Какие элементы следует включать в понятие «законность»?
2. Каково содержание принципа «законность»?
3. Что такое режим законности?
4. Дайте характеристику метода законности.
5. Каково значение законности?
6. Какую роль играет прокуратура в обеспечении законности?
7. Место прокуратуры в системе органов государства.
8. Что такое прокурорская власть?
9. Почему изменилось положение прокуратуры в системе государственного аппарата?
10. В чем существо предложений авторов судебно-правовой реформы?
11. Как корректируют эти предложения ведущие специалисты прокурорского надзора?
12. Каковы перспективы совершенствования законодательства о прокурорском надзоре и деятельности прокуратуры в период формирования правового государства?
13. Почему прокурорский надзор нельзя называть высшим надзором?
14. Каковы цели прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры?
15. На какие группы можно разделить направления деятельности прокуратуры.
16. Дайте характеристику надзорных направлений прокуратуры.
17. Дайте характеристику ненадзорных направлений деятельности прокуратуры.
18. Как производится прием на работу в органы прокуратуры и назначение на должности?
19. Что такое Присяга в органах прокуратуры?
20. Расскажите о порядке аттестования работников прокуратуры.
21. Как присваиваются классные чины работникам прокуратуры, каково их значение?
22. Как и когда привлекаются к ответственности работники прокуратуры?
23. Расскажите о материальном и социальном обеспечении работников прокуратуры.
24. Расскажите об основаниях и порядке увольнения работников органов прокуратуры.
25.Каковы условия и порядок выхода на пенсию работников прокуратуры?
26. Какие имеются гарантии правовой защиты жизни и здоровья работников прокуратуры?
Нормативные источники:
1. Федеральный закон «О прокуратуре РФ». Раздел 1. – Ст. ст. 1, 4, 5, 6, 7, 9; раздел 2.
2. Указ Президента от 30 июня 1997 г. «Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» // С3 РФ. 1997. № 27. Ст. 3185.
3. Приказ Генерального Прокурора РФ № 74 от 30 октября 1998 г. «Об утверждении Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ». Положение об аттестации.
4. Приказ Генерального прокурора РФ № 84 от 7 мая 2008 г. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
5. Приказ Генерального прокурора РФ № 142 от 6 мая 2009 г. «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений».
Основная литература:
1. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор в РФ: учебник для юрид. вузов / И.Л. Друкаров. – Барнаул, 2010.
2. Рябцев В.П.Структура и основные направления деятельности прокуратуры: настольная книга прокурора / под ред. С.М. Герасимова. – М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Иванов А. Защита прокурором конституционных прав граждан // Законность. 2010. № 9. С. 55.
2. Мельников Ю. Надзор за законностью региональных нормативных правовых актов органов государственной власти // Законность. 2010. № 6. С. 24.
3. Суслова Н., Добрецов Д. Обеспечение законности в сфере охраны окружающей среды // Законность. 2010. № 9. С. 51.
4. Герасимов С. Компьютеры в прокуратуре // Законность. 1996. № 9. С. 31.
5. Друкаров И.Л. Соотношение предметов конституционного контроля и прокурорского надзора // В сб.: Современное российское право: федеральное и региональное измерение. – Барнаул, 1998. – С. 136–139.
6. Козлов А.Ф. Компетенция прокуратуры и организация ее работы: учебное пособие. – Свердловск, 1983.
7. Ленин В.И. О двойном подчинении и законности. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 197–201.
8. Максимов В. Принципы планирования в органах прокуратуры // Законность. 2004. № 6. С. 12.
9. Скворцов К.Ф. Проблемы эффективности прокурорского надзора. – М., 1977.
10. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. – М., 1997.
11. Чурилов А., Титов П. Аналитическая работа в органах прокуратуры // Законность. 1993. № 4. С. 16–23.
12. Поневежский В., Басманов Н. Взаимодействие – залог успеха в защите прав граждан // Законность. 2010. № 8. С. 34.
13. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2009. – С. 115-134.
14. Буланова Н. Прокурорский надзор за соблюдением прав участников уголовного судопроизводства: состояние, проблемы, перспективы // Уголовное право. 2011. № 2. С. 107-113.
15. Друкаров, И.Л. Особенности надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания / Сб.: Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями / И.Л. Друкаров. – Барнаул, 2009. – Ч. 1. – С. 138-140.
