Глава 3. Принципы уголовного процесса

Глава 3. Принципы уголовного процесса

Понятие и значение принципов уголовного процесса

Принципы - это основополагающие идеи, которые определяют построение уголовного процесса в целом и его конкретных институтов. Они должны отвечать ряду признаков:

а) принципами могут быть не любые, произвольно выбранные взгляды на формы и методы судопроизводства, а лишь те, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;

б) задачи (назначение) уголовного процесса могут быть реализованы в условиях расследования и рассмотрения уголовных дел на демократических началах;

в) принципами процесса являются идеи, нашедшие закрепление в нормах права. Последнее обстоятельство придает принципам обязательность, определенность и гарантированность. Они подлежат прямому применению.

Таким образом, под принципами уголовного процесса понимаются идеи, положения, определяющие демократическое построение процесса и нашедшие выражение в нормах права.

Значение принципов в уголовном процессе многогранно:

а) они выражают сущность процесса, его характерные черты;

б) они также представляют систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой уголовно-процессуального законодательства;

в) несоблюдение при производстве по уголовным делам норм-принципов может повлечь отмену принимаемых решений.

Включение в действующий УПК специальной главы 2, посвященной принципам уголовного судопроизводства, вполне можно расценивать как свидетельство стремления законодателя закрепить в законе общие и наиболее существенные положения, выделить их особо из общей массы уголовно-процессуальных предписаний, а вместе с этим повысить их значение и придать им более высокий авторитет.

Тот факт, что среди этих принципов не оказалось некоторых провозглашенных в Конституции РФ принципов (принципа осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принципа публичности, принципа самостоятельности судов и независимости судей, принципа участия граждан в отправлении правосудия), нельзя воспринимать как попытку законодателя ревизовать конституционные предписания или как его отказ от их осуществления в уголовном судопроизводстве.

Даже если бы такое намерение и вынашивалось при разработке и принятии УПК 2001 г., то его попросту было бы невозможно реализовать, поскольку Конституция РФ, как известно, является актом, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие. УПК, как и все прочие федеральные законы, а равно основанные на них предписания иных правовых актов, не могут реализоваться не так, как требует Конституция РФ. Отсутствие в нем ссылок на конституционные предписания принципиального значения не имеет. Оно должно в обязательном порядке восполняться прямым (не зависящим от образовавшихся в уголовно-процессуальном законодательстве пробелов) применением соответствующих норм Конституции РФ.

Принцип публичности

Принцип публичности прямо не записан в УПК, но его ст. 20 и 21 недвусмысленно говорят о том, что и данный принцип по-прежнему признается в качестве одной из основ уголовного судопроизводства.

Публичный интерес - это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Совершение преступления должно влечь за собой уголовную ответственность. Предпосылкой наступления такой ответственности является уголовное преследование, под которым понимается прежде всего деятельность, осуществляемая, как отмечалось выше (см. § 10 гл. 1 учебника), прокурором, следователем, дознавателем, другими участниками со стороны обвинения. Суд исключен из числа органов, осуществляющих уголовное преследование (ч. 3 ст. 15 УПК). Если первичная информация о готовящемся или совершенном преступлении поступает в суд, то она должна незамедлительно направляться органу или должностному лицу, наделенному полномочиями по проверке такого рода информации и принятию соответствующих решений.

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая поддержание обвинения в суде, подразделяется на три вида - публичное, частно-публичное и частное. Соответственно принято различать три категории уголовных дел - дела публичного, частно-публичного и частного обвинения.

О правомерности ссылок на принцип публичности как на одну из основ уголовного судопроизводства говорит также то обстоятельство, что подавляющее большинство составляет первая из названных трех категорий уголовных дел - дела публичного обвинения.

Что касается двух других категорий уголовных дел, то их вполне можно назвать изъятием из общего правила. Дела о преступлениях, перечисленных выше (см. с. 32 учебника), являются делами частно-публичного обвинения. Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, так как затрагивают главным образом личные интересы. Однако прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым они не подлежат, так как по своему характеру перечисленные преступления представляют опасность не только для конкретного человека, которому преступлением причинен вред, но и для общества. К делам частного обвинения отнесены дела о преступлениях, тоже перечисленных выше (см. с. 33 учебника). Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

Однако прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о преступлении частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего. Это может произойти, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ст. 20 УПК).

Нормативные источники

Конституция РФ - ст. 2, 15, 18, 19, 21-26, 32, 33, 45-49, ч. 3 ст. 50, ст. 52, ч. 3 ст. 76 и ст. 118-123.

УПК - ст. 1, 5-21, 29, 30, 46-53, 73, 85, 123-125 и 241.

Закон о судебной системе - ст. 4, 5, 7, 8-10 и 13-16.

Закон о статусе судей - ст. 1, 3, 4, 6, 9, 10 и 16.

Закон о присяжных заседателях - ст. 1 и 2.

Федеральный закон "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г. - ст. 15 (СЗ РФ, 1999, N 29, ст. 3697