Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.
Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономическойи политической обстановке и отставали от развития государства и общества.
Ключевые моменты кодификации:
перестраивалась, обновлялась и кодифицироваласьвся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы;
своеобразность советского государства исключалавозможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которогобыло марксистско-ленинское учение о государстве и праве;
длительная подготовка кодификации положительноотразилась на качестве вновь создаваемых правовыхнорм, которых отличала высокая юридическая техника,логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия;
демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы,обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука.
За рассматриваемый период Верховным Советом были приняты:
Основы уголовного и гражданского законодательстваСоюза ССР и союзных республик;
Основы уголовного и гражданского судопроизводстваСоюза ССР и союзных республик;
Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданскийи гражданско-процессуальный кодексы.
Существенные изменения были внесены в действующее законодательство.Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов (п) социалистического строя:
п распределения благ пропорционально затраченномутруду;
п демократической системы управления государством, сущность которой состоит в привлечении народак управлению государством;
п взаимосвязи методов убеждения и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина, т. к. построение коммунистического общества, предоставляягражданам широкие права, требует от них и точного соблюдения действующих правовых норм и выполнениявозлагаемых на них государством обязанностей.
Однако не все прогрессивные предложения, предлагаемые юристами, были восприняты и учтены советскимруководством, еще не освободившимся от сталинскихдогм.
11 июня 1964 г. ВерховныйСовет РСФСР принял Гражданский кодекс РСФСР, который содержал следующие разделы:
1. Общиеположения, определяли цели и задачи гражданско-правового регулирования, запрещали частноепредпринимательство, провозглашали наличие социалистической собственности на орудие и средства производства, планирование - как единственный метод развитиянародного хозяйства.
2. Право собственности, государство признаетсяединственным собственником всего государственногоимущества, закрепляется самостоятельная собственность профсоюзов, колхозов и других общественных организаций, регламентируется право оперативного управления государственным имуществом.
3. Обязательственное право, создает систему обязательств, упорядоченную по предмету и содержаниюобязательства.
4. Авторскоеправо.
5. Правонаоткрытие.
6. Изобретательскоеправо.
7. Наследственноеправо.
8. Правоспособностьиностранцев и лиц без гражданства.
Необходимо отметить положительную роль ГК в развитии гражданского законодательства.
Конституция СССР 1977 г.
Конституция (К) СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.К не вносила каких-либо кардинальных измененийв существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.
Целью деятельности Советского государства,по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советовдепутатов трудящихся).
Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производствав форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.
К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.
Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения ихкомпетенции.Были расширены полномочия Верховного СоветаСССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.
Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.
К изменила порядок формирования Совета МинистровСССР, разрешив участие в нем руководителей ведомстви других органов, уточнила и детализировала его полномочия.
К расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла правона жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложенийв государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).
К устанавливала следующую систему обязанностейграждан:соблюдать К и советские законы;уважать правила социалистического общежития;с достоинством нести высокое звание гражданинаСССР;добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;беречь и укреплять социалистическую собственность;оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;бороться с расточительством и содействовать охранеобщественного порядка.
На основе К СССР были приняты соответствующиеК союзных и автономных республик.
69. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.
Стабильность общественного и государственногостроя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которогоне свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовыхактов требуется проведение систематизации и кодификации.
Особенностью работ, проводившихся вправовойсфере, было не изменение существовавших правовыхинститутов, а закрепление, обобщение и уточнение ужедействующих.
Данные работы проводились по следующим направлениям:
1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работыпо кодификации основных отраслей права.Надо отметить двухуровневую систему кодификации:на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного,лесного законодательства идр.);на уровне союзных республик принимались кодексыи отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).
2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с нейвсей действующей системы правовых актов. В основномданная работа была завершена к 1985 г.
3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, ав РСФСР - Свод законов РСФСР.
4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественныеотношения.
В развитии права в период перестройки исследователи выделяют два периода:
- первый (198&-1989 гг.) характеризуется попыткамипоследовательного либерального и демократического изменения и обновления действующей социалистическойправовой системы;
- второй (1990-1991 гг.) характеризуется бурными изменениями, направленными на глубокое реформирование существующей правовой системы, связанное с переходом к рыночным отношениям, возрождением частнойсобственности, разгосударствлением политическими изменениями.
С усилением центробежных сил в государственномустройстве и в развитии права наблюдается стремлениек автономии и самостоятельности законодательств союзных республик (война законов): нарушался принцип приоритета союзного законодательства перед республиканским и принцип прямого действия законов СССР на территории союзных республик.
В связи с учреждением поста Президента развиваласьсистема президентских указов, имеющих силу законов,причем как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик.
Правотворческая деятельность направлена навнесение изменений в Конституции (СССР и республик),действующие акты и принятие новых законов вновь образованными союзными и республиканскими органами власти.
В конституционном праве РСФСР необходимо отметить принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, 22 ноября 1991 г. – Декларацииправ и свобод человека и гражданина.
В гражданском праве на первом этапе вносятся изменения, расширяющие хозяйственные права предприятий и граждан, при сохранении социалистического уклада (законы об индивидуально-трудовой деятельности,о государственных предприятиях, об аренде, о кооперации), на втором этапе происходят кардинальные преобразования, связанные с переходом от плановой к рыночнойэкономике. Союзные законы 1990 г. о собственности и опредприятиях отменяют государственную монополию насобственность, разрешая ее существование в виде собственности советских граждан, коллективной, кооперативной, смешанной собственности.
Государственная собственность подразделялась наобщесоюзную, республиканскую и местную.Разрешались следующие виды предприятий: индивидуальное, семейное, коллективное, государственное.Закон о собственности в РСФСР наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественныхобъединений восстановил частную собственностьбез ограничения ее размера и состава.
70. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.
Предпосылки распада СССР:
идеологический кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализмаи сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзныхреспублик;
резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единстваСССР, стержнем которой являлись плановая экономикаи централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;
≪война законов≫, игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республикипринимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному (≪парад суверенитетов≫);
приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;
неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективностьпроводимых ими мер, одной из которых была попытказаключения нового Союзного договора в 1991 г.обновлению СССР («новоогаревский процесс»). Договор предполагал предоставление республикам широкихполномочий, одна из моделей: ≪сильный центр-сильныереспублики≫ или ≪сильные республики - сильный центр≫.
17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердилправо на существование СССР.
23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств, по которому СССРутрачивал большую часть своих полномочий.
18 августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР,однакоего попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы.
После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР,и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный фактсвоими указами.
8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о созданииСодружества Независимых Государств(≪беловежское соглашение≫).
21 декабря Алма-атинским соглашением 11 республикподдержали создание СНГ и роспуск СССР.Правопреемником СССР стала РФ.