Судебный порядок разрешения земельных споров
По вопросам, посвященным рассмотрению земельных споров в суде, принято и действует Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. № 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25 марта 1999 г. № 4.
Данным нормативным актом устанавливается разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами. Так, дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими
сторонами в которых являются юридические лица, в том числе
крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов. Такие споры рассматриваются хозяйственными судами.
Самостоятельную группу составляют имущественные споры землевладельцев и землепользователей. Например, споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком.
Иски о разделе, порядке владения земельными участками в садоводческих товариществах также подведомственны общим судам.
Граждане вправе обратиться в суд с жалобой на соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, отказавший в предоставлении земельного участка для создания крестьянского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома в городах, сельских населенных пунктах, поселках городского типа, для ведения коллективного садоводства, для дачного строительства, для традиционных народных промыслов
Особую группу земельных споров граждан составляют имущественные споры, связанные с земельными отношениями. Они разрешаются судами или хозяйственными судами в зависимости от субъектного состава участников спора. К этой группе относятся споры:
1. о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным
занятием земельных участков, а также иным ограничением прав
землепользователей или землевладельцев;
2. о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, причиненных субъектам землепользования ухудшением качества земель;
3. о возмещении убытков, причиненных собственникам или
землепользователям в результате установления санитарно-защитных и
охранных зон вокруг объектов народного хозяйства;
4. о возмещении убытков, связанных с самовольным занятием земель, их загрязнением;
5. о возмещении убытков, причиненных несвоевременным возвратом земель;
6. о возмещении убытков, причиненных при производстве строительных и иных работ; о возмещении убытков, нанесенных в связи с проведением изыскательских работ;
7. о взыскании стоимости затрат на улучшение земель (при прекращении права владения и пользования) и другие.
Вторую группу судебных споров с участием граждан составляют: жалобы граждан на отказ местного исполнительного и распорядительного органа в предоставлении земельного участка, дела по жалобам на отказ в выдаче и регистрации Государственного акта на земельный участок, решения местных органов о прекращении права собственности на землю, аренды земли, пользования земельным участком; обжалование решений местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии земельных участков для государственных нужд и иные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам, которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя.
Таким образом, все земельные споры такого рода можно разделить на несколько групп:
1. Споры граждан между собой и юридическими лицами;
2. Земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органов государства, администрации предприятий и организаций по земельным делам;
3.Споры о преимущественном праве наследования
земельного участка или сохранения права пользования им в
установленных законодательством случаях.
Кроме того, существует еще одно характерное (возможно- условное) деление всех земельных споров, разрешаемых в судебном порядке, на две большие группы.
Первую образуют споры, подведомственные только суду - споры, составляющие исключительно судебную подведомственность. Исключительную судебную подведомственность образуют земельные споры:
1. Связанные с правом собственности на землю; (иск об устранении препятствий в пользовании земельного участка)
2. Связанные с возмещением убытков и определением их размеров, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев или землепользователей ухудшением качества земель в результате деятельности юридических и физических лиц; ( иск субъектов, использующих землю, о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков);
3. Между наследниками в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также между наследниками и другими
гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного
права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (иск наследников о праве на земельные участки, их разделе и определении порядка владения);
4. Между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком (иск об определении порядка пользования, владения земельным участком между собственниками строений, находящихся на данном участке)
Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить и соответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.
Выбор органа по разрешению спора принадлежит заинтересованной стороне (участнику спора). Обращение за защитой в суд не может связываться с требованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешения спора. Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться за защитой нарушенных прав непосредственно в суд. Возможность обратиться за защитой прав в суд является одной из важных гарантий защиты прав граждан, владеющих землей на праве собственности, важным средством защиты прав граждан, имеющих землю на праве пожизненно наследуемого владения или землепользования.
Если обратиться к порядку рассмотрения земельных споров, следует отметить, что дела такого рода рассматриваются судами в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством. При удовлетворении таких требований суд обязывает государственный орган или должностное лицо устранить допущенное нарушение. Решение суда в этом случае является основанием для оформления землеустроительными органами отвода земельного участка или оформления прав на данный земельный участок, дополнительного решения Совета или его исполнительного или распорядительного органа по этому вопросу, т.е. о предоставлении земельного участка, не требуется. Обращаясь в суд с заявлением, гражданин должен указать цель использования и размер земельного участка, который просит предоставить, местоположение участка (по возможности). Порядок владения землей определяется с учетом заключения судебно-строительной (судебно-землеустроительной) экспертизы.