Часть особенная
Тема 3.Надзор за исполнением законов
Методические рекомендации. В процессе изучения темы следует уяснить содержание норм Федерального закона «О прокуратуре РФ» главы 1 раздела 3 , рассмотреть теоретические вопросы, относящиеся к прокурорско-надзорному правоотношению, объекту и предмету правового регулирования общественных отношений, рассмотреть вопрос о расширении полномочий прокурора в области контроля за планированием контролирующими органами проверок на предприятиях малого и среднего бизнеса. Важно знать, как разграничиваются обязанности прокурора в зависимости от иерархии звена прокуратуры, специализации прокуратуры, должностного положения работников прокуратуры. Рассматривая полномочия прокуроров, нужно провести их классификацию на полномочия по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Следует обратить внимание на установление нового полномочия прокурора, посвященного участию в проведении антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов. Особое внимание уделяется методике проведения общенадзорных проверок. Тщательно следует изучить характеристику общенадзорных документов, актов реагирования на нарушения законности. Каждый студент должен иметь в своем распоряжении несколько документов, которые он обязан прокомментировать. Студент должен уметь составить по заданию преподавателя некоторые из актов реагирования прокурора. По заданию преподавателя каждый студент должен подготовить доклад (реферат) по проверке прокурором исполнения отдельных законов, имеющих приоритетный характер, с заслушиванием на семинарском занятии.
Вопросы семинарского занятия:
1. Сущность, задачи, прокурорско-надзорное правоотношение, объект и предмет надзора, разграничение компетенции (предмет ведения, специализация).
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов.
3. Формы и методы, понятие и виды проверок, проведение проверок.
4. Характеристика актов (документов) реагирования прокурора на нарушения законности.
5. Отдельные методики общего надзора прокуратуры.
Примечание: об этих методиках студенты информирует группу на семинарском занятии, получив предварительно индивидуальное задание, рекомендации, имеющиеся в учебнике и соответствующе литературе. Для доклада следует привлечь доступные материалы общенадзорной практики.
Контрольные вопросы к 1 параграфу:
1. Нужен ли государству общий надзор прокуратуры?
2. Что отличает общий надзор прокуратуры от надзора Конституционного Суда?
3. Что отличает отраслевой надзор органов исполнительной власти от общего надзора прокуратуры?
4. Что такое прокурорско-надзорное правоотношение?
5. Что является предметом общего надзора?
6. Какие задачи ставятся перед общим надзором прокуратуры?
7. Какова сущность общего надзора?
8. Каковы пределы общего надзора?
9. Как разграничивается компетенция по общему надзору между отдельными звеньями прокуратуры? Между должностными лицами?
Контрольные вопросы ко 2 параграфу:
1. На какие группы можно разделить полномочия прокурора в общем надзоре?
2. Назовите общенадзорные полномочия 1-ой группы и охарактеризуйте их.
3. Назовите общенадзорные полномочия 2-ой и 3-ей групп и охарактеризуйте их.
4. Расскажите о полномочии прокурора при проведении антикоррупционной экспертизы.
Контрольные вопросы к 3 параграфу:
1. Что такое формы и методы общего надзора?
2. Перечислите этапы проведения проверок при осуществлении общего надзора.
3. Какие виды проверок исполнения законов вы знаете?
4. В чем состоит подготовка к проведению общенадзорной проверки?
5. Каковы общие правила проведения общенадзорной проверки?
6. Как и для чего осуществляется анализ результатов проверки?
7. Что должно быть итогом проведения проверки?
8. Как обеспечивается результативность общего надзора?
Контрольные вопросы к 4 параграфу:
1. Когда прокурор приносит протест в порядке общего надзора? Назовите реквизиты протеста.
2. Что является основанием для внесения представления в порядке общего надзора? Правила внесения представления.
3. Какие и когда выносит прокурор постановления в порядке общего надзора? Какие требования должны быть при этом соблюдены?
4. Дайте характеристику предостережения.
Темы докладов:
1. Надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов.
2. Надзор за исполнением законов об административной ответственности.
3. Надзор за исполнением законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества.
4. Надзор за исполнением земельного законодательства.
5. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности /банкротстве/ предприятий.
