Понятие, виды и основания применения мер пресечения.

Меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить в будущем неправомерную деятельность подозреваемого, обвиняемого. Меры пресечения существенно отличаются от мер уголовного наказания. Меры пресечения применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступления приговором суда.

В ст. 116 УПК содержится достаточно широкий перечень мер пресечения, в который включены: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7)заключение под стражу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается в отобрании от подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.

Передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные сборы подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и его явку в орган уголовного преследования и суд.

Залог заключается во внесении подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в республиканский бюджет денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Домашний арест состоит в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем.

Заключение под стражу (ст. 126 УПК) в качестве меры пресечения состоит во временном лишении свободы подозреваемого, обвиняемого путем помещения его в места содержания под стражей на период производства по уголовному делу в связи с имеющимися законными основаниями в целях обеспечения надлежащего поведения этого лица.

Согласно ст. 117 УПК, меры пресечения могут применяться лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут:

1) скрыться от органа уголовного преследования и суда;

2) воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс;

3) совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;

4) противодействовать исполнению приговора.

Эти обстоятельства, подтвержденные доказательствами, и образуют основания для избрания меры пресечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ: ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЖАЛОВАНИЯ.

Заключение под стражу состоит во временном лишении свободы подозреваемого, обвиняемого путем помещения его в места содержания под стражей на период производства по уголовному делу в связи с имеющимися законными основаниями в целях обеспечения надлежащего поведения этого лица. Это самая строгая мера пресечения, которая ограничивает конституционные права и свободы человека.

Так, в ст. 126 УПК закреплено, что данная мера пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Исключение составляют следующие случаи. Во-первых, если лицом совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, то эта мера пресечения применяется по мотивам одной лишь тяжести преступление, и, во-вторых, если это лицо не имеет постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, не установлена его личность либо оно скрылось от органов уголовного преследования или суда, то эта мера пресечения может быть применена за преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Следователь самостоятельно не может заключить лицо под стражу. Эта мера пресечения применяется только с санкции прокурора, а в стадии судебного производства - судом.

Содержание под стражей при предварительном расследовании не может превышать двух месяцев. Прокурор в случае невозможности закончить расследование в срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения могут продлить этот срок до 3 месяцев; до 6 месяцев - прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами и их заместителями; до 12 месяцев - заместителями Генерального прокурора РБ; до 18 месяцев - Генеральным прокурором. Дальнейшее продление срока во время предварительного расследования не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению, при этом применяется иная мера пресечения.

Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до передачи дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы, а также время принудительного пребывания в психиатрическом или ином лечебном учреждении с санкции прокурора или по решению суда.

О продлении срока содержания под стражей следователь выносит постановление о возбуждении соответствующего мотивированного, ходатайства и представляет его прокурору не позднее чем за пять суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении названного срока более шести месяцев - за десять суток.

Необходимо помнить, что постановление о продлении срока содержания под стражей, как и постановление о заключении под стражу, может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 143 УПК жалобы на применение меры пресечения в виде заключения под стражу или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей или находящимся под домашним арестом, его защитником или законным представителем через орган, ведущий уголовный процесс. Получив такую жалобу, администрация места содержания лица под стражей обязана в течение 24 часов с момента ее получения передать жалобу органу, ведущему производство по делу, о чем уведомляется лицо, подавшее жалобу, и прокурор. Следователь обязан в отношении заключенного под стражу в течение 72 часов с момента получения жалобы передать ее в суд с материалами, подтверждающими обоснованность и законность заключения под стражу или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста. После направления жалобы в суд жалобы от других лиц не принимаются.

Судебная проверка законности и обоснованности заключения под стражу или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста производится единолично судьей по месту расследования преступления, а определение (постановление) суда о заключении под стражу, домашнем аресте или продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста - единолично судьей вышестоящего суда с участием прокурора.

Судья единолично обязан рассмотреть жалобу в срок не более 72 часов с момента поступления ее в суд. Рассмотрение жалобы производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника (если он участвует в деле), законного представителя несовершеннолетнего, содержащегося под стражей, и потерпевшего. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения жалобы. В необходимых случаях для участия в рассмотрении жалобы судья вправе вызвать содержащегося под стражей, находящегося под домашним арестом.

В результате судебной проверки судья выносит одно из постановлений:

1) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

3) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Данное постановление судьи вступает в законную силу по истечении 24 часов с момента его вынесения. В этот срок это постановление может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано потерпевшим или его представителем в вышестоящий суд. Принесение протеста или подача жалобы приостанавливают исполнение постановления судьи. Если принято решение об отмене домашнего ареста, заключения под стражу или об освобождении лица из-под стражи, судья обязан избрать другую меру пресечения. Постановление судьи об оставлении жалобы без удовлетворения может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и их представителями в течение 24 часов. Протесты и жалобы на постановление судьи рассматриваются вышестоящим судом в течение трех суток с участием прокурора. После вступления постановления судьи в законную силу его копия направляется прокурору и заявителю, а также администрации места содержания лица в случаях отмены заключения под стражу или освобождения лица из-под стражи либо органу внутренних дел в случаях отмены домашнего ареста для исполнения.

Повторное обжалование не допускается.

Наши рекомендации