Минусы централизованной системы хозяйства

Все плюсы централизованной системы при определенных условиях могут стать ее минусами. Например, (чем более мощным автомобилем мы управляем, тем дороже обойдутся ошибки управления. И наоборот, управляя тихоходной телегой мы можем совершить грубые ошибки в управлении и при этом не пострадать).

Эффективность централизованной и децентрализованной системы зависит от того, что чем выше степень централизации, тем выше требования к эффективности ее управления. Самые крайние варианты (абсолютная жесткость централизации и полная децентрализация без вмешательства государства), вероятно, совершенно бесперспективны.

3. Правовое обеспечение современной земельной реформы в Российской Федерации

Проводимая в настоящее время в России аграрная реформа, одним из направлений которой являются структурные изменения в сельскохозяйственном производстве, а также преобразование колхозов и совхозов, включает в качестве своей составной части земельную реформу. Однако она, родившись в недрах аграрной реформы, в настоящее время выходит далеко за ее пределы, являясь составной частью экономической реформы в целом.

Основные направления и задачи современной земельной реформы, меняющей кардинальным образом весь земельно-правовой строй, можно определить путем сравнительного анализа законодательства России, действовавшего с 1917 г., и нового, принятого в Российской Федерации в период с 1990 г. по настоящее время.

К основным законодательным и иным нормативным актам, обеспечивающим правовую основу земельной реформы в России, относятся следующие:

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

— Постановление Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» от 3 декабря 1990 г.;

— Закон «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г..;

— Закон «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.;

— Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г.;

— Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.;

— Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.;

— Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г.;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»;

— Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»;

— Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности»;

— Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

— Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю»;

— Земельный кодекс Российской Федерации от 20 сентября 2001 г.

Анализ этих актов позволяет выделить три основных направления современной земельной реформы в России.

Первое направление — перераспределение земель.Необходимость такого перераспределения обусловлена структурными изменениями в сельском хозяйстве, когда наряду с существующими организационно-правовыми формами сельскохозяйственного производства (колхозами, совхозами) стали появляться новые — крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, которые необходимо было наделять землей. Процесс наделения землей новых сельскохозяйственных структур происходил путем перераспределения земельных площадей между старыми и новыми хозяйствами. На первом этапе земельной реформы предусматривалось выявление потребностей в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения. Перераспределение земель в целях наделения землей граждан, желающих вести крестьянское хозяйство, в правовом плане реализуется двумя способами, в зависимости от того, является ли лицо, желающее вести крестьянское хозяйство, членом (работником) сельскохозяйственного предприятия или нет. В первом случае наделение землей происходит за счет земель сельскохозяйственного предприятия, из которого выделяется колхозник или работник совхоза, а во втором случае — из земель специального фонда, который также образуется из земель, изымаемых у сельскохозяйственного предприятия.

Второе направление земельной реформы — трансформация форм собственности.Известно, что с 1917 г. в России Декретом «О земле» частная собственность на землю отменялась навсегда и земля передавалась в пользование всем трудящимся на ней. До конца 1990 г. в России существовала монополия исключительной государственной собственности на землю. Закон «О земельной реформе» наряду с собственностью государства на землю закрепил также право собственности на нее граждан. Право частной собственности на землю граждан закреплял также Закон «О собственности в РСФСР» и Земельный кодекс Российской Федерации. Окончательно это право было закреплено в ст. 9 и 36 Конституции Российской Федерации. Согласно принятому законодательству в России устанавливаются три формы собственности на землю: государственная, муниципальная, частная. Указом Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 гражданам и юридическим — собственникам земельных участков — было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей, а собственникам земельных долей (паев), являющихся членами сельскохозяйственных предприятий с общей долевой или общей совместной собственностью на землю,— право без согласия других собственников на выдел земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи его в залог и аренду, продажу и передачу по наследству.

Третье направление земельной реформы — установление платы за землю,взимаемой в форме земельного налога, арендной платы, нормативной земли. С 1917 г. Основным принципом землепользования, закрепленным в законодательстве, была его бесплатность. Впервые после 1917 г. принцип платности за пользование землей был введен Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28 февраля 1990 г., воспринят земельным законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом, Законом «О плате за землю») и развит в постановлениях Правительства.


Наши рекомендации