Основы квалификации преступлений
В.А.Мухачев
Основы квалификации преступлений
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся
по направлению 40.03.01 "Юриспруденция",
профиль уголовно-правовой
(программа подготовки бакалавров)
Рекомендовано Учебно-методическим и редакционно-издательским советом КФ МФЮА
(протокол №10 от 10.09.2015.)
Одобрено кафедрой уголовно-правовых дисциплин
(протокол № 1 от 25.08.15 г.)
Киров 2015
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Для того чтобы юридическая наука успешно способствовала решению задач, стоящих перед правоохранительными органами, большое значение имеет разрешение общих проблем права и его отраслей, так как именно на их основе могут быть правильно разрешены конкретные вопросы судебной и следственной практики. К числу таких и относится проблема квалификации преступлений, курс лекций которой занимает одно из важнейших мест в подготовке специалистов.
Квалификация преступлений является одним из видов реализации уголовного законодательства. Правильная квалификация является важной гарантией осуществления правосудия в соответствии с законом. Она необходима для привлечения к ответственности, лица совершившего преступление. Но, прежде всего она служит обеспечению справедливого наказания виновному, достижению целей наказания.
Целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у студентов целостностного представления об основах квалификации преступлений. Развитие правосознания, базирующегося на усвоении природы уголовного права и основных его институтов, как на уровне теоретических знаний, так и в их применении на практике; развитие общей юридической культуры и правового мышления у будущих правоведов; развитие навыков и умений, необходимых для профессионального применения уголовного законодательства. Обучение определять момент окончания отдельных преступлений, а также заложить основу приобретения умений квалификации неоконченных преступлений.
Задачикурса состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания об основах квалификации преступления, обеспечить уяснение концепции и основных положений уголовного законодательства, касающихся вопроса квалификации преступлений. Сформировать у обучаемых устойчивые навыки применения норм уголовного права, привить навыки принятия процессуальных решений. Воспитание у студентов убежденности в необходимости точного и неуклонного исполнения и соблюдения при производстве по уголовному делу нормы уголовно – правового законодательства.
РАЗДЕЛ III. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие и значение квалификации преступлений, и его место в системе науки уголовного права. Предмет и система курса.
Место квалификации в процессе применения норм права, социальное и правовое значение квалификации.
Понятие и значение квалификации. Общая теория квалификации в системе науки уголовного права и других наук. Правовая основа квалификации преступлений. Понятие и структура уголовного закона. Значение общей и особенной частей УК РФ для квалификации преступлений. Правовые последствия квалификации.
В результате изучения материала студент должен:
знать: понятие и значение квалификации; место теории квалификации всистеме наук; понятие и структуру уголовного закона (ПК-5); значение УК РФ для квалификации, Научные основы квалификации преступлений(ПК-17).
уметь: применять полученные теоретические знания при решении практических задач (ПК-6).
Источники: обязательные: 16-18 ;
Дополнительные: 19,20,21,23.
Дополнительные:24,25,26,27,28,29 .
Дополнительные:30,31,32,33,34..
Дополнительные:35,36,37,38 .
Общие правила квалификации преступления
Дополнительные: 39,40,41,42,43.
Тема 6. Квалификация по признакам субъекта и субъективной стороны
Преступления
Теоретические положения о субъекте и субъективной стороне преступления. Правила квалификации преступления по субъективным признакам состава и по признакам субъекта преступления.
Влияние формы вины и направленности умысла на квалификацию преступления. Субъективная ошибка и её влияние на квалификацию преступления. Понятие субъекта преступления и его признаки. Возраст уголовной ответственности, его значение для квалификации преступлений. Понятие вменяемости и ее значение. Понятие «ограниченной вменяемости». Влияние ограниченной вменяемости на квалификацию преступления. Специальный субъект преступления, его виды, значение для квалификации. Некоторые проблемы квалификации деяний совершаемых специальным субъектом. Понятие и признаки субъективной стороны преступления, их влияние на квалификацию преступления. Понятие и формы вины. Установление форм и видов вины в процессе квалификации. Умысел и его виды. Влияние видов умысла на квалификацию преступления. Неосторожность и ее виды. Вопросы отграничения преступного легкомыслия и косвенного умысла, преступной небрежности и невиновного причинения вреда.
Преступления с двумя формами вины. Вопросы установления и влияние на квалификацию. Мотив и цель преступления, их значение для квалификации преступлений. Понятие ошибки в уголовном праве, ее виды и значение для квалификации.
