Организация сбора государственных доходов в период после Октябрьской Социалистической революции.
После 1917 года исполнение государственного бюджета осуществлялось по-прежнему. Сохранились и основные виды налогов и принцип единства кассы. С мая 1918 года предприятия, учреждения и должностные лица обязывались вносить все денежные средства в кассы Народного Банка или Государственное казначейство.
Совет Народных Комиссаров Декретом об организации финансовых отделов губернских и
уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 31.10.1918 года положил начало радикальным переменам в финансовом устройстве страны.
Война и интервенция, натурализация экономики дали основания рассматривать этот период как военный коммунизм, своеобразный переход к бестоварному, безденежному коммунистическому обществу. В 1921 году после неудачных попыток организации товарообмена без использования денег был начат переход к развитию товарно-денежных отношений, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения. Были восстановлены денежная и кредитная системы, создана сеть банков, в 1922 году были основаны фондовые биржи.
С августа 1921 г. активно формировалась налоговая система к 30 году количество платежей взимаемых с обобществленного сектора достигло 86.
С 1923 по 1925 доходы бюджета увеличилась в 4.6 раза.
В начале 20–х годов налоги собирались различными организациями наркоматами продовольствия, труда, финансов.
С 1921 года в составе Наркомфина создано управления налогов и государственных доходов, которое взяло на себя все функции по сбору налогов.
Следует отметить, что в России начиная с 30-х годов ученые-экономисты пытались обосновать сущность налогов, как экономической категории, не свойственной социализму, такая теоретическая позиция ученых получила отражение на практике таким образом, что в 1930–1932 годах сложившаяся при НЭПе система бюджетных взаимоотношений была кардинально изменена, около 60 видов налогов и сборов были замены двумя основными платежами:
Налог с оборота и отчисления от прибыли.(для сельскохозяйственных предприятий вместо отчислений от прибыли – подоходный налог)
Налогообложение в период Великой отечественной войны и по ее окончании.
В годы Великой отечественной войны поступления от народного хозяйства составили 75% доходов бюджета. Вместе с тем государство было вынуждено увеличить поступления в бюджет за счет налогов и сборов с населения. Если в предвоенные годы данные поступления составляли до 5 % доходов государственного бюджета, то за годы войны – около 13%.
В начальный период войны основная задача налоговой системы заключалась в обеспечении недостаточных финансовых ресурсов для организации мобилизационных мероприятий, развертывания Вооруженных сил и организации системы финансирования войск в соответствии с условиями военного времени.
В 1941 – 1942 гг. в следствие значительного роста военных расходов и увеличения затрат в оборонные отрасли промышленности возникла необходимость в использовании в качестве источника финансирования эмиссии денег. Определенная часть денежных средств стала накапливаться во фронтах. В целях сокращения выдачи наличных, в действующей армии на полевые учреждения Госбанка были возложены функции по приему денежных средств военнослужащих во вклады.
Поскольку поступления налогов оказались недостаточными для обеспечения военных расходов, методом покрытия дефицита стали государственные займы. За 4 года войны займы составили 90 млрд.руб., что почти вдвое превышает сумму займов размещенных в СССР до войны. Причем займы были добровольными – сборы населения в Фонд обороны и Фонд Красной Армии.
В послевоенные годы коренных изменений в области финансов в СССР не происходило. Использование этой же политики в условиях мирного функционирования экономики некоторые экономисты считают нецелесообразным, что привело к отрицательным последствиям, таким как снижение эффективности производства и темпов экономического роста, замедление развития социальной сферы общества, отставание по ряду направлений научно-технического прогресса.
Ухудшение финансового положения в стране на рубеже 80-90 г. годов сопровождалось реформированием финансовых структур и создание новой правовой базы для функционирования их в рыночной экономике.