Классификация источников земельного права

2.1. Виды источников земельного права

Источники земельного права можно классифицировать по раз­личным критериям. По содержанию нормативные правовые акты, относящиеся к ис­точникам земельного права, включают в себя:

• акты общего характера - нормативные правовые акты других
отраслей законодательства, содержащие правовые нормы по
различным вопросам, в том числе земельно-правовые;

• специализированные акты - нормативные правовые акты,
регулирующие только земельные отношения (содержащие
только земельно-правовые нормы). В совокупности они обра­-
зуют отраслевое земельное законодательство.

При определении соотношения общих и специализированных ис­точников следует исходить из того, что земельное право является кодифицированной отраслью и основывается преимущественно на собственных нормах, которые отличаются от норм других отраслей и входят в состав земельного законодательства.

По юридической силе источники земельного права включают в себя различные виды нормативных правовых актов, иерархия которых определена Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. « О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

2.2.Общая характеристика законодательных актов как источников земельного права.

Основные положения земельного права в настоящее время уста­новлены нормативными правовыми актами, имеющими силу закона. К ним относятся:

1.Конституция Республики Беларусь. Определяя основы консти­туционного строя, структуру и полномочия органов государственной власти и управления, конституционные нормы устанавливают основы земельного строя Республики Беларусь. Непосредственно земельные отношения регулирует ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ко­торая в общем виде определяет режим земельной собственности.

2.. Кодекс Республики Беларусь о земле является основным отраслевым источником, регулирующим все виды зе­мельных отношений, принятый 23 июля 2008 г. и введенный в действие с 1 января 2009 г. Он является систематизированным нормативным правовым актом, нормы которого упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения, которые произошли в отношениях по использованию и охране земель в результате проведения земельной реформы. Кодифицированные акты других отраслей могут рассматриваться в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения.

3..Декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Указы Президента принимаются в процессе реализации его пол­номочий по регулированию земельных отношений, закрепленных в Кодексе о земле (Указ Президента Республики Бе­ларусь от 27 декабря 2007г.№ 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и др.)

4.Кодексы Республики Беларусь как источники земельного права обеспечивают системное регулирование различных земельных отно­шений.

Акты других отраслей законодательства содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения. Такие нормы содержатся, например, в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях (в них установлена ответственность за совершение земельных правонарушений), Гражданском кодексе (содержатся общие положения о сделках с землей, правила о возмещении убытков), Лесном, Водном, Кодексе о недрах.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г., регулирующий имущественные отношения, к которым относятся и земельные, опре­деляет правовой режим земли как недвижимого имущества, устанав­ливает правомочия участников этих отношений.

Особенности использования земли в процессе других видов при­родопользования устанавливаются кодифицированными актами природоресурсового законодательства - Водным кодексом Республики Беларусь, принятым 15 июля 1998 г., Кодексом Республики Беларусь о недрах 2008 г., Лесным кодексом Республики Беларусь, принятым 14 июля 2000 г.

Многие нормы о юридической ответственности за земельные пра­вонарушения содержатся в Уголовном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушени­ях, которые в этом случае также выступают как источники земельного права.

Нормы гражданского и другого законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установленных земельным законодательством.

5. Законы Республики Беларусь как источники земельного права регулируют отдельные, наиболее важные виды земельных отношений.

Специальным актом, регулирующим отношения по установле­нию, взиманию и использованию платы за землю, является Закон Рес­публики Беларусь от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю».

Ряд законов общего характера содержат правовые нормы, кото­рые детализируют правовой режим отдельных видов и категорий зе­мель (Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, на­ходящихся только в собственности государства», Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993 г. «Об основах архитектурной и градо­строительной деятельности», Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС», Закон Респуб­лики Беларусь в ред. от 23 мая 2000 г. «Об особо охраняемых природ­ных территориях» и др.).

Правовое положение некоторых органов управления землями ус­танавливается специальными законами, в которых содержатся зе­мельно-правовые нормы (Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении», Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О геодезической и картографической дея­тельности» и др.).

6. Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права (акты законодательства как источники земельного права).

Иные акты законодательства как источники земельного права принимаются различными органами исполнительной власти и местно­го управления и самоуправления в пределах их компетенции по регу­лированию земельных отношений и включают в себя:

• постановления Совета Министров Республики Беларусь (Постановление Совета Министров от 26 марта 2008г. № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента № 667 от 27 декабря 2007 г.»);

• постановления, приказы, положения, инструкции республиканских органов государст­венного управления, Национального банка, нормативные акты министерств, госкомитетов (Инструкция о порядке дистанционного доступа к Единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утверждена Постановлением Госкомимущества от 27 июня 2006г. № 13, Постановление Государственного комитета по имуществу от 14 мая 2008 г. « О поэтапном возмещении потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства») ;

• постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О некоторых мерах применения земельного законодательства» от 25 сентября 1997г.).

• решения органов местного управления и самоуправления.

Принятие этих нормативных правовых актов может предусматри­ваться соответствующим законом для развития и конкретизации его положений или осуществляется указанными органами самостоятельно в пределах их компетенции в целях регулирования конкретных зе­мельных отношений.

Существуют и вспомогательные нормативные правовые акты, имеют технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. Такие акты не устанавливают каких-либо обязанностей для субъектов земельных отношений и не предоставляют каких-либо прав в отношениях использования и охраны отдельных природных ресурсов. К ним относятся ГОСТ 17.5.17.01-78 «Охрана природы. Рекультивация земель», ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения» и иные.

К источникам земельного права относятся наряду с нормативными правовыми актами национального характера и международные договоры Республики Беларусь, общие принципы права, нормативные договоры и обычаи.

Акты индивидуального значения, т.е. направленные на возникновение прав и обязанностей конкретного субъекта, к источникам земельного права не относятся.

Наши рекомендации