся на землях лесного фонда, в том числе растительный и животный мир: растения, грибы, ягоды, мхи, различные виды животных, включая насекомых и микроорганизмы. Вместе с тем лесное законодательство в определенной степени регулирует отношения по использованию этих ресурсов, предусматривая в качестве одного из видов лесопользования побочное лесопользова-ние. Оно включает заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, а также пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления. В последнем случае речь идет о временно не покрытых лесом землях — местах лесных вырубок, лесных пожаров, пустырях или рединах, где идет естественный или искусственный процесс лесо восстановления или осуществляются лесопосадки. Сюда входят также земли, используемые для лесоразведения в качестве питомников. На лесных землях ведутся работы по рубке древесины, заготовке второстепенных лесных материалов и другие виды лесопользования.
Нелесные земли .включают земли, не покрытые лесом, но предназначенные для ведения лесного хозяйства. Они используются для размещения дорог, стоянок, сельскохозяйственных угодий, стационарных и временных объектов лесохозяйственной инфраструктуры. Здесь расположены объекты МПР России, строения и сооружения лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, объекты регулируемого туризма и отдыха. К ним относятся также земельные участки, занятые болотами, каменистыми россыпями и другими неудобьями, расположенными в границах лесного фонда. Границы лесного фонда определяются в порядке лесоустройства и заносятся в государственный земельный кадастр.
.
§ 1. Понятие и характеристика правового режима земель водного фонда
Понятие и виды земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 95 ЗК РСФСР. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
Основное целевое назначение земель водного фонда заключается в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.
Исходя из указанного выше определения, земли водного фонда подразделяются на два вида: водопокрытые земли и земли, предназначенные для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей и прилегающие к водным объектам.
Водопокрытыми считаются земли, которые покрыты водой постоянно либо большую часть года, т.е. поверхностными водами, за исключением тундровой и лесотундрововой зон, и соответственно они являются частью водного объекта. Понятие «водный объект» дано в ст. 1 ВК РФ. Это — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Понятие водного объекта уточнено в ст. 7 ВК: поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов.
Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.
Поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники (ст. 9 ВК). Поверхностные водотоки — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.
Ледниками водное законодательсво признает движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
Кроме того, к числу водопокрытых земель относятся земли, занятые внутренними морскими водами и территориальным морем Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ. К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.
Землями, прилегающими к водным объектам и предназначенными для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей, являются земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, и земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Эти земли не относятся к категории водопокрытых земель.
Понятие земель, выделенных под полосы отвода по берегам водоемов, раскрыто в ст. 20 ВК: полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), предназначенная для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 м.
Общая характеристика правового режима земель водного фонда. В связи с тем что основным целевым назначением земель водного фонда является обслуживание деятельности, непосредственно связанной с использованием и охраной вод, содержание правового режима этих земель подчинено правовому режиму вод.
Статья 7 ВК, как говорилось выше, рассматривает как единый водный объект поверхностные воды и земли, покрытые ими, а также сопряженные с ними дно и берега водного объекта. Кроме того, согласно ст. 32 ВК предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Это обстоятельство определяет характер права собственности на земли водного фонда.
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект. ВК закрепляет право государственной (федеральной, субъектов РФ), муниципальной и частной собственности на водные объекты. Поэтому соответственно и земли водного фонда могут находиться либо в публичной, либо частной собственности.
Особенность права собственности на земли рассматриваемой категории земель — правило, закрепленное в ст. 34 ВК, согласно которому обычно изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект.
Воды, как и земля, лес, недра, животный мир, являются природным ресурсом, имеющим огромную экономическую ценность. В отличие от иных природных ресурсов вода абсолютно необходима для существования человека. Несмотря на то, что воды являются восполняемым и повторно используемым природным ресурсом, повсеместно в России нет достаточного количества воды, чтобы закон позволял каждому пользователю потреблять необходимое ему количество воды по его усмотрению. В силу этих обстоятельств содержание норм водного права не конструируется путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты аналогично тому, как земельное право регулирует право собственности на землю. В водном праве закрепляется механизм реализации права использовать водные объекты, т.е. права водопользования. Поэтому водное законодательство преимущественно регулирует отношения водопользования, а не собственности, неотъемлемым элементом которого является право владения.