В результате изучения материала студент должен:
знать: содержание субъективных признаков состава преступления, виды субъекта преступления и их значение (ПК-5), значение УК РФ для квалификации, Научные основы квалификации преступлений(ПК-17).
уметь: разграничивать умышленные преступления от неосторожных (ПК-6), анализировать конкретные правовые ситуации, возникающие в процессе квалификации (ПК-17).
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:44,45,46,47,48 .
Дополнительные: 49,50,51,52
Дополнительные:53,54,55,56 .
Дополнительные: 44,45,46,47,48 .
Дополнительные:57,58,59,60 .
Дополнительные: 61,62,63,64,65.
Дополнительные: 61,62,63,64,65.
РАЗДЕЛ V. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
Семинарские и практические занятия являются формой промежуточного контроля знаний студентов.
Цель семинарских занятий - активизация работ студентов по освоению учебной дисциплины; развитие творческих способностей в решении поставленных задач, умение анализировать полученные результаты и делать соответствующие выводы. Свое участие в семинарских занятиях студент реализует посредством подготовки выступлений, докладов, рефератов, решения практических задач и тестов по темам семинарских занятий.
Планы семинарских и практических занятий очной формы обучения
Семинар №1. Состав преступления и его функции при квалификации преступления Время семинара: 4 часа
Форма проведения семинара – активная
Цель: активизация работы студентов по изучению конструкции функции состава преступлений.
Задачи: изучение функций состава преступлений, определение границ состава преступлений этапы квалификации, решение практических задач и тестов
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие состава преступления.
2. Содержание состава преступления.
3. Функции состава преступления при квалификации преступной деятельности.
4. Состав и диспозиция статьи уголовного закона.
5. Конструкция составов преступления.
6. Понятие признака состава преступления.
7. Отличия диспозиции нормы уголовного закона и диспозиции статьи уголовного закона.
8. Определение границ составов преступлений.
9. Содержание состава преступления.
10. Признаки состава преступления.
11. Толкование уголовного закона.
12. Роль состава преступления в квалификации.
13. Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в квалификации преступлений.
Планы семинарских и практических занятий заочной формы обучения
Семинар №1. Состав преступления и его функции при квалификации преступления Время семинара: 1 час
Форма проведения семинара – активная
Цель: активизация работы студентов по изучению конструкции функции состава преступлений.
Задачи: изучение функций состава преступлений, определение границ состава преступлений этапы квалификации, решение практических задач и тестов
Вопросы для обсуждения:
- Понятие состава преступления.
- Содержание состава преступления.
- Функции состава преступления при квалификации преступной деятельности.
- Состав и диспозиция статьи уголовного закона.
- Конструкция составов преступления.
- Понятие признака состава преступления.
- Отличия диспозиции нормы уголовного закона и диспозиции статьи уголовного закона.
- Определение границ составов преступлений.
- Содержание состава преступления.
- Признаки состава преступления.
- Толкование уголовного закона.
- Роль состава преступления в квалификации.
- Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в квалификации преступлений.
VI. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6.1 Состав образовательных технологий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.
По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:
1.лекции;
2. активные / интерактивные формы (на всех практических и семинарских занятиях);
3. самостоятельная работа;
4. подготовка к экзамену.
Методические рекомендации по реализации образовательных технологий изложены в соответствующих разделах настоящего УМК.
Задания на СРС по теме 1. Понятие и значение квалификации преступлений, и его место в системе науки уголовного права. Предмет и система курса.
Цель задания: расширений знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: выполнение письменного анализа тенденций российского уголовного законодательства, регулирующего квалификацию преступлений, подготовка сообщения по вопросам:1
Срок выполнения:
ОО - 6 часов;
ЗО – 9 часов.
Ориентировочный объем: не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные: 7, 9, 10, 11, 15, 29, 36.
Задания на СРС по теме 2. Методологические основы квалификации.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение видов квалификации преступлений: официальная и неофициальная; решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 2.
Срок выполнения:
ОО – 6 часов;
ЗО - 9 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:24,25,26,27,28.
Задания на СРС по теме 3. Процесс квалификации преступлений
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение правил квалификации преступлений и их классификация; решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 3.
Срок выполнения:
ОО – 6 часов;
ЗО - 9 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18 ;
Дополнительные:29,30,31,32,33.
Задания на СРС по теме 4. Состав преступления и его функции при квалификации преступления.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение состава преступления; решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 11-18.
