Правовое регулирование факторинга. Международная унификация.

Почти в каждой стране по-разному понимается природа факторных операций, особенности, которые отличают факторную операцию от остальных активных операций банков. В известной мере решить некоторые проблемы нормативно-правового регулирования факторинга, возникающие из отсутствия специального регулирования, позволила наблюдающаяся в последнее время его (факторинга) значительная интернационализация[6]. Многие факторные компании и коммерческие банки стали специализироваться на экспортном и импортном факторинге. Отсутствие специальных норм о факторинге в национальном праве многих стран, а также довольно существенные различия в имеющемся общем гражданском законодательстве и практике его применения в отношении факторных операций оказались важным стимулом в разработке международного инструментария для регулирования международных факторных операций.

Итогом многолетних интенсивных усилий Международного института унификации частного права (УНИДРУА) стало принятие на международной конференции в Оттаве 28 мая 1988 годаКонвенции по международным факторным операциям(далее Оттавская Конвенция о международном факторинге). Таким образом, с принятием Оттавской Конвенции о международном факторинге был сделан первый шаг в направлении унификации данных операций. Весьма примечательно то, что в этой Конвенции удалось не только дать по отдельным вопросам унифицированное регулирование учитывающее опыт и практику различных национальных систем права и соответствующее требованиям современного международного экономического оборота, но и предложить решение некоторых вопросов, не решенных до сих пор на уровне отдельных национальных правовых систем.

Одной из главных задач Конвенции является создание особого правового режима, который был бы адекватен трехстороннему характеру отношений, возникающих при факторинге.

В соответствии со ст.1 Оттавской Конвенции о международном факторинге под контрактом по факторным операциям подразумевается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фирмой по факторным операциям- цессионарием), в соответствии с которым поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых между поставщиком и его заказчиками (дебиторами), за исключением тех, которые относятся к товарам, закупленным в основном для их личного пользования, семейного или домашнего, а цессионарий обязан принять на себя не менее двух следующих обязанностей:

финансирование поставщика (заем или долгосрочный платеж);

ведение счетов по обязательственным требованиям;

предъявление к оплате дебиторских задолженностей;

защита от неплатежеспособности дебиторов.

Таким образом, в соответствии с указанной Конвенцией операция считается факторингом, если она удовлетворяет как минимум двум из следующих четырех признаков:

· наличие кредитование,

· ведение бухгалтерского учета поставщика,

· инкассирование его задолженности,

· страхование от кредитного риска.

Следует отметить, что настоящая Конвенция применяется лишь в случае, если обязательственные требования, уступленные по контракту факторинга, вытекают из договора по продаже товаров (работ, услуг) между поставщиком и дебитором, которые имеют свое заведение в различных государствах и:

а). эти государства, а также государство, в котором цессионарий имеет свое заведение, являются государствами – контрактантами;

или

б). контракт на продажу товаров (работ, услуг) и контракт по факторным операциям регулируются законом страны-контрактанта.

При уступке требования в соответствии с договором о факторинге конкретное денежное требование, являющееся предметом уступки, не обязательно должно указываться в договоре. Признается достаточным, чтобы денежная выручка по переданным требованиям могла быть определенным образом идентифицирована в момент заключения договора или в момент, когда она фактически возникнет, как относящаяся к данному договору о факторинге (ст. 5Оттавской Конвенции о международном факторинге). Кроме того, могут быть уступлены как существующие, так и будущие обязательственные требования.

Договор о факторинге может включать уступку не только денежного требования, но и иных прав (как полностью, так и частично), которыми обладает клиент (поставщик) в силу договора поставки, включая преимущества, возникающие из оговорки сохранности за поставщиком права собственности на товары до полной их оплаты или из других способов обеспечения обязательств покупателя (дебитора) – ст.7 Конвенции.

Важным положением Конвенции является правило о приоритете договорао факторинге, то есть отношений между фактором и его клиентом, над договором (например, купли-продажи), из которого возникает денежное требование. Устанавливается (ст.6 Оттавской Конвенции о международном факторинге), что передача требования фактору не затрагивается никаким соглашением между поставщиком и его должником, которое запрещает такую переуступку. Учитывая нетрадиционность такого подхода с точки зрения регулирования общегражданской цессии, Конвенция предусматривает, что действие этой нормы может быть ограничено заявлением присоединяющегося к Конвенции государства, в результате чего данное положение не будет применяться в отношении должником (дебиторов), имеющих свое коммерческое предприятие на территории этого государства.

П.2 ст.1 Конвенции гласит, что «уступка дебиторской задолженности должна сообщаться дебиторам», тем самым устанавливается открытый тип факторинга, при котором покупатель (дебитор) поставщика оповещается об участии факторной компании в сделке.

Интересны также и положения Конвенции о правах и обязанностей сторон при производстве платежа по договору факторинга.

А). Предусматривается, что должник обязан произвести платеж фактору, которому уступлено право требования, только если у него отсутствует информация, что какое-либо третье лицо имеет преимущественное право на получение данного платежа (ст.8 Конвенции). Письменное уведомление об уступке требования, которое обязательно должно быть направлено должнику (покупателю) или кредитором (поставщиком) или по его поручению самим фактором, должно достаточно определенно указывать требования, переданные фактору, а также данные о самом факторе. Необязательно, чтобы письменное уведомление было подписано, но оно должно иметь указание, кем и от имени кого оно составлено; письменное уведомление включает также телеграммы, телексы и другие средства связи, оставляющие материальный след. Уведомление имеет силу только в отношении выручки, возникающей из договоров, заключенных после направления должнику уведомления (ст.ст.1, 8 Конвенции). Таким образом, еще раз жестко подчеркивается открытый характер факторных операций, подчиняющихся правовому регулированию Оттавской Конвенции.

Б). Должник (покупатель, дебитор), которому фактор предъявил денежное требование, вправе, в свою очередь, предъявить ему свои требования, вытекающие из его договора с поставщиком, то есть должник может использовать против фактора все средства защиты, вытекающие из контракта поставки, которые он мог бы противопоставить, если требование об оплате было бы сделано поставщиком. Дебитор вправе осуществить против цессионария любое компенсационное право или действие (ст.9 Конвенции).

В). Согласно ст.10 Оттавской Конвенции о международном факторинге невыполнение или ненадлежащее (плохое или запоздалое) выполнение договора поставки со стороны поставщика не дает дебитору (покупателю) право вернуть платеж, который он сделал в пользу фактора, если он (дебитор) может получить эти суммы непосредственно с поставщика.

Г). Но вместе с тем должник (дебитор) может требовать от фактора возврата уплаченной ему суммы, если последний (фактор):

еще не выполнил свое обязательство уплатить поставщику уступленные обязательственные требования, или осуществил платеж поставщику, зная о том, что у должника (покупателя) есть претензии к поставщику.

Конвенция (ст.ст. 11, 12) предусматривает право фактора переуступить полученное им от клиента право требования другому финансовому агенту (фактору), если только такая переуступка не запрещена договором о факторинге. К переуступке применяются те же правила, что и к первоначальной уступке требования.

Хотелось бы отметить и положения, касающиеся толкования Конвенции. Так, согласно ст.4 Оттавской Конвенции о международном факторинге «вопросы, касающиеся областей, регулируемых настоящей Конвенцией, и которые ей специально не решаются, будут регулироваться по общим принципам, которым она (Конвенция) руководствуется, или, а за отсутствием таковых принципов, в соответствии с законом, применяемым на основании правил частного международного права». Таким образом, Оттавская Конвенция о международном факторинге апеллирует и к коллизионным привязкам международного частного права, которые в конечном счете определяют национальную правовую систему, регулирующую отношения по факторным операциям.

Законодательство Российской Федерации о факторинге:

Наши рекомендации