6. Надзор за соблюдением законов об охране окружающей среды.
7. Надзор за исполнением Федерального закона «О занятости населения в РФ»
Нормативные источники:
1. Федеральный закон «О прокуратуре РФ». Раздел 3. Гл.1.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации».
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».
4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О структуре Правительства РФ» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
5. Указ Президента «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. 561.
6. Указ Президента «Перечень сведений конфиденциального порядка» // СЗ РФ. 1997. № 7. Ст. 1127.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. «По делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ». (Какие акты не могут быть отменены судами общей юрисдикции и арбитражными судами).
8. Постановление Конституционного суда от 11 апреля 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 ст. 1, пункта 1 ст. 21 и пункта 3 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» (Об опротестовании законов субъектов Федерации) // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1774.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. «Об оспаривании в судебном порядке конституционных актов субъектов РФ» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3130.
10. Приказ Генерального прокурора РФ № 195 от 7 декабря 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина».
Основная литература:
1. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор в РФ: учебник для юрид. вузов / И.Л. Друкаров. – Барнаул, 2010.
2. Алексеева Л. Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта // Законность. 2006. № 11.
3. Друкаров И.Л. Проблемы правового регулирования надзора прокурора за исполнением законов и соблюдением прав человека и гражданина // Известия Алтайского госуниверситета. 1998. № 2. С.2 9–35.
4. Друкаров И.Л. Выявление и устранение нарушений законов при издании правовых актов // Сб. Изменения УК РФ 1996 г.: состояние тенденции и проблемы применения. –Барнаул, 2005.
5. Коробейников Б.В. Методика, тактика и организация общего надзора // Соц. законность. 1986. № 1. С. 45–48.
6. Петрухин И. Общий надзор прокуратуры и судебная власть // Уголовное право. 2002. № 4. С. 84–86.
7. Сергиенко А. Надзор за реализацией приоритетных национальных проектов // Законность. 2007. № 2.
8. Сорокина В. Надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах // Законность. 2006.
Дополнительная литература к докладу о надзоре за законностью правовых актов:
1. Кудашкин А. Эффективность проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы // Законность. 2011. № 5.
2. Мельников Ю. Надзор за законностью региональных нормативных правовых актов органов государственной власти // Законность. 2010. № 6. С. 24.
3. Беркович Е. Прокурор и правотворческая деятельность местного самоуправления // Законность. 2003. № 9. С. 11
4. Друкаров И.Л. Надзор прокурора за законностью правовых актов муниципальных органов // Сб. материалов региональной конференции: Прокурорский надзор в РФ: правовые основы, современная практика. 2006. С. 24-34.
5. Ершов В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам // Российская юстиция. 2003. № 4, 5, 6.
6. Рабко Т. Меры прокурорского реагирования как средство обеспечения законности правовых актов субъекта Российской Федерации // Уголовное право. 2002. № 1. С. 82–86.
7. Тихомиров Ю.П. Критерии законности правовых актов // Право и экономика. 1997. № 19. С. 3–14.
Дополнительная литература к докладу о надзоре прокурора за законностью привлечения к административной ответственности:
1. Закон РФ «О полиции» (с изменениями и дополнениями).
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ (с изменениями и дополнениями).
3. Воздушный кодекс РФ.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
5. Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Приложение № 4 к приказу МВД от 6 июня 2000 г. № 605. Зарегистрирован в Минюсте 20 июля 2000 г. Регистрационный № 2320 // РГ. 14 августа 2000.
6. Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении // Законность. 2003. № 11. С. 13.
7. Винокуров Ю., Винокуров А. Проверка законности административного задержания в органах внутренних дел // Законность. 1997. № 3. С. 32–37.
8. Друкаров И.Л. Надзор прокурора за соблюдением законодательства об административной ответственности // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 2.
9. Жирова Ж. Роль прокурора в надзоре за исполнением законодательства об административном правонарушении // Законность. 2003. № 8. С. 11.
10. Каплунов В. Проверки исполнения таможенного законодательства // Законность. 2006. № 8.
Нормативные акты к докладу о приватизации государственного и муниципального имущества:
1. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июля 1991 г. // Вед.ВС РФ. 1991. № 27.
2. Закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 24 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3593.
3. Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 30 ноября 2001 г., 21 декабря 2001 г. // РГ. 26 января 2002. № 16. С. 3–6.
4. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Положение о порядке подачи заявки и об оценке и вариантах продажи.
Дополнительная литература к докладу о надзоре за соблюдением земельного законодательства:
1. Земельный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г.
2. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 24 ноября 1999 г., 02 января 2000 г. // РГ. 10 января 2000. С. 5.
3. ФЗ «О землеустройстве» от 24 мая 2001 г., 18 июня 2001 г. // РГ. 23 июня 2001. С. 3.
4. Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018; 2003. № 28. Ст. 2882.
5. Викторов И. Ашиткова Т. Надзор за исполнением законодательства о землепользовании // Законность. 2004. № 2. С. 27–30.
6. Черныш О. Надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения // Законность. 2011. № 1. С. 3-6.
Дополнительная литература к докладу о надзоре за соблюдением законодательства о банкротстве:
1. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 27 мая 2002 г., 10 июля 2002 г. // РГ. 13 июля 2002. С. 4–6.
2. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) от 27 сентября 2002 г. // РГ. 2 ноября 2002. № 209–210. С. 9–15.
3. Викторов И., Сапожников Н. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий // Законность. 2003. № 6. С. 17.
4. Емелькина Н. Надзор за исполнением законодательства о банкротстве // Законность. 2006. № 5.
Дополнительная литература к докладу о надзоре за соблюдением законодательства об охране окружающей среды:
1. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 г. с изменениями и дополнениями.
2. Закон РФ «О животном мире».
3. Закон РФ «О недрах».
4. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
5. Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // РГ. 01 марта 1995.
6. Лесной кодекс РФ с изменениями и дополнениями.
7. Водный кодекс РФ с изменениями и дополнениями.
8. Быковский В. Осуществление недропользования в защитных лесах // Законность. 2010. № 11. С. 54.
9. Жук М. Ответственность предприятий транспорта при нарушении законодательства об охране окружающей среды // Законность. 2006. № 1
10. Калугина О. «Природоохранные иски» прокурора // Законность. 2010. № 1. С. 42.
11. Калугина О. Надзор за исполнением лесного законодательства // Законность. 2011. № 7.
12. Королева М. Роль органов прокуратуры в обеспечении экологического благополучия населения Российской Федерации // Уголовное право. 2004. № 2. С. 114–116.
13. Суслова Н., Добрецов Д. Обеспечение законности в сфере охраны окружающей среды // Законность. 2010. № 9. С. 51.
14. Шарова Г. Раскина Т. Обеспечение законности в сфере пожарной безопасности лесов // Законность. 2011. № 8.
Дополнительная литература к докладу о соблюдении закона «О занятости»:
1. Закон РФ «О занятости населения» с изменениями и дополнениями.
2. Закон РФ «О беженцах» (новая редакция) с изменениями и дополнениями.
3. Винокуров Ю., Чурилов А. Проверка исполнения законодательства о трудовой занятости населения // Законность. 1994. № 2. С. 23–30.
4. Проверка исполнения законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Законность. 1995. № 11. С. 19.
Тема 4. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Методические рекомендации. Следует обратить внимание на осуществление прокуратурой правозащитной функции в процессе надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Выяснить, какие дополнительно (к общенадзорным: гл. 1 раздела 3) полномочия согласно гл. 2 раздела 3 Федерального закона «О прокуратуре РФ» имеет прокурор. При изучении темы студенты должны сделать доклады (рефераты) на семинарских занятиях (смотри предыдущую тему).
Вопросы семинарского занятия:
1. Понятие, сущность и предмет надзора.
2. Полномочия прокурора.
3.Некоторые методики надзора прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
4. Разрешение жалоб и обращений граждан в органах прокуратуры.
Темы докладов:
1. Надзор за соблюдением социальных прав граждан.
2. Надзор за исполнением Закона РФ «О защите прав потребителей».
3. Надзор за законностью разрешения обращений граждан.
4. Рассмотрение и разрешение жалоб и обращений граждан в органах прокуратуры.
Контрольные вопросы к 1 параграфу:
1. Для чего создано направление: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?
2. Что является сущностью и предметом этого направления?
3. Каковы пределы этого направления надзора?
Контрольные вопросы ко 2 параграфу:
1. Какими специальными полномочиями наделен прокурор на этом направлении?
2. Может ли он пользоваться полномочиями гл. 3 параграфа 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»?
Контроль за изучением студентами методик проведения проверок соблюдения законов о защите прав и свобод граждан к 3 параграфу:
Доклады и рефераты:
1. Надзор прокурора за соблюдением трудовых прав граждан и соблюдением законов об охране труда.
2. Надзор прокурора за соблюдением жилищных прав граждан.
3. Надзор прокурора за соблюдением Закона РФ «О защите прав потребителя».
4. Надзор прокурора за законностью разрешения в органах власти и организациях заявлений, жалоб и иных обращений граждан.
5. Разрешение жалоб и обращений граждан в органах прокуратуры.
Литература и нормативные акты:
1. Федеральный закон «О прокуратуре РФ». Раздел 1, ст. 10; раздел 3, глава 2.
2. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре РФ». Раздел 1, ст. 10; раздел 3, глава 2.
3. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор в РФ: учебник для юрид. вузов / И.Л. Друкаров. – Барнаул, 2010.
Дополнительная литература к докладу о соблюдении социальных прав граждан:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. с изменениями и дополнениями.
2. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29.
3. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» // Вед. ВС РФ. 1991. № 28 с последующими изменениями и дополнениями.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 22 декабря 2004 г.
5. Викторов И. Надзор за исполнением законов об охране труда // Законность. 2003. № 2. С. 12
6. Иванов А. Защита прокурором конституционных прав граждан // Законность. 2010. № 9. С. 55.
7. Извеков Ю. Восстановление на работе лиц, уволенных за разглашение государственной тайны // Законность. 2010. № 8. С. 31.
8. Кикоть А. Противодействие «серым» зарплатам. 2010. № 6. С. 8.
9. Орловский Е. Противодействие незаконному отчуждению жилья // Законность. 2010. № 9. С. 34.
10. Петров А. Сроки выплаты заработной платы – основная государственная гарантия прав работников // Законность. 2010. № 10. С. 23.
11. Поневежский В., Басманов Н. Взаимодействие – залог успеха в защите прав граждан // Законность. 2010. № 8. С. 34.
12. Собчук М. Признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции // Законность. 2010. № 10. С. 35.
Дополнительная литература к докладу о соблюдении законодательства о защите прав потребителя:
1. Закон РФ «О защите прав потребителя» (новая редакция) от 09 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915 с изменениями и дополнениями от 17 декабря 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6287; 2002. № 1. Ст. 2.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителя» от 29 сентября 1994 г. № 7. с изменениями и дополнениями от 18 января 1997 г. и 21 ноября 2000 г. // БВС РФ. 1997. № 3. С. 4; БВС РФ. 2001. № 2. С. 2.
3. Золоев А. Предмет прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь // Законность. 2010. № 11. С. 42.
4. Сафрыгина О. Предъявление прокурорами исков в арбитражный суд в защиту потребителей электроэнергии // Законность. 2010. № 1. С. 22.
Нормативные источники и литература к докладу о защите прав человека и гражданина:
1. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 г. // РГ. 5 июня 2002. С. 10.
2. Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Приложение № 1 к Приказу Министра внутренних дел РФ от 19 февраля 2004 г. № 104 // РГ. 9 апреля 2004. № 74. С. 11.
3. Правила оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Приказ МИД РФ от 12 февраля 2004 г. № 1883 // РГ. 30 марта 2004. № 64. С. 14.
4. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 21 апреля, 26 апреля, 2 мая 2006 г. // РГ. 5 мая 2006. № 95.
5. Приказ Генерального прокурора № 200 от 17 декабря 2007 года о введение в действие инструкции «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ».
6. Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ // Законность. 1997. № 6. С. 7–15.
7. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. 1997. № 8. С. 8–14.
8. Чурилов А., Ю.Винокуров Ю. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о гражданстве // Законность. 1998. № 7. С. 18–21.
Тема 5. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Методические рекомендации. Необходимо ознакомиться с основными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», уяснить, зачем необходим этот надзор. Важно уточнить, какие органы ведут оперативно-розыскную деятельность? С чем связаны особенности этого участка надзора? Когда возникает необходимость осуществления надзорных мероприятий? Кто имеет право проводить надзорные мероприятия? Кто имеет право проводить надзорные мероприятия? Какие задачи стоят перед прокурором при осуществлении надзора? Какие полномочия имеет прокурор? Каким образом и когда проводит прокурор свои проверки, какие требования предъявляются прокурором органам ОРД? Какие правила должны быть соблюдены им самим?
