Психические регуляторы труда

Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы.

I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и процессов трудовой деятельности):

1) чувственный, сенсорный, перцептивный;

2) репрезентативный конкретный образ (воспоминания, представления, воображение);

3) репрезентативный абстрактный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий).

II. Образ субъекта:

1) актуальный «Я-образ» (рефлексия своего актуального состояния в данный момент, в данных условиях профессиональных или межличностных отношений, своих актуальных возможностей и ограничений);

2) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» — «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»; «Я среди других»; «Я как представитель профессиональной общности», «Я как личность», «Я как индивидуальность» и др.).

III. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений:

1) потребности и функциональные состояния;

2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;

3) характер, направленность личности, мировоззрение;

4) профессионализм, опыт, знания, умения, навыки [68, 108].

Люди в разной степени способны различать модальности и степень интенсивности воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.). Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому — увидеть, третьему — «почувствовать» предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.

В начале XX в. 3. Фрейду для объяснения всего многообразия психического достаточно было двух сфер — бессознательное/сознательное. В начале 1930-х гг. полная картина психики по 3. Фрейду отражается тремя независимыми сферами: бессознательное («Оно») — сознание («Эго») — сверхсознание («Супер-эго») (рис. 5.1), отношения между которыми затруднительны, сложны, конфликтны [133].

Психические регуляторы труда - student2.ru

А. Маслоу Рис. 5.1.Формы отображения структуры личности в психологии

В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций («дитя -взрослый - родитель» субъекта и «дитя - взрослый - родитель» партнера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними — эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга — замкнутой геометрической фигурой.

А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис. 5.1). В его основе — «базовые физиологические потребности», присущие всем людям (а вернее, всему живому). На «базе» биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора — лишь около 1% людей.

На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс — пятая (три'плюс две!) ступень, «самоактуализация» явно возвышается над «Супер-эго», она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация — «вершина», то ее детерминанты не столь очевидны, они «размыты», хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена «самоактуализации» требует введения новых постулатов или серьезной «коррекции» прежней научной парадигмы.

В 1980-1990-х гг. образ человека (личности у В. А. Петровского) представляется как четыре взаимосвязанные инстанции. Согласно «пентабазису» В. А. Ганзена [35], человек есть интеграция целого, определяемого четырьмя взаимосвязанными, но достаточно автономными частями: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность (рис. 5.2). Сложная фигура-образ допускает многовариатив-ность развития каждой из ее частей.

Психические регуляторы труда - student2.ru

Рис.5.2. Многоструктурное описание человека (Ганзен В. А., 1980)

126 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий

В конце 1990-х гг. Д. А. Леонтьев [84], сохраняя приверженность «ступеням», отказывается от «сфер», «прямоугольников», «квадратов» и иных замкнутых геометрических фигур. Есть все основания говорить о последовательном продвижении вперед от доминирующих прежде парадигм.

Следовательно, образ — не только и не столько всего лишь иллюстрация, отображение каких-либо материальных объектов или их функциональных отношений, не только специфическая форма передачи информации. Это еще и ненавязчивый способ передачи философии, идеологии, способа видения мира одним человеком другому. Другими словами, образ — это мощный психический регулятор деятельности человека, даже если образ в целом и не фиксируется его сознанием, даже если создатели образа на этом намеренно не фиксируют сознание человека и его произвольное внимание (психология рекламы, деятельность имиджмейкеров, выборные кампании и пр.). И здесь психология труда естественно соприкасается еще с одной молодой и смежной научной дисциплиной — «психологией влияния» (Т. С. Ка-баченко).

Наши рекомендации