Общая характеристика земельного строя в России до 1917 г.

Общая характеристика земельного строя в России до 1917 г.

Становление и развитие земельного права после 1917 г.

Правовое обеспечение земельной реформы в Российской Федерации.

Общая характеристика земельного строя в России

История России богата земельными реформами. Только за последние 300 лет было проведено шесть крупных земельных реформ, оказавших существенное воздействие на облик ландшафта России. Таким образом, каждые 50 лет изменялись отношения в сфере землепользования. За период с конца 18 до начала 20 века в России было проведено несколько реформ, определяющих отношения в сфере землепользования. Эти реформы, по сути, представляли собой этапы единого процесса капитализации сельскохозяйственного производства.

Генеральное межевание

Целью Генерального межевания российских земель, производившегося в конце 18-начале 19 века, было проведение тотального землеустройства в государстве. Определение точных размеров разных типов угодий и их принадлежности было необходимо для совершенствования налогообложения. Фактическое освоение и распашка значительной части выкупленных земель в южных и восточных малонаселенных районах произошли на 500-100 лет позже и были связаны с целенаправленной политикой по переселению крестьян. Это совпало по времени с присоединением к Российской Империи Средней Азии. В связи с тем, что масштабы территории были просто гигантские, межевание решено было провести в два приема.

1-й этап - была произведена подробная инвентаризация угодий, принадлежность которых была несомненной и не оспаривалась соседями.

2-й этап - все спорные земли были обмежованы в общих границах и оставлены неучтенными до следующего Специального межевания. В результате спорящими сторонами была срублена на продажу подавляющая часть лесов, располагавшихся на спорных территориях. Большинство этих вырубок не восстановились до сих пор.

Столыпинская реформа

Следующим важным этапом в развитии земельных отношений в сельском хозяйстве России стала Столыпинская реформа. Важнейшими частями реформы были отмена Манифестом от 3 ноября 1905 г. взимания с крестьян выкупных платежей за надельные земли и предоставление крестьянам Указом от 9 ноября 1906 г. права свободного выхода из общины с передачей в собственность отдельных домохозяев участков из земель общины. Порядок выхода из общины, выделения и закрепления в собственность земельных наделов был установлен именным Высочайшим Указом, данным Сенату 9 ноября 1906 г. В результате проведения земельных преобразований на основе этого Указа в России сложились следующие формы крестьянского землепользования: осталась общинная форма и появились две новые — отруба, которые возникли в результате переноса на новое место полевых земель, и хутора— при переносе туда же и усадьбы крестьянина.

Собственникам земельных наделов разрешалась их продажа, чем облегчился отток из деревни беднейшего крестьянства и концентрация земель в руках зажиточных крестьян.

Способствуя созданию изолированных от общины крепких фермерских хозяйств, столыпинское аграрное законодательство поощряло переселение крестьян из густо населенных центральных губерний России на казенные земли Сибири, Средней Азии, Кавказа.

Что касается городских земель, то право собственности на них могло принадлежать как частным лицам, так и казне и самим городам.

Правовой режим земель в дореволюционной России в основном определялся правовым положением субъектов земельных прав, в т. ч. сословным положением частных лиц, владевших или пользовавшихся землей. Земли делились на множество категорий, важнейшими из которых были: государственные, удельные, кабинетские, или дворцовые, монастырские, церковные, майоратные, частновладельческие, посессионные, общественные.

В марте 1917 г. Временное правительство объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли, но не распределило их между крестьянами.

На Первом Всероссийском съезде крестьянских депутатов летом 1917 г. из 242 местных наказов был составлен сводный крестьянский наказ о земле, предусматривающий отмену частной собственности на землю, конфискацию помещичьих, церковных и майоратных земель, передачу их в пользование крестьянства, предоставление крестьянам права свободного выбора форм землепользования. Для подготовки земельной реформы Временным правительством были созданы губернские, уездные и волостные земельные комитеты. В определенной мере ограничивалось право собственности на землю помещиков. Так, Закон от 11 апреля 1917 г. установил чрезвычайное право местных продовольственных комитетов сдавать своей властью незасеянные помещичьи земли в аренду с выплатой арендной платы собственнику. Закон возлагал на продовольственные комитеты охрану посевов, а на земельные комитеты— обязанность принимать меры против самовольного нарушения чьих-либо земельных прав.

В правовой режим городских и иных несельскохозяйственных земель при Временном правительстве не было внесено каких-либо изменений.

Общая характеристика земельного строя в России до 1917 г.

Наши рекомендации