Осуществляя надзор за соблюдением законов органами предварительного следствия, необходимо принять во внимание произведенное разделение между следственными и надзорными функциями в июне 2007 года. Также следует руководствоваться указаниями Генерального прокурора, что прокурорский надзор должен быть не только не ослаблен, но и усилен. Следует внимательно изучить полномочия, которыми ныне располагает прокурор для осуществления надзора, а также нормы, регулирующие задержание и заключение под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Следует иметь в виду, что окончательное решение о направлении уголовного дела в суд принадлежит только прокурору, поэтому все важнейшие документы о движении дела в досудебной стадии, копии которых направляются следователем прокурору, являются основанием к проведению прокурором проверок на предмет обнаружения нарушений федерального законодательства при расследовании уголовных дел следователем.
Вопросы семинарского занятия:
1. Сущность, предмет и задачи надзора прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
2. Полномочия, формы и методы надзора прокурора за законностью ОРД.
3. Сущность, предмет и задачи надзора прокурора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания.
4. Полномочия, формы и методы надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
5. Надзор за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
6. Контроль за законностью задержания, содержания задержанных в изоляторах временного содержания и заключенных под стражу. Возбуждение ходатайств перед судом о заключении под стражу, о продлении сроков содержания в местах заключения, избранием других мер пресечения.
7. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел, привлечения к уголовной ответственности.
8. Надзор за соблюдением органами дознания и следственными органами требований федерального законодательства в ходе дознания и предварительного следствия.
9. Надзор за законностью приостановления и возобновления уголовных дел.
10. Надзор за законностью прекращения уголовных дел.
11. Утверждение прокурором обвинительного заключения, возвращение дел к доследованию.
12. Рассмотрение прокурором ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
13. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.
14. Организация надзора прокурорами районов (городов), вышестоящими прокурорами.
Контрольные вопросы:
1. Какую роль играет надзор прокурора за законностью ОРД?
2. Расскажите о предмете надзора прокурор за законностью ОРД.
3. Какие особенности имеет надзор прокурора за законностью ОРД?
4. Какие полномочия имеет прокурор при проверках законности ОРД?
5. По каким основаниям прокурор проводит проверки законности ОРД.
6. В каких органах прокурор проверяет законность ОРД?
7. Кто и когда проводит проверки законности ОРД в Федеральной службе безопасности РФ?
8. Какие правовые гарантии установлены для защиты прав и законных интересов граждан при проведении ОРД?
9. Какие формы и методы применяет прокурор при проведении проверок законности ОРД?
10. Как обеспечивается защита прав и интересов участников ОРД?
11. Какова сущность надзора прокурора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия?
12. Что является предметом надзора прокурора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия?
13. Какие задачи стоят перед прокурором при осуществлении надзора на данном направлении?
14. Что изменилось в полномочиях прокурора после принятия нового УПК РФ и изменений УПК РФ 5 и 6 июня 2007 года
15. Какие полномочия имеет прокурор: при надзоре за законностью предварительного следствия.
16. Какие полномочия имеет прокурор при надзоре за законностью дознания?
17. Имеют ли полномочия прокурора при надзоре за предварительным следствием властно-распорядительный характер?
18. Расскажите об особенностях взаимоотношений следователя и прокурора при предварительном следствии.
19. В каких формах прокурор обеспечивает надзор за соблюдением законности при дознании.
20. Что должно являться предметом надзора прокурора при осуществлении проверок законности принятия мер по сообщениям о совершенных преступлениях?
21. Какие нарушения, допускаемые дознавателями, органами дознания и следователями при разрешении сообщений о совершенных преступлениях, являются типичными?
22. Каков характер мер, принимаемых прокурором, для устранения нарушений закона в рассмотрении сообщений о совершенных преступлениях?
23. Какие нормативные акты прокурор должен знать при осуществлении надзора за законностью задержания граждан и при поддержании ходатайств дознавателя о заключении под стражу?
24. Какие требования закона должны быть выполнены дознавателями, другими должностными лицами при задержании граждан по подозрению в совершении преступления?