Что касается правового режима использования этих земель, то имеются различия в регулировании использования и охраны водопокрытых земель и земель, предназначенных для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей. Эти различия обусловлены, прежде всего, органической взаимосвязью между использованием вод и использованием водопокрытых земель. Невозможно использовать эти земли, не используя водные объекты. Что касается использования земель, предназначенных для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей, то использование этих земель, как правило, прямо воздействует на состояние водных объектов. Учитывая эти обстоятельства, вопросы регулирования использования водопокрытых земель рассматриваются в контексте анализа права водопользования в § 2 настоящей главы.
Земли водного фонда, предназначенные для обслуживания водопользователей. В ВК предусмотрен ряд требований, касающихся режима использования и охраны земель, предназначенных для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей. Прежде всего, следует отметить, что ст. 12 ВК дополнительно к правам лиц, использующих земельные участки, предусмотренным в ст. 52 ЗК, закрепляет право пользования водами лиц, использующих прибрежные земельные участки. Так, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. В этих случаях указанные лица не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Установлены два ограничения этого права. Во-первых, такое водопользование допустимо только для собственных нужд. И во-вторых, при этом не должны нарушаться права и законные интересы других лиц.
В ст. 12 ВК в самом общем виде отражена доктрина прав на воду владельцев прибрежной полосы (riparianrights), выработанная английскими судами. Согласно нормам общего права собственник земли, примыкающей к водному объекту, приобретает права пользования водой в силу факта собственности на такую землю. Владельцам неприбрежных земель обычно запрещено пользоваться водой из такого источника. Собственник неприбрежной земли, пользующийся водой, несет ответственность перед любым прибрежным собственником, которому в результате этого может быть нанесен ущерб. С другой стороны, прибрежные собственники, мешающие использовать воду неприбрежному собственнику, не несут за это ответственности.
Прибрежный собственник обладает правом «обоснованного пользования водой». Это означает, что если прибрежный собственник препятствует осуществлению или нарушает право водопользования другого прибрежного собственника, то он несет ответственность в том случае, если.другой собственник может доказать свои убытки.
Поскольку в российском законодательстве взаимоотношения прибрежных собственников, владельцев, пользователей земли между собой, а также их взаимоотношения с неприбрежными собственниками, владельцами и пользователями земли практически не урегулированы, следует полагать, что эти вопросы будут нуждаться в дополнительном законодательном разрешении.
Использование земель водного фонда, не покрытых водами, может оказывать вредное воздействие на состояние водных объектов. Статья 105 ВК предусматривает, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.
Места строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, определяются по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда (Министерством природных ресурсов РФ), специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством РФ.
При проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не допускаются. Проектирование и строительство таких систем разрешаются в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы.
ВК запрещает ввод в эксплуатацию:
хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;
гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;
водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов. До ввода в эксплуатацию водохранилищ осуществляются мероприятия по подготовке их ложа к затоплению.
Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, принимают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.
В свою очередь, водные объекты могут негативно влиять на состояние прибрежных земель. Статья 1 ВК дает определение понятия «вредное воздействие вод» — затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты. В связи с этим ст. 117 ВК специально регулирует вопросы предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод.
Так, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и водопользователи обязаны принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод: наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий, обязательны для всех граждан и юридических лиц.
Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах обязаны участвовать в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Указанные мероприятия проводятся по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.
Важное значение для охраны прибрежных земель и самих водных объектов имеют специальные лесомелиоративные работы. В связи с этим 6 ноября 1996 г. Рослесхозом утверждены Рекомендации по лесомелиорации мелкоконтурных участков коренных берегов гидрографической сети и присетевых склонов, сильно пораженных водной эрозией.
Облесение земельных участков проводится с целью создания защитных насаждений на берегах, сокращения поступления в водные объекты продуктов водной эрозии и вовлечения в хозяйственный оборот практически не используемых земель. Все работы по облесению проводятся по проектам, увязанным с внутрихозяйственным землеустройством. В отдельных случаях по подрядному договору с землевладельцем облесение мелкоконтурных участков может проводиться по индивидуальному проекту, прилагаемому к договору. Земельные участки, подлежащие облесению, отмечаются на планах внутрихозяйственного землепользования. В этих случаях, оформляется трехсторонний акт, который подписывают землевладелец, землеустроитель района и представитель лесохозяйственного предприятия в соответствии с порядком выделения земель под защитные лесные насаждения.