Срок выполнения:
ОО – 10 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные: 34,35,36,37,38.
Задания на СРС по теме 5. Квалификация по принципам объекта и объективной стороны преступления.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение правил квалификации по принципам объекта и объективной стороны; решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 20-21.
Срок выполнения:
ОО – 10 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:39,40,41,42.
Задания на СРС по теме 6. Квалификация по признакам субъекта и субъективной стороны преступления.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение правил квалификации по принципам субъекта и субъективной стороны; решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 22-23.
Срок выполнения:
ОО – 10 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:.38,39,40,41
Раздел II. Специальные правила квалификации преступления.
Задания на СРС по теме 7. Квалификация преступлений при неоконченной преступной деятельности.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение понятия неоконченной преступной деятельности; видов конструкций составов при неоконченной преступной деятельности; уголовно – правовой квалификации неоконченной преступной деятельности; понятия и видов стадий умышленного преступления, формирования и обнаружения умысла; понятия оконченного и неоконченного преступления; понятия и признаков приготовления к преступлению; отличия приготовления от формирования и обнаружения умысла.Решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 36-38.
Срок выполнения:
ОО – 8 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Дополнительные 43,44,45,46,47.
Задания на СРС по теме 8. Квалификация преступлений совершенных в соучастии.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение видов соучастников преступлений и их ответственность; форм соучастия; квалификации преступления, совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом; эксцесса исполнителя. Решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 39-46.
Срок выполнения:
ОО – 8 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные16-18:;
Дополнительные:48,49,50,51.
Задания на СРС по теме 9. Квалификация при множественности преступлений.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение понятий реальной и идеальной совокупности;отличия совокупности от сложных единичных преступлений; основных правил квалификации при совокупности преступлений; рецидива: простого, опасного, особо опасного; понятия совокупности приговоров. Решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: (30-33).
Срок выполнения:
ОО – 8 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:52,53,54,55.
Задания на СРС по теме 10. Квалификация преступлений, при конкуренции уголовно – правовых норм.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение видов конкуренции уголовно – правовых норм (общей и специальной нормы, части и целого); понятия конкуренции норм в составах одного и того же преступления (основной и квалифицированный состав; основной состав и привилегированный состав; два вида квалифицированных составов, два вида привилегированных составов, квалифицированный и привилегированный составы). Решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 26-29.
Срок выполнения:
ОО – 8 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:56,57, 58,59.
Задания на СРС по теме 11. Изменение квалификации преступления.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение понятия времени совершения преступления; декриминализации преступного деяния: изменения диспозиции нормы закона (смягчение и усиление наказуемости деяния); правил квалификации преступлений при изменении уголовного закона. Решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 54 – 56.
Срок выполнения:
ОО – 8 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные: 16-18;
Дополнительные:60,61,62,63,64..
Задания на СРС по теме 12. Роль смягчающих и отягчающих обстоятельств при квалификации преступлений.
Цель задания: расширение знаний; развитие аналитических навыков.
Содержание: письменное изложение видов обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, как квалифицирующий признак; основания для применения смягчающих и отягчающих обстоятельств. Решение тестовых заданий; подготовка сообщения по вопросам: 57.
Конспектирование учебной литературы; подготовка сообщений в рамках изучаемой темы; решение задач; подготовка к деловой игре по квалификации преступлений против установленного порядка внешнеэкономической деятельности.
Срок выполнения:
ОО – 8 часов;
ЗО - 15 часов.
Ориентировочный объем аналитического материала не менее пяти страниц машинописного текста.
Отчетность: предоставление материалов анализа преподавателю.
Метод оценки СРС: пятибалльный.
Источники: обязательные16-18:;
Дополнительные:65,66,67,68,69.
8.2.2. Тематика контрольных работКонтрольная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже тематике. Контрольная работа проводится на практическом занятии в течение одного академического часа с разбором решений на следующем занятии и с выставлением оценки в журнале «зачтено» или «незачтено».ВАРИАНТ 1.
1. Квалифицируйте по статьям УК РФ: приготовление к соучастию в убийстве; соучастие в приготовлении к убийству. Имеется ли разница в квалификации между этими случаями.
2. Является ли квалификацией преступления ссылка на примечание 1 к ст. 285 УК, в котором определяется понятие должностного лица? Мотивируйте ваше мнение.
ВАРИАНТ 2.
1. На примере конкретного уголовного дела покажите, какие признаки происшедшего события имеют значение для квалификации; какие имеют иное уголовно – правовое значение? Назовите обстоятельства этого события, не имеющие никакого правового значения.
2. Приведите примеры, когда при расследовании или судебном рассмотрении дела трудно разделить на отдельные этапы установление фактических обстоятельств дела, с одной стороны и уголовно – правовую оценку с другой стороны.
ВАРИАНТ 3.
1. Постройте логическую программу квалификации преступления, которое вы расследовали либо изучали последний раз.
2. На материалах, какого либо уголовного дела перечислите все версии о квалификации. Как бы вы проверили эти версии?
ВАРИАНТ 4.
1. Сколько составов преступлений описано в следующих статьях УК: 178 (Монополистические действия и ограничение конкуренции), 323 (Противоправное изменение государственной границы), 204 (Коммерческий подкуп), 201 (Злоупотребление полномочиями).
2. Укажите признаки состав преступления предусмотренного статьями УК РФ: 241 (Организация или содержание притонов для занятия проституции), 267 (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения).
ВАРИАНТ 5.
1. Михайлов во время ссоры со своим другом Ивановским из чувства мести топором нанес ему удар по голове, от чего тот, не приходя в сознание, скончался в больнице.
Проанализируйте объект совершенного преступления.
2. Семенов, достоверно зная о несовершеннолетнем возрасте Петровой, с целью изнасилования привез её на дачу. Преодолев сопротивление потерпевшей, он избил её, причинив побои, а затем изнасиловал. Дайте квалификацию совершенному деянию. На какие объекты преступления посягнул Семенов? Раскройте содержание каждого из них, определи при этом его вид.
ВАРИАНТ 6.
1. Энергетик Одинцов по распоряжению начальника путем физического воздействия на выключатель отключил электроэнергию в больнице в связи с неуплатой. В результате остановки работы медицинской техники погибли два человека. Последствия его деяния Чубатому были безразличны. Подлежит ли Чубатый ответственности за убийство?
2. Петров в драке ударил Соколова ножом в область сердца. Полагая, что Соколов умер (тот не подавал признаков жизни), Петров бросил труп в канал, что бы скрыть следы преступления. Однако Соколов в это время был еще жив и утонул в реке.
Опишите объективную сторону преступления. Как квалифицировать содеянное?
ВАРИАНТ 7.
1. Петров напал с целью завладения деньгами на Никулина, убил его ударом топора по голове и после этого похитил деньги в сумме 47 000 рублей. Его действия были квалифицированы по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 162 и п. «з», «к» ч.2 ст. 105 УК РФ. Правильно ли квалифицировано содеянное Петровым?
2. Барышев затеял ссору с женой и в процессе ссоры бросил в неё чайник с кипятком, но попал в 8 – летнего сына Сашу, причинив ему тяжкий вред здоровью.
Как квалифицировать действия Барышева?
ВАРИАНТ 8.
1. 15 – летний Миронов продавал в школе наркотические средства.
Подлежит ли Миронов уголовной ответственности?
2. В день своего четырнадцатилетия Рогов, употребив спиртные напитки, изнасиловал свою 13 летнюю одноклассницу. Деяние было совершено около полуночи, завершавшей день рождение, а родился Рогов в 4 часа утра.
Подлежит ли Рогов уголовной ответственности? Как квалифицировать это деяние, если преступление было совершено на час позже?
ВАРИАНТ 9.
1. Антонов, взломав дверь квартиры, проник в неё и взял хранившиеся в тайнике золотые украшения. Передав похищенные ценности стоявшему у подъезда дома Крылову, Антонов решил возвратиться в квартиру, что бы взять видеомагнитофон, который он не смог вынести в первый раз. В момент проникновения в квартиру он был задержан.
Квалифицируйте содеянное.
2.Водополов и Лопатин взяли в ОТК завода 200 подшипников, принесли их к своему рабочему месту и намеревались спрятать, а затем выносить мелкими партиями с территории завода, но были замечены начальником участка в момент переноса подшипников из ОТК в цех.
Квалифицируйте содеянное.
ВАРИАНТ 10.
1. Журенков, не имея при себе тары, пытался влезть в товарный вагон, что бы украсть яблок, но был задержан охранником.
Квалифицируйте действия Журенкова.
2. Егоров и Панкратов договорились совершить кражу из коммерческого киоска. С этой целью они подошли к киоску. Панкратов отогнул решетку на окне, а Егоров разбил окно и залез внутрь, откуда стал подавать похищаемое имущество Панкратову. Затем Егоров и Панкратов совместно реализовали похищенное, деньги истратили по своему усмотрению.
Как квалифицировать содеянное?
ВАРИАНТ 11.
1. Кулагин и Томанцев на одной из улиц напали на Кирилову, повалили её на землю. Кулагин обыскал потерпевшую, а Томанцев сорвал с её руки часы, после чего оба убежали.
Квалифицируйте действия виновных.
2.Попов, являясь отцом новорожденного ребенка Котовой и не желая нести расходы на его содержание, уговорил последнюю убить от ребенка.
Как квалифицировать действия Попова и Котовой?
ВАРИАНТ 12
1. Капитан корабля Огурцов в результате нарушения правил безопасности движения причинил повреждение другому кораблю. В результате повреждений корабль начал тонуть. Однако Огурцов не стал оказывать, помощь людям гибнущим в море и уплыл с места столкновения кораблей. Квалифицируйте содеянное.
2. Арбатов проник в квартиру принадлежащую Попову, с целью тайно похитить имущество принадлежащего последнему. В это время домой вернулась жена Попова, и обнаружила в квартире Арбатова. Арбатов увидев жену Попова, нанес ей несколько ударов руками по голове, после чего связал и продолжил незаконное изъятие имущества.
Квалифицируйте действия гр-на Арбатова.
ВАРИАНТ 13.
1. Антонов и Петров изнасиловав Курочкину с целью скрыть данное преступление, убили последнюю.
Дайте уголовно – правовую квалификацию действиям Антонова и Петрова.
2. Волков напал на Дежневу с целью завладения её деньгами, в ходе нападения он причинил Дежневой тяжкий вред здоровью.
Дайте уголовно - правовую квалификацию действиям Волкова.
ВАРИАНТ 14.
1. Зотов систематически издевался над своей женой и другими членами семьи, высказывал в их адрес угрозы убийством, оскорблял, совершал в отношении их хулиганские действия. 8 марта 2006 года Зотов вернулся домой в состоянии алкогольного опьянения, стал оскорблять жену, детей высказывал в их адрес угрозы убийства, и хулиганил. Зотова не выдержав оскорблений, убила своего мужа топором, при этом было нанесено 14 ударов. Квалифицируйте содеянное Зотовой.
2. По законам, какой страны следует квалифицировать хулиганские действия в самолете, летевшему по маршруту Париж – Москва? Мотивируйте свой ответ.
ВАРИАНТ 15.
1. Иванов, 5 августа 2000 года был осужден, по ч.1 ст. 222 УК за незаконное хранение четырех патронов к гладкоствольному охотничьему ружью. Подлежит ли освобождению от наказания данный гражданин в связи с внесением изменения в ч.1 ст. 222 УК РФ, исключающих ответственность за незаконные действия с боеприпасами к гражданскому гладкоствольному оружию?
2. Петров и Сидоров в сентябре 2003 года совершили преступление, предусмотренное пунктом «в» ч.4 ст.162 УК. За данное преступление были задержаны сотрудниками милиции и осуждены в апреле 2004 г. Ч .4 ст. 162 УК РФ в редакции от 8 декабря 2003 года по сравнению с более ранним уголовным законодательством не смягчена и предусматривает еще и наказание в виде штрафа. Каким уголовным законодательством должен руководствоваться судья при вынесении приговора?
ВАРИАНТ 16.
1. Кузнецов, Молотков, Гвоздев в 1987 г. совершили похищение человека. В 2006 году данные граждане были задержаны сотрудниками милиции. Каким уголовным законодательством должен руководствоваться судья, если ч. 3 ст. 125 прим 1 УК РСФСР предусматривала наказание за данный вид преступления лишение свободы на срок от 10 до 15 лет; ч.3 ст. 126 УК РФ в ред. 1996 г. предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет; п. а ч.3 ст. 126 УК РФ в действующей редакции предусматривает наказание от 8 до 20 лет лишения свободы?
2. Как Вы считаете, вправе ли следователь на стадии предварительного расследования изменять и дополнять обвинение, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения положения обвиняемого? Обоснуйте свое суждение.
ВАРИАНТ 17.
1. Каковы действия прокурора, если при поступлении ему уголовного дела с обвинительным заключением или с обвинительным актом, по его мнению, требуется изменить объем обвинения, переквалифицировать содеянное на статью о менее тяжком преступлении или на статью о более тяжком преступлении? Обоснуйте свое суждение.
2. Гражданин Максимов приехал в Москву с большим грузом овощей и фруктов, которые в течение нескольких дней продал на одном из московских рынков, получив в общей сложности около 150 тысяч рублей. Полученные средства он проиграл в карты. Что бы как-то возместить понесенные убытки он совершил кражу из дамской сумочки около 3 тысяч рублей. На первом же допросе и в суде он заявил, что совершил кражу вследствие тяжелого личного материального положения и наличия большой семьи, существовавшей на реализацию продуктов личного хозяйства. Квалифицируйте действия гр-на Максимова.
8.2.3. ТестированиеТестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами дисциплины, а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, перед предстоящей экзаменационной сессией. Тест состоит из 36 тестовых заданий по темам №1-12 дисциплины. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях и занимает часть учебного занятия (20 минут); решения разбираются на том же занятии.Оценочные фонды для тестирования приведены ниже. Преподаватель вправе дополнить перечень приведенных ниже тестов.
Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 20 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «незачтено».
Тесты
- Необходимой предпосылкой правильной квалификации является:
1. исчерпывающие установление всех лиц участвующих в преступлении
2. исчерпывающие установление всех фактических обстоятельств совершенного преступления
3. исчерпывающие установление всех признаков преступления
- Под этапами квалификации преступления следует понимать:
1. этапы выбора уголовно – правовой нормы подлежащей применению
2. этапы выбора наиболее общих признаков преступного деяния
3. этапы сопоставления видовых признаков преступления
1. Процесс квалификации преступлений следует начинать:
1. с признаков объективной стороны преступления
2. с признаков объективной стороны преступления
3. с признаков объекта преступления
2. Правила квалификации преступления это приемы применения уголовного закона предусмотренные:
1. самим уголовным законом, постановлениями Пленумов Верховных Судов РФ, СССР, а так же выработанные иной судебной практикой
2. нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, постановлениями Пленумов Верховных Судов РФ, СССР, а так же выработанные иной судебной практикой
3. самим уголовным законом, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, постановлениями Пленумов Верховных Судов РФ, СССР, а так же выработанные иной судебной практикой.
3. Признаком состава преступления является:
1. юридически значимое свойство, присущее данному преступлению
2. обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем преступлениям данного вида
3. обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем преступлениям данного вида
4. Оценочные признаки определяются:
1. правосознанием юриста, применяющего закон
2. законодательными актами
3. нормативными актами органов исполнительной власти
5. Признаки состава преступления характеризуют соответствующее деяние как:
1. как общественно – опасное, противоправное, виновное
2. как общественно – опасное, противоправное, виновное и наказуемое.
3. как общественно – опасное, противоправное, наказуемое
6. Под содержанием состава преступления понимается:
1. совокупность принципов квалификации преступления
2. Совокупность функций состава преступления
3. Совокупность образующих его признаков
7. Объективную сторону посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля составляет причинение:
1. смерти или покушение на убийство
2. вреда здоровью любой тяжести
3. смерть
4. тяжкий вред здоровью или убийство
8. Объективная сторона клеветы может быть выражена в форме:
1. физического действия
2. психического действия
3. психического и физического действия
9. Объективная сторона служебного подлога характеризуется действиями:
1. подделка бланков официальных документов
2. внесение заведомо ложных сведений и изменений в документы
3. уничтожение официальных документов
10. К объективной стороне массовых беспорядков относятся действия:
1. организация, призывы, руководство массовыми беспорядками
2. организация, призывы, участие в массовых беспорядках
3. призывы, участие в массовых беспорядках, грубое нарушение общественного порядка
11. Объект преступления – это:
1. лицо, совершившее преступление и способное нести за него уголовную ответственность
2. действия лиц направленные на совершения преступного деяния
3. общественные отношения или интересы, на которые направлено посягательство
12. Из перечисленных благ основным непосредственным объектом оскорбления являются:
1. честь, достоинство
2. честь, достоинство, деловая репутация
3. достоинство, деловая репутация
13. Субъектом халатности может быть:
1. должностное, физическое лицо
2. физическое лицо
3. должностное лицо
14. Субъектом самоуправства является:
1. вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет
2. вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет
3. вменяемое физическое лицо, достигшее 18 лет
15. Субъектом уклонения от уплаты налогов с <