Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормы о действии уголовно-процессуального закона во времени охватывают две разные группы вопросов: а) о времени вступления закона в силу и прекращения его действия; б) о применении норм уголовно-процессуального закона в случае изменений в законодательстве по делам, возникшим до момента принятия нового закона.
Как и другие законы, уголовно-процессуальный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его введения в действие. Прекращение действия закона определяется либо отменой этого закона, либо принятием нового закона, отменяющего старый, либо истечением времени его действия, если оно так или иначе указано в законе, либо признанием его неконституционным заключением Конституционного Суда.
УПК установлено, что «при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом». Данное положение имеет практический смысл лишь при изменении уголовно-процессуального закона в момент ведения производства по делу, когда встает вопрос о том, продолжать ли применять по этому, уже начатому делу старый закон или надо применить новый — иначе регулирующий те же процессуальные отношения. Общее правило таково: прежний процессуальный закон прекращает применяться в производстве по делу после введения в действие нового.
Необходимо при этом помнить, что новый уголовно-процессуальный закон, в отличие от материального уголовного закона, не имеет обратной силы — даже в случае, если он устанавливает правила, более благоприятные для тех или иных участников процесса. Иначе говоря, уже совершенные по делу процессуальные действия не производятся заново, т.е. поворот процесса невозможен. Это объясняется главным образом тем, что при повороте процесса было бы практически невозможно вновь собрать многие доказательства и осуществить некоторые важные процессуальные действия.
Общий принцип действия уголовно-процессуального закона в пространстве таков: если производство по делу ведется на территории Республики Беларусь, то при этом независимо от того, где совершено преступление — на территории Беларуси или за ее пределами, применяется белорусский уголовно-процессуальный закон. Он опирается на общепризнанный международно-правовой принцип суверенного равенства государств. Оборотной стороной последнего является международный принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга. Применительно к рассматриваемому правилу он означает, что ни одно государство не вправе издавать законы либо производить действия, распространяющие свою судебную юрисдикцию на территорию других государств, без согласия последних. Так, например, должны считаться юридически ничтожными результаты процессуальных действий, совершенных следственными органами одного государства на территории другого, если это не предусмотрено соответствующим международным договором. Для производства этих действий недостаточно даже выраженного согласия органов исполнительной власти другого государства (правительства, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и т.д.), ибо они не уполномочены на то, чтобы делать исключения из закона, который практически во всех государствах закрепляет территориальный принцип применения уголовно-процессуальных норм. Создавать подобного рода изъятия — привилегия лишь закона или международного права. Например, Конвенцией государств СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г. при выполнении поручений о правовой помощи допускается применение на территории запрашиваемого государства иностранного законодательства, в том числе и процессуального, но только по просьбе запрашивающей стороны и если это не противоречит собственному законодательству стороны запрашиваемой.
Территория, на которую распространяется уголовно-процессуальная юрисдикция Республики Беларусь, включает сухопутную, водную и воздушную части нашего государства. Сушей является вся сухопутная территория государства, границы которой определены, как правило, международными договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами. Водную территорию составляет внутренние (национальные) воды, к которым относятся реки, озера и иные водные объекты Республики Беларусь. Под воздушным пространством понимается часть воздушной сферы, расположенная над территорией Республики Беларусь.
Часть 2 ст. 3 УПК устанавливает уголовно-процессуальную юрисдикцию Республики Беларусь за пределами ее границ: на территории белорусских дипломатического представительства и консульского учреждения в иностранном государстве, на воздушном, морском или речном судах, находящихся вне пределов нашей страны под флагом или с опознавательными знаками Беларуси, если названные суда приписаны к портам Республики Беларусь.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 246 дипломатические представительства (посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии) и консульские учреждения являются органами внешних сношений Республики Беларусь, которые представляют Республику Беларусь в государствах пребывания (международных организациях) и в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, в том числе УПК Республики Беларусь.
В соответствии с Конвенцией о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.), «государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту», при этом Конвенция «не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным законодательством». Данное положение охватывает все время полета, следовательно, и период нахождения судна в воздушном пространстве иностранного государства. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда: «а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица; в) преступление направлено против безопасности такого государства; г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями».
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года гражданское судно, осуществляющее плавание под флагом Республики Беларусь, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Данное правило распространяется и на суда Республики Беларусь, осуществляющие мирный проход через территориальные воды иностранного государства, за исключением следующих случаев:
а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (ст. 27 Конвенции).
В приведенных выше случаях прибрежное государство по просьбе капитана уведомляет о принятых мерах дипломатического агента или консульское должностное лицо Республики Беларусь и способствует установлению контакта между указанным агентом или должностным лицом и экипажем судна.
При совершении преступления на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь, находящемся за пределами Республики Беларусь, уголовно-процессуальная деятельность осуществляется по УПК Республики Беларусь независимо от места нахождения судна. Токийская конвенция приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.
Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц — это действие его в отношении различных категорий участников процесса. Оно определяется, прежде всего, принципом равенства граждан перед законом и судом. В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям. Главным образом это касается белорусских граждан. Но процессуальные действия проводятся согласно УПК Республики Беларусь и в отношении иностранцев и лиц без гражданства — когда они являются обвиняемыми и подозреваемыми либо другими участниками уголовного процесса (потерпевшими, свидетелями и т.д.). Вместе с тем в ряде случаев действие УПК распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, даже если они совершили преступление не на белорусской территории. В законодательстве и судебной практике многих государств, в том числе Республики Беларусь, признается принцип защиты и безопасности, согласно которому государство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления против его интересов или интересов его граждан вне территории данного государства. Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государства на основе международного права распространяется на некоторые преступления, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены.
Однако действие закона по кругу лиц может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и соответственно различное действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц допускаются в силу ряда публично-правовых интересов. В уголовном процессе предусмотрены особые условия и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве подозреваемого или обвиняемого и производства ряда других процессуальных действий в отношении некоторых категорий должностных лиц. В соответствии с данным положением, необходимо получение разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц соответствующих процессуальных действий.
Согласно нормам гл. 49 УПК, ограниченный служебный иммунитет предоставлен должностным лицам государственных органов, деятельность которых требует особых гарантий их независимости или самостоятельности. К ним относятся лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания; депутаты местных Советов депутатов; судьи; народные заседатели; прокуроры, начальники следственного подразделения, следователи.
Изъятия из общего правила о равенстве всех перед законом и судом сделано также для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом (послов, посланников, советников, атташе, иных дипломатических сотрудников, представителей ООН и специальных миссий иностранных государств, имеющих дипломатический ранг, членов семей указанных лиц, живущих вместе с ними или сопровождающих их, если они не состоят в гражданстве Республики Беларусь, а также ряда других категорий лиц, пользующихся такого рода привилегиями согласно двусторонним соглашениям (как правило, на паритетных началах)). В отношении данных лиц процессуальные действия, предусмотренные УПК, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Конкретные условия производства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, а также в помещениях и на территории частных и дипломатических резиденций регулируются международными договорами.