Специфика правового режима земель водного фонда, не покрытых водами, заключается в том, что права лиц, использующих прибрежные участки земли,могут быть ограничены. 26 ноября 1948 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 4405 «О землях, предоставленных органам водного хозяйства для специальных нужд» (в ред. от 2 октября 1963 г.)*, которым предусмотрено, что на принадлежащих различным землепользователям землях, прилегающих к каналам межхозяйственного значения, по которым не установлены полосы отвода, запрещаются без разрешения органов водного хозяйства возведение строений, устройство копаней, канав, складов строительных материалов и сельскохозяйственной продукции ближе 10—15 м, устройство водопоев для скота, распашка земли ближе двух метров от бровки канала или подошвы дамб его.
* СП СССР. 1963. № 19. Ст. 194.
Органы водного хозяйства имеют право по согласованию с соответствующими землепользователями на землях, прилегающих к каналам и не занятых посевами или насаждениями, при текущих ремонтных работах устраивать временные склады ремонтно-строительных материалов, выбрасывать ил и водоросли при очистке каналов, брать дерн, размещать временные кузницы, походные мастерские, устраивать стоянки транспорта и механизмов, а также в случае аварий закладывать резервы для выемки грунта.
Правовой режим земель, предоставленных органам водного хозяйства,регулируется Положением о землях, предоставленных органам водного хозяйства для специальных нужд, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1962 г. № 1255*.
* СП РСФСР. 1962. № 17. Ст. 92; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 190.
К землям, предоставленным органам водного хозяйства для специальных нужд, относятся земельные участки, отведенные в установленном порядке для строительства, реконструкции и расширения гидротехнических сооружений в целях обводнения, орошения и осушения земель сельскохозяйственного значения, а также водоснабжения и для других водохозяйственных надобностей (обвалования рек, берегозащитных сооружений и т.д.).
В состав земель, предоставленных органам водного хозяйства для специальных нужд, входят:
земли, занятые оросительными, обводнительными или осушительными каналами, водохранилищами, гидротехническими сооружениями межхозяйственного значения, водоприемниками осушительных систем и сбросных вод при орошении (кроме рек), противопаводковыми защитными валами и дамбами;
земли, предоставленные под полосы отвода вдоль магистральных, межхозяйственных каналов, противопаводковых защитных валов и дамб, а также у головных и прочих гидротехнических сооружений межхозяйственного значения;
земли, предоставленные под строительство эксплуатационных поселков, отдельных зданий и служб, и постоянно действующие карьеры.
Органам водного хозяйства для специальных нужд земли отводятся по их ходатайствам в установленном порядке. Расходы, связанные с отводом земель, относятся за счет органов водного хозяйства. Контроль за правильным использованием земель, предоставленных органам водного хозяйства для специальных нужд, осуществляется Министерством природных ресурсов РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Такова специфика правового режима земель водного фонда, не покрытых водами, используемыми для нужд водопользователей.
Понятие земель запаса и их правовой режим
Землями запаса являются все земли, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель, формируемого для с/х производства. (ст. 103 ЗК РФ).
Такое понятие дает нам основание подразделять земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные, а государственные земли, в свою очередь, можно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов РФ. Такое подразделение объясняется фактом реального существования на территории находящейся в ведении РФ, ее субъектов и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Понятие земель запаса, сформированное в ст. 103 ЗК РФ земель запаса содержит двусмысленную оговорку: "за исключением земель фонда переселения, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса". И становится не вполне ясным, откуда исключается фонд перераспределения, из земель запаса или из земель, не предоставленным или юридическим лицам.
Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье ЗК РФ исчерпывает перечень оснований его формирования только из земель с/х назначения, и свидетельствует о самостоятельности фонда перераспределения как правовой категории которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет самостоятельный правовой режим, определяющий в частотности правила его использования.
В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для с/х производства, создания защитных насаждений научно-исследовательских, учебных и иных, не связанных с с/х производством целей (ст.78 ЗК РФ),использование земель запаса допускается после их перевода в другую категорию.
Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми, либо бесхозяйственными. У них имеется собственник - Российское государство в целом, либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане или юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть, самоуправно.
Между тем, не практике, земли запаса не редко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы, обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные строения.
Если участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затратнелегальным пользователям.
Фактическое занятие и использование земель [запаса] по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса. (п.2. ст. 76 ЗК РФ)
Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, они могут быть зачислены в состав земель запаса.
ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или законных участков из одной категории в другую" в ст.13 предписывает :"перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию в зависимости от целей детальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которго принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию.
Земли запаса как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки по этому признаку сходны с землями исключенными из хозяйственного оборота в целях консервации. Но на этом их сходство заканчивается.
Консервация применяется к землям, подвергшимся вредным (негативным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека.