Вопрос № 14«Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского.

Работа над планом государственных преобразований была завершена Сперанским к октябрю 1809 г., получив название «Введение к Уложению государственных законов»*. Основные положения и идеи плана были предварительно обсуждены в ходе многочисленных бесед Александра 1 со Сперанским.

В августе 1809 г. Сенат принял Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Главным принципом продвижения по служебной лестнице Указ устанавливал нс выслугу лет, а «действительные заслуги и отличные познания». Причем право претендовать на получение чина коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й -- 6-й классы) могли лишь чиновники, окончившие курс обучения в одном из российских университетов или выдержавшие экзамен по специальной программе.

Сперанскому принадлежала идея создания недалеко от Петербурга специального закрытого лицея для ограниченного числа дворянских детей знатных фамилий, где они получали бы самое лучшее образование, для дальнейшей службы в центральных учреждениях. В 181 1 г. первые 30 воспитанников приступили к занятиям в Царскосельском лицее.

Цель преобразований общественно-политического строя России Сперанский видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Закон должен был определять основные принципы устройства и функционирования государственной власти. Систему власти Сперанский в соответствии с принципом Ш. Монтескье предложил разделить на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Предусматривалось создание соответствующих органов.осуществляющих руководство ими. Вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, суда -- в ведении Сената, управления государством -- в ведении министерств, ответственных перед Думой.

Законодательный ряд образовали думы -- волостные, уездные, губернские и государственная, волостная дума должна была состоять из земельных собственников волости и из депутатов от казенных крестьян (но одному из 500 душ) и выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу, которая, в свою очередь, выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу, а губернская дума -- губернское правление и депутатов в Государственную Думу.

Исполнительной властью являются правления -- волостные, уездные и губернские, -- избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть -- министры -- назначается государем.

Сенат по проекту Сперанского, воплощая собой «верховное судилище» империи, обладал правом вынесения окончательных приговоров. Судьи были ответственны исключительно перед законом. Судебную власть, по предложению Сперанского, образуют волостные суды (третейские или мировые), затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию представляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором.

Представителям низших сословий предоставлялись лишь так называемые общие гражданские права: никто не может быть наказан без суда; никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого лица; всякий может приобретать собственность и располагать ею по закону; никто не обязан отправлять натуральных повинностей по произволу другого, но лишь по закону или на добровольном согласии.

Среднее сословие должно было иметь кроме общих гражданских прав (при наличии определенного имущественного ценза) и политические права. И, наконец, дворянство наряду с общими гражданскими и политическими правами обладало специальными, так называемыми особенными гражданскими правами (права освобождения от очередной службы, владения населенными имениями). Сохранение определенных привилегий дворянства должно было, по мысли Сперанского, облегчить сам процесс перехода к гражданскому, правовому обществу.

Для объединения функций различных частей государственного управления Сперанский предложил создать специальный орган -- Государственный совет.

Александр 1 в целом одобрил план Сперанского и предполагал печать его осуществление с 1810 г. 1 января 1810 г. был образован Государственный совет (который мог бы стать верхней палатой будущего российского парламента). В течение года должны были образоваться Государственная Дума (нижняя, выборная палата), а также окружные и губернские думы. Но этой второй части плана не суждено было осуществиться.

Вслед за созданием Госсовста было произведено преобразование министерств: вместо существовавших ранее 8 министерств должно было стать 1 1. По инициативе Сперанского в 181 1 г. было разработано Общее положение о министерствах, определившее единообразие организаций и министерств, систему взаимоотношений структурных подразделений и министерств с другими учреждениями. При разработке Общею учреждения министерств использовались нс только первый опыт деятельности министерств, созданных в 1802 г., но и образцы организации, делопроизводства и деятельности министерств Франции.

Подготовленный Сперанским и уже одобренный Александром проект преобразования Сената, предусматривавший отделение его судебной функции от административной с созданием двух Сенатов -- правительствующего и судебного, -- так и не был введен в действие.

В марте 1812 г. император объявил Сперанскому, что ввиду приближения неприятеля к пределам государства невозможно проверить все обвинения, выдвинутые в его адрес.и Сперанский был сослан вначале в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1819 г. Александр 1 назначил его генерал-губернатором Сибири, признав этим несправедливость выдвигавшихся ранее против него обвинений.

В 1821 г. Сперанский был возвращен и Петербург и назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был членом Верховного уголовного суда над декабристами.

В 1826 г. Сперанский фактически возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под его руководством были подготовлены первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830) и Свод законов Российской империи в 15 томах (1832). Успешное осуществление огромной работы по систематизации и кодификации российского законодательства будет названо биографами Сперанского его главной заслугой. Кодификация законов позволила значительно упорядочить государственное управление, укрепив в нем начала законности.

После смерти Сперанского Модест Корф, его биограф, написал в своем дневнике: «Светило русской администрации угасло!»

Вопрос № 15 НИКОЛАЙ I

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА

«Не реформа, но пересмотр» - девиз Николая (Ключевский)

«Сегодня я вас прошу об этом, завтра я вам это прикажу» (на коронации)

Ну почему я, если хочу позитивных изменений, должен спрашивать Государственный Совет?»

После Сенатской площади дворяне стали «учитываться», однако опираться Николай стал не на мятежных и взбалмошных аристократов, а на более зависимых и исполнительных разночинцев, которых и продвигал в чиновники.

Николай видел, что модель брата не работает, а потому решил усилить этатистские мотивы в государственном управлении, которое должно всецело контролироваться государем через бюрократическую систему. Считается, что перед нами император-палочник, однако данное мнение ошибочно: он был похож на Петра, его эпоха не была апогеем темной эры.

· Авторитарный стиль

· Четкий рабочий день чиновника в целях оптимизации его деятельности;

· Вникание в ход государственного управление, ослабление роли Государственного Совета, Комитета Министров («Не особенно нужен»). Зачем они, если Бенкендорф и остальные министры контролируются им, словно премьер-министром? Николаю было достаточно Канцелярии.

· Свод министерских отчетов длительное время публиковался, хотя потом отказались – «кто такие министры, чтоб на них обращать внимание?»

· Милитаризация государственного управления. «Во всех сферах генералы сгодятся лучше» 41\53 губернаторов, 10\13 министров. Почему? Потому что они укрепляют личное начало.

· Германизация: «Русский служит государству, немец служит мне» Кроме того, он справедливо не доверял русскому дворянству.

· Модель рациональной бюрократии:

1) Нормативизация и кодификация;

2) Достижение не правосудия, но порядка;

3) Удар по прецедентному праву удался;

4) На законность это не повлияло: «Я – Свод законов» (некий могилевский губернатор – теперь понятно, откуда у Лукашенко такие замашки), «Законы пишутся не для начальства, а для подчиненных» (Бенкендорф)

5) О Канцелярии поподробнее: призвана усилить личный контроль императора над государственным управлением.

1826 г. – усиление канцелярии (СЕИВК); три Отделения, при этом канцлер не нужен:

o I – надзор за гражданскими чиновниками;

o II – под руководством Болугьянского, известного юриста – 31 человек, самая эффективная работа;

o III – государственная безопасность и политический сыск Бенкендорфа – ежедневный личный докладчик императора, отделение имело несколько экспедиций. Идеальный орган контроля без обращения к исполнительной власти;

o IV (1928 г.) – дела благотворительности, социальные службы, просвещение;

o V (1936 г.) – «штаб» реформы государственных имуществ, включая крестьян, под начальством Киселева;

o VI – вопросы управления Кавказа, учредитель особого Кавказского наместничества;

В результате отсутствия четкого разграничения функций между различными чиновниками, наблюдается дисфункция чиновнического аппарата. В этом состоит главная проблема императорской власти.

Бюрократизация: 15 (Павел) -> 62 000 чиновников (Николай).

· Ведомства захлебываются от бумаг: 20 -> 35 000 дел в год? Ещё 10 000 дел – на руках губернаторов. Сын Радищева и богач – два губернатора не брали взяток и не занимались казнокрадством.

· Немец: если прусским чиновникам снизить жалование на треть – они обгонят по взяткам русских.

· Элитаризация: во дворянство войти сложнее, создается категория почетных граждан

Наши рекомендации