Понятие и общая характеристика сделок с землёй, их виды

Земельно-правовые сделки— действия граждан и юридичес­ких лиц по установлению, изменению или прекращению граждан­ских прав и обязанностей по поводу земли как природного объекта и недвижимого имущества.

Объект-права граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в их собственности либо принадлежащие им на других титулах

Виды сделок:

- сделки, связанные с передачей всех правомочий собственности: купля-про­дажа, мена, дарение, изъятие путем выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд1.

- сделки, связанные с передачей части правомочий собственности: аренды, пользования (временного, постоянного, ограниченного), пожизненного наследуемого владения, ренты, залога.

Земельно-правовые сделки совершаются в соответствии с дей­ствующими процессуальными требованиями. Так, земельно-право­вая сделка купли-продажи земли заключается только в письмен­ной форме и оформляется договором продажи недвижимости (ст. 550 ГК), в необходимых случаях сопровождаемым соответст­вующим государственным решением. Некоторые сделки по отношению к земель­ным участкам, находящимся в государственной или муниципаль­ной собственности, требуют совершения со стороны собственника целого ряда процессуальных действий. В различных случаях они включают подготовку технической документации по предоставля­емым земельным участкам, решения о проведении торгов, о предо­ставлении земельного участка.

Так же как и применительно к другим видам сделок, земель­но-правовые сделки могут быть возмездными и безвозмездными.


Органы государственного управления земельным фондом и их компетенция

Систему государственного земельного управления образуют органы государственной исполнительной власти, объектом управленческой деятельности которых выступают земельные правоотношения, включая вопросы собственности на земли, предоставление государственных земель в пользование, организацию рационального использования и охраны земель, учет и контроль за землепользованием. Иными словами, система государственного земельного управления – система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения земельного законодательства. В систему государственного земельного управления могут входить также местные органы самоуправления, в той степени, в какой им переданы (делегированы) полномочия государственного земельного управления.

Будучи структурным элементом государственного управления в целом, государственное земельное управление имеет свою внутреннюю структуру. Структура – построение системы органов, их взаимное расположение. Структура государственного управления определяется различными факторами, среди которых – политика и задачи государства в области упорядочения земельных отношений, особенности правового регулирования, государственного устройства, установленные механизмы реализации. Структура может также зависеть и от сложившихся традиций, стереотипов государственных решений, финансовых, материальных и технических возможностей государства.

Государственное земельное управление имеет вертикальные и горизонтальные параметры. Вертикальные параметры определяются федеративным устройством РФ, а также конституционным распределением предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Управленческая деятельность государственных органов исполнительной власти осуществляется на основе принципа разграничения полномочий и компетенции между РФ и субъектами РФ в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 11, 71, 72, 76), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», земельным законодательством, соглашениями и договорами между РФ и субъектами РФ о разграничении предметов ведения и компетенции.

Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное управление входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Соответственно органы государственного земельного управления расположены на двух уровнях исполнительной власти – федеральном и субъектном, образуя единую систему исполнительной власти в РФ. Государственное земельное управление может осуществляться также на третьем, местном уровне, если местным органам самоуправления передана часть государственных управленческих полномочий в области регулирования земельных отношений.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости получило статус федерального органа исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. Ему переданы специальные функции государственного управления: ведение государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройство, государственная кадастровая оценка земель, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель возложен также на МПР (Росприроднадзор) России, которое в результате реорганизации получило статус специально уполномоченного государственного органа в данной области. В его компетенцию входит также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведения государственных кадастров в области природопользования и охраны окружающей среды, т.е. включая государственный земельный кадастр.

Министерство юстиции РФ (Федеральная регистрационная служба) имеет статус специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним. Регистрация прав на земельные участки осуществляется учреждениями юстиции, создаваемыми в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органом государственной власти субъекта РФ. В задачи учреждений юстиции входят государственная регистрация прав собственников земельных участков и обладателей иных, подлежащих государственной регистрации прав, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача свидетельств о государственной регистрации прав.

Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса. Министерство играет также особую рель в обеспечении охраны земель, являясь специально уполномоченным органом в области мелиорации земель и обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В его функции входит участие в осуществлении земельной реформы в сельской местности.

Минздрав России через свою службу Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) контролирует выполнение гигиенических требований при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (постановление Правительства от 16.06 2004. № 286) обладает полномочиями государственного земельного управления применительно к градостроительной деятельности. Он, в частности, участвует в создании государственного земельного кадастра и государственного градостроительного кадастра, развитии рынка земельных участков для осуществления градостроительной деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации.

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

4. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Перевод земель из одной категории в другую

Инициировать государственную процедуру по переводу земель из одной категории в другую могут заинтересованные в переводе земельных участков лица либо их представители, в том числе:

· правообладатели земельных участков,

· собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках,

· пользователи недрами, расположенными на земельных участках,

· лица, которым предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке,

· органы местного самоуправления,

· иные заинтересованные в переводе земельных участков лица.

Наши рекомендации