25. Каков порядок дачи прокурором согласия органу дознания, дознавателю поддержать ходатайство на получение решения суда о производстве определенных следственных действий?
26. Какие требования закона должны быть приняты во внимание прокурором при поддержании ходатайства дознавателя о заключении под стражу лица, подозреваемого в совершении преступления?
27. Расскажите об участии прокурора в суде при решении вопроса о заключении под стражу и продлении сроков содержания под стражей, а также других следственных действий, требующих санкции суда.
28. Назовите предмет надзора прокурора за законностью возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности.
29. Какие права имеет прокурор при решении следователем вопроса о возбуждении уголовного дела?
30. Какие требования закона должны быть соблюдены при привлечении лица в качестве обвиняемого?
31. Какие требования должен учитывать прокурор при избрании обвиняемому или подозреваемому меры пресечения?
32. Что такое общие условия предварительного расследования?
33. Какова роль прокурора в осуществлении надзора за исполнением норм УПК РФ об общих условиях предварительного расследования и о предварительном следствии?
34. Как прокурор следит за выполнением дознанием (дознавателем) неотложных следственных действий, надзирает за соблюдением сроков расследования?
35. Расскажите о взаимоотношениях прокурора и руководителя следственного органа.
36. Расскажите об особенностях надзора прокурора за законностью приостановления следователем расследования уголовных дел в зависимости от оснований приостановления.
37. Какие формы и методы надзора применяет прокурор при обнаружении нарушения закона о приостановлении расследования?
38. Роль прокурора в обеспечении соблюдения законности при возобновления производства по приостановленному делу.
39. В каких случаях и при соблюдении, каких требований, прокурор дает согласие на прекращение уголовного дела или уголовного преследования по делу?
40. Как осуществляется надзор прокурора по делам, прекращенным следователем?
41. Расскажите о действиях следователя и прокурора при реабилитации лица, необоснованно привлекавшегося к уголовной ответственности.
42. Какие требования должен предъявлять прокурор при поступлении к нему дела для утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта?
43. Почему прокурор требует, чтобы представленное ему с обвинительным заключением уголовное дело было расследовано полно, всесторонне и объективно? Что включает в себя понятия полноты, всесторонности и объективности?
44. Какие решения может принять прокурор по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением?
45. Основания для заключения с подозреваемым или обвиняемым
46. досудебного соглашения о сотрудничестве
47. Действия прокурора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым.
48. Какие органы могут проводить дознание и производить неотложные следственные действия?
49. Какие указания может давать прокурор органам, производящим неотложные следственные действия?
50. Расскажите об особенностях направления прокурором в суд уголовных дел, по которым производилось дознание.
51. Какие права имеет прокурор по уголовным делам, по которым производится дознание?
52. Как организует прокурор района, города надзор за процессуальной деятельностью органа дознания и предварительного следствия?
53. Формы контроля и организации надзора в Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Федерации, других вышестоящих прокуратурах.
Законодательство и другие нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Ст. ст. 22 - 25.
2. Федеральный закон « О прокуратуре РФ». Раздел 3, глава 3.
3. УПК РФ.
4. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05 июля 1995 г. с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 33.
5. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня, 15 июля 1995 г. // СЗ РФ с изменениями и дополнениями.
6. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. № 28.
7. Постановление Конституционного Суда от 02 июля 1998 г. «О применении статей 331 и 464 УПК РСФСР» // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3394.
8. Определение Конституционного Суда от 06 февраля 2004 г. «О проверке применения конституционных положений в ст. ст. 56, 246, 278, 355 УПК РФ» // РГ. 7 апреля 2004. № 71. С. 14.
9. Постановление Конституционного Суда от 29 июня 2004 г. «О проверке конституционности ст. ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ» // РГ. 7 июля 2004. № 143. С. 11.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм УПК РФ // БВС РФ. 2004. № 5. С. 2–7.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста // БВС РФ. 2010. № 1.
12. Приказ Генерального прокурора № 5 от 7 сентября 2007 г. «О мерах по организации процессуального контроля».
13. Приказ Генерального прокурора № 6 от 7 сентября 2007 г. «О мерах по организации предварительного следствия».
14. Приказ Генерального прокурора № 136 от 6 сентября 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварит<