Тема 19. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Понятие преступности в современном научном представлении как сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов экономического, общественного, психологического, юридического и иного свойства. Качественные и количественные характеристики преступности. Состояние, структура и динамика, степени криминализации общества. Основы для разработки стратегии и тактики предупреждения преступности, выбора средств и методов борьбы с нею. Уровень, темпы роста преступности, особенно наиболее опасных ее видов, ка индикаторы устойчивости развития государства и общества.Преступность международная и транснациональная. Криминологические аспекты транснациональной преступности.
Разработка международным сообществом стандартов и норм, как универсальных (на уровне ООН), так и региональных (на уровне Совета Европы). В рамках ООН разработка и заключение договоров о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).
Основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью:
- заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;
- оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию;
- разработка международных норм и стандартов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка;
- регламентирование вопросов национальной и международной юрисдикции;
- признание и использование решений иностранных органов по административным и уголовным делам;
- взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений (насильственных преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности)
- террористических актах;
- коррупции и деятельности организованной преступности;
- незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
- незаконном производстве и обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
- преступлениях в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
- изготовлении и сбыте поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей
. - преступных посягательствах на культурные и исторические ценности;
- преступлениях на транспорте;
- охране общественного порядка;
- материально-техническом обеспечении деятельности сторон;
- подготовке и повышении квалификации кадров.
Реализация основных положений международного сотрудничества в борьбе с преступностью в следующих формах:
- обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
- исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
- розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, пропавших без вести;
- обмен информацией о новых видах наркотических средств « психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;
- обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций и семинаров;
- обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;
- обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Базовым элементом, методического оснащения учебной дисциплины, является eго рабочая программа. Методологически рабочая программа дисциплины «криминология» должна быть направлена на изучении преступности, видов преступности, индивидуальное преступное поведение, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью.
Основной целью преподавания дисциплины «Криминология» является передача студентам знаний о криминологии как социально-правовой науке, изучающей преступность, личность преступника, детерминанты преступности, средства ее предупреждения и преодоления обществом. Изучение данного курса также предполагает выработку у студентов криминологического мышления, формирование научно-обоснованных взглядов на преступность, как негативный и социально обусловленный процесс, привитие студентам практических навыков решения
криминологических проблем.
Преподавание дисциплины «Криминологии» должно: дать студентам знания по дисциплине «Криминология»; способствовать развитию у студента навыков работы с нормативными документами, научной литературой, статистическими данными; развить навыки практического применения полученных криминологических знаний; привить студентам навыки самостоятельного анализа криминологических проблем, выработки путей их решения.
В результате обучения студент должен приобрести криминологические знания в объеме, который в будущем позволит ему способствовать, как предупреждению преступности в целом, так и индивидуального преступного поведения в частности, прогнозированию преступности и индивидуального преступного поведения при работе в качестве сотрудника различных правоохранительных органов, юрисконсульта в организациях, учреждениях и предприятиях и на других должностях, на которых возможно и необходимо применение криминологических знаний.
Особенность криминологии состоит в ее социолого-правовой природе и тесной связи с другими дисциплинами, которая предполагает владение преподавателем информацией о смежных с криминологией науках, владение знаниями из различных областей права, социологии, философии, экономики, статистики, политологии, психологии. Начиная с первого занятия, преподавателю следует подчеркивать практическую направленность криминологии.
Методика подготовки и проведения занятий предполагает использование традиционных методик обучения, а также опыта организации и проведения занятий по дисциплине «Криминология». При преподавании данной дисциплины до сведения студентов должно быть доведено, что криминология использует в основном статистический и социологический методы. При этом ведущим методом является – статистический, который позволяет раскрыть количественно-качественные характеристики преступности, личности преступника, детерминант преступности. Основными методологическими приемами познания криминологических явлений и понятий являются историзм, диалектика противоречий, детерминизм и системность.
Вышеперечисленные обстоятельства налагают на преподавателя большую ответственность и требуют от него обладания значительным объемом знаний в сфере различных наук.
Основные принципы учебных занятий: недопустимость однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на студентов; четкая системность каждого учебного занятия как комплексной системы организационной, учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве учебной познавательной деятельностью студента; высокая правовая и общая культура преподавателя высшей школы.
В процессе обучения используются следующие виды занятий: лекции, семинары и практические занятия. На лекциях рассматриваются основные, наиболее сложные закономерности преступности во всех его проявлениях, детерминации и причинности преступности, подверженности преступности различным воздействиям. Лектор дает разъяснения по поводу новаций в рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью, изменении в уголовном законодательстве, концентрирует внимание на необходимости более тщательного изучения вопросов читаемой лекции, связанных со специализацией студентов. Дает рекомендации по литературе, необходимой для изучения рассматриваемой темы.
Средствами и способами для изучения учебной дисциплины «Криминология» наиболее эффективными являются электронные учебники, подбор материалов содержащихся в лекциях, монографиях, статьях научных конференций, по конкретным темам лекций и семинарских занятий.
Семинарские занятия могут проводиться по разной методике (дискуссии, подготовка и обсуждение докладов, эвристическая беседа, опрос и т.д.). Семинарское занятие должно способствовать углублению знаний студентов по рассматриваемой теме и контролю за качеством усвоения учебного материала. При подготовке студенты должны изучить как современные методы борьбы с претупностью и профилактические меры, так и практику его применения.
В конце семестра студенты сдают экзамен. Значение экзамена состоит в том, что каждый студент должен индивидуально отчитаться об усвоении материала предусмотренного програмой по криминологии, а каждый преподаватель , проводивший обучение студентов, должны убедиться в результативности своей педагогической деятельности.
Каждый билет включает три вопроса в билете определяется исходя из следующий позиций: один вопрос – научно-теоритического характера, второй - из области знаний по общей части отрасли и третий - из области знаний по особенной части криминологии.
Важным элнментом методики проведения экзаменов является создание экзаменатором нормальных психологических условий общения со студентами, способствующих выявить их реальные знания. Здесь от преподавателя требуется проявления таких личностных качеств, как способность быть гибким и одновременно официальным, доброжелательность, искренняя заинтересованность в выслушивании правильных ответов; умение корректировать содержание ответов, помогая студентам формировать и лаконично и точно.
В любых условиях главным педогогическим требованием к преподавателю во время экзаменов является требование прявлять терпение,сдержанность, доброжелательность, интелигентность и уважение к личности студента.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
Целью и задачами изучения курса криминологии, является освоение дисциплины, её основных понятий изучение преступности в конкретных условиях места и времени.
Самостоятельная работа- это изучение учебно- методических материалов без непосредственного руководства преподавателя. Это особый вид учебной деятельности, преднозначенной для формирования навыков самостоятельной проработки учебных заданий, в овладении методикой организаций самостоятельного труда для повышения эфективности подготовки к занятиям.
Самостоятельная работа студента складывается из нескольких этапов, которые представляют собой:
1. Предварительную подготовку, состоящую из планирование предстоящей работы, ознакомлениея с перечнем рекомендованной законодательно- нормативной и учебно- методической и научной литературы;
2. Изучение научных работ по теме и содержание теоритических вопросов, излагаемых в источниках;
3. Обобщение полученных знаний, что поможет уяснению основных целей и задач изученныхактов и их правильному научному пониманию и оценке, установлению взаимосвязи теоритических, научных положений и проблем.
С учетом этого в этом плане весьма полезным будет ознакомление с научными монографиями коментариями ученых к законодательным актом,и так же с различными научными справочниками по юриспруденции и смежным дисциплинам.