Судебный порядок разрешения земельных споров

По вопросам, посвященным рассмотрению земельных споров в суде, принято и действует Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. № 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25 марта 1999 г. № 4.

Данным нормативным актом устанавливается разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами. Так, дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими
сторонами в которых являются юридические лица, в том числе
крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения соответствующих исполни­тельных и распорядительных органов. Такие споры рассматриваются хозяйственными судами.

Самостоятельную группу составляют имущественные споры землевладельцев и землепользователей. Например, споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком.

Иски о разделе, порядке владения земельными участками в садоводческих товариществах также подведомственны общим судам.

Граждане вправе обратиться в суд с жалобой на соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, отказавший в предоставлении земельного участка для создания крестьянского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома в городах, сельских населенных пунктах, поселках городского типа, для ведения коллективного садоводства, для дачного строительства, для традиционных народных промыслов

Особую группу земельных споров граждан составляют имущественные споры, связанные с земельными отношениями. Они разрешаются судами или хозяйственными судами в зависимости от субъектного состава участников спора. К этой группе относятся споры:

1. о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным
занятием земельных участков, а также иным ограничением прав
землепользователей или землевладельцев;

2. о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, причиненных субъектам землепользования ухудшением качества земель;

3. о возмещении убытков, причиненных собственникам или
землепользователям в результате установления санитарно-защитных и
охранных зон вокруг объектов народного хозяйства;

4. о возмещении убытков, связанных с самовольным занятием земель, их загрязнением;

5. о возмещении убытков, причиненных несвоевременным возвратом земель;

6. о возмещении убытков, причиненных при производстве строительных и иных работ; о возмещении убытков, нанесенных в связи с проведением изыскательских работ;

7. о взыскании стоимости затрат на улучшение земель (при прекращении права владения и пользования) и другие.

Вторую группу судебных споров с участием граждан составляют: жалобы граждан на отказ местного исполнительного и распорядительного органа в предоставлении земельного участка, дела по жалобам на отказ в выдаче и регистрации Государственного акта на земельный участок, решения местных органов о прекращении права собственности на землю, аренды земли, пользования земельным участком; обжалование решений местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии земельных участков для государственных нужд и иные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам, которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя.

Таким образом, все земельные споры такого рода можно разделить на несколько групп:

1. Споры граждан между собой и юридическими лицами;

2. Земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органов государства, администрации предприятий и организаций по земельным делам;

3.Споры о преимущественном праве наследования
земельного участка или сохранения права пользования им в
установленных законодательством случаях.

Кроме того, существует еще одно характерное (возможно- условное) деление всех земельных споров, разрешаемых в судебном порядке, на две большие группы.

Первую образуют споры, подведомственные только суду - споры, составляющие исключительно судебную подведомственность. Исключительную судебную подведомственность образуют земельные споры:

1. Связанные с правом собственности на землю; (иск об устранении препятствий в пользовании земельного участка)

2. Связанные с возмещением убытков и определением их размеров, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев или землепользователей ухудшением качества земель в результате деятельности юридических и физических лиц; ( иск субъектов, использующих землю, о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков);

3. Между наследниками в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также между наследниками и другими

гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного

права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (иск наследников о праве на земельные участки, их разделе и определении порядка владения);

4. Между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком (иск об определении порядка пользования, владения земельным участком между собственниками строений, находящихся на данном участке)

Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить и соответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.

Выбор органа по разрешению спора принадлежит заинтересованной стороне (участнику спора). Обращение за защитой в суд не может связываться с требованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешения спора. Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться за защитой нарушенных прав непосредственно в суд. Возможность обратиться за защитой прав в суд является одной из важных гарантий защиты прав граждан, владеющих землей на праве собственности, важным средством защиты прав граждан, имеющих землю на праве пожизненно наследуемого владения или землепользования.

Если обратиться к порядку рассмотрения земельных споров, следует отметить, что дела такого рода рассматриваются судами в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством. При удовлетворении таких требований суд обязывает государственный орган или должностное лицо устранить допущенное нарушение. Решение суда в этом случае является основанием для оформления землеустроительными органами отвода земельного участка или оформления прав на данный зе­мельный участок, дополнительного решения Совета или его исполнительного или распорядительного органа по этому вопросу, т.е. о предоставлении земельного участка, не требуется. Обращаясь в суд с заявлением, гражданин должен указать цель использования и размер земельного участка, который просит предоставить, местоположение участ­ка (по возможности). Порядок владения землей определяется с учетом заключения судебно-строительной (судебно-землеустроительной) экспертизы.

Наши рекомендации