Изъятие земельных участков для государственных нужд
Изъятие земельных участков для государственных нужд - это основной способ перераспределения земель.
Под изъятием земельного участка понимаются установленные законодательством об охране и использовании земель юридические действия и техническая процедура прекращения прав на земельный участок по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, земельным законодательством.
Правовое регулирование данного вопроса обрело широкий резонанс и в настоящее время основным нормативным актом, регулирующим отношения, складывающиеся в данной области, выступает Указ Президента Республики Беларусь № 58 от 2 февраля 2009 года «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», которым утверждено Положение о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков.
Так, в первоочередном порядке необходимо выяснить, что понимается под государственными нуждами. Законодательством определено: государственные нужды – потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также с размещением объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;
Пример государственных нужд: развитие населенных пунктов, реализация программ социально-экономического развития областей и городов, строительство объектов энергетики, связи, природоохранных объектов и т.д.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 58 от 2 февраля 2009 г. «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» земельный участок может быть предоставлен уполномоченным местным исполнительным комитетом для государственных нужд только после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора.
Установлено, что необоснованное изъятие земельных участков для государственных нужд не допускается.
Кроме того, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины при рассмотрении судами и органами прокуратуры вопросов, связанных с защитой прав собственности либо иных вещных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе объектов недвижимого имущества.
Изымая земельный участок у землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора этого участка для государственных нужд, государство исходит из того, что новые нужды являются более важными, чем те, для которых этот участок был предоставлен ранее. При изъятии земельного участка для государственных нужд согласия землевладельца или землепользователя не требуется, однако им предоставляются гарантии, установленные законодательством.
Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме (доли в праве собственности на одноквартирный, блокированный жилой дом или квартиру) реализацию одного из его прав на получение:
в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них (долей в праве собственности на соответствующее недвижимое имущество), – денежной компенсации в размере данной разницы;
денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не меньше, чем затраты, необходимые для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.
Местный исполнительный комитет при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (доли в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом) дополнительно к вышеуказанным правам реализацию одного из его прав на:
строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (долей в праве собственности на соответствующее имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.
При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю, землевладельцу, собственнику или арендатору нового земельного участка взамен изымаемого.
Собственником может быть реализовано по выбору только одно из прав, перечисленных ранее.
При сносе жилого дома, квартиры, строений, сооружений и насаждений при них местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, в порядке, предусмотренном законодательством, также обеспечивает возмещение лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, расходов, связанных с переездом, в том числе с изменением места жительства в пределах Республики Беларусь; с временным пользованием другими жилыми помещениями, до предоставления жилого дома; с оформлением права собственности на предоставляемые жилой дом, квартиру; с оформлением документов в отношении земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, и прав на него; с возмещением убытков.
В случае, если сносу подлежат не завершенные строительством либо завершенные строительством и не зарегистрированные в установленном порядке жилой дом, квартира в блокированном жилом доме, их собственнику предоставляется право на возмещение убытков, размер которых определяется в порядке, установленном законодательством. При этом собственник изымаемого земельного участка имеет право на предоставление по его желанию и при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, равноценного земельного участка взамен изымаемого.
Имеются некоторые особенности в изъятии земель для государственных нужд в населенных пунктах, где изъятие любых земельных участков должно быть подчинено планировке территории населенных пунктов, установленным режимам их градостроительного развития. Как правило, в городах земельные участки изымаются в связи с размещением на них новых объектов, значимых как для всей республики, так и для данного города. Данный критерий целесообразно положить в основу содержания государственных нужд применительно к землям городов. В качестве основания для прекращения прав на земли городов можно указать размещение объектов, имеющих значение для Республики Беларусь, региона либо отвечающих интересам только данного города в соответствии с генеральным планом либо проектами детальной планировки. Поэтому практически любой земельный участок, предоставленный или переданный в установленном порядке в любом виде права на землю (постоянное или временное пользование, пожизненное наследуемое владение, частная собственность, аренда), может быть изъят для государственных нужд.
При необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, местный исполнительный комитет принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества (далее – решение о предстоящем изъятии земельного участка).
Решение о предстоящем изъятии земельного участка принимается местным исполнительным комитетом:
в течение пяти рабочих дней после утверждения (согласования) акта выбора места размещения земельного участка, если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения;
после обращения лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, и до выдачи организациям по землеустройству, находящимся в подчинении Государственного комитета по имуществу, разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, если в соответствии с законодательством предварительное согласование места его размещения не проводится;
для формирования земельных участков и размещения объектов недвижимости, в том числе возводимых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и программами, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.
Срок между принятием местным исполнительным комитетом решения о предстоящем изъятии земельного участка и решения об изъятии и предоставлении земельного участка не может быть менее трех месяцев.
В решении о предстоящем изъятии земельного участка должны быть указаны:
основания такого изъятия;
объекты недвижимого имущества, подлежащие сносу;
собственники данных объектов;
варианты реализации прав собственников объектов недвижимого имущества, предусмотренные Указом
поручение о проведении оценки объектов недвижимого имущества;
лица, уполномоченные местным исполнительным комитетом на обеспечение реализации прав граждан и организаций, а также на подписание при необходимости протокола разногласий
права и обязанности лица, которому предоставляется земельный участок (при необходимости);
иные вопросы, связанные с предстоящим изъятием земельного участка и сносом расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Местный исполнительный комитет при подготовке решения о предстоящем изъятии земельного участка оценивает возможность реализации прав собственников жилых домов (долей в праве собственности на одноквартирный или блокированный жилой дом). При этом местным исполнительным комитетом определяются место возможного размещения земельного участка для возведения на нем жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных сносимым, условия переноса и восстановления соответствующих объектов недвижимого имущества, варианты предоставления в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем взамен сносимых. В решении о предстоящем изъятии земельного участка должны содержаться конкретные предложения о реализации соответствующих прав или причины невозможности их предоставления собственнику объектов недвижимого имущества.
Решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в двухмесячный срок со дня его вынесения. Возможность судебного обжалования решений об изъятии земельных участков для государственных нужд означает, что окончательное решение о наличии государственных нужд принимается судом, разрешающим дело по существу.
Местный исполнительный комитет обязан принять меры по реализации прав в срок, определенный в решении о предстоящем изъятии земельного участка, который не может превышать двух лет со дня его принятия.
Местный исполнительный комитет в течение трех рабочих дней после принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка направляет гражданину или организации, являющимся собственниками подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, заказным письмом по месту жительства гражданина или месту нахождения организации копию названного решения (выписку из него) с указанием оснований такого изъятия. Одновременно местный исполнительный комитет уведомляет государственные нотариальные конторы, нотариальные бюро, соответствующую территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества и об ограничении прав собственника по распоряжению им. При этом собственник вправе в соответствии с законодательством осуществить государственную регистрацию ранее незарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на изымаемом земельном участке.
В случае, если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе этого имущества, неизвестен или неизвестно его место жительства (для организации – место нахождения), местный исполнительный комитет принимает меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел.
После получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка собственник сносимого объекта недвижимого имущества не вправе без согласия местного исполнительного комитета, принявшего решение о предстоящем изъятии земельного участка, производить продажу, мену, дарение, передавать в ренту или залог подлежащий сносу объект недвижимого имущества.
Расходы на проведение мероприятий, повышающих стоимость земельного участка или расположенных на нем объектов недвижимого имущества, понесенные их собственником после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка без согласия местного исполнительного комитета, принявшего данное решение, возмещению не подлежат.
В случае выбора собственником сносимого объекта недвижимого имущества одного из прав он подает соответствующее заявление в местный исполнительный комитет, принявший решение о предстоящем изъятии земельного участка. Данное заявление должно быть подано собственником в течение месяца со дня получения предложений по реализации его прав.
В случае, если заявление не подано в установленный срок или между собственником сносимого объекта недвижимого имущества и местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предстоящем изъятии земельного участка, либо по его решению лицом, которому предоставляется земельный участок, не достигнуто согласие в выборе права, определенного Указом, или его реализации, а также если собственник не согласен с размером, способом и (или) условиями возмещения понесенных им убытков, местным исполнительным комитетом составляется протокол разногласий, который подписывается этим собственником, должностным лицом, уполномоченным соответствующим местным исполнительным комитетом, и лицом, которому предоставляется земельный участок (при его наличии).
Если собственник сносимого объекта недвижимого имущества откажется подписать протокол разногласий, в протоколе делается соответствующая отметка, заверяемая подписью лица, его составившего. Собственник, отказавшийся подписать протокол разногласий, вправе дать объяснение причин отказа, которое заносится в протокол или прикладывается к нему (о чем делается отметка в протоколе).
Местный исполнительный комитет в двухнедельный срок со дня подписания протокола разногласий обращается в суд с иском о выкупе объекта недвижимого имущества либо о выселении собственника и членов его семьи с предоставлением им других объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям Положения и Указа, его утверждающего. При этом решение об изъятии и предоставлении земельного участка может быть принято местным исполнительным комитетом только после вступления в силу постановления суда.
Оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу, а также оценка предоставляемых объектов недвижимого имущества осуществляются по рыночной стоимости (п.п 3 п.3 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь»). Данные оценки выполняются за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому по решению этого местного исполнительного комитета предоставляется земельный участок.
В случае выбора гражданином, являющимся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, права на получение денежной компенсации, это право может быть реализовано с согласия совершеннолетних членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), и органов опеки и попечительства, если в подлежащем сносу жилом доме (квартире) зарегистрированы несовершеннолетние члены семьи собственника.
Выселение в судебном порядке гражданина, являющегося собственником сносимого объекта недвижимого имущества, и членов его семьи из жилого дома (квартиры), расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, а также снос жилого дома (квартиры), строений, сооружений и насаждений при нем могут быть осуществлены только после государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, предоставленный ему вместо подлежащего сносу, либо получения этим гражданином денежной компенсации за сносимые объекты недвижимого имущества.
Если гражданин, являющийся собственником сносимого объекта недвижимого имущества, не уполномочивший никого из дееспособных лиц решить вопрос о судьбе его имущества, не будет найден, вопрос о реализации одного из прав, предусмотренных Указом № 58 решается в суде на основании соответствующего искового заявления местного исполнительного комитета исходя из волеизъявления совершеннолетних членов семьи собственника, а также интересов несовершеннолетних членов его семьи (с согласия органов опеки и попечительства), зарегистрированных по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире).
При выборе организацией или гражданином, являвшимися собственниками сносимого объекта недвижимого имущества, права на получение денежной компенсации это право может быть реализовано при предоставлении ими гражданам, зарегистрированным по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), жилого дома или квартиры типовых потребительских качеств на тех же условиях, на которых они занимали подлежащий сносу жилой дом (квартиру).
Подлежащие сносу объекты недвижимости (их части) не могут использоваться прежним собственником или иными лицами со дня реализации их прав, в том числе реализации этих прав по решению суда в соответствии. Реализация названных прав, подтвержденная документально в установленном законодательством порядке, влечет прекращение права собственности и иных вещных прав на сносимый объект недвижимого имущества.
Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, со дня реализации прав, определенных Указом № 58, несут права и обязанности, связанные с содержанием и охраной данного имущества.
Государственная регистрация прекращения существования сносимого объекта недвижимого имущества производится после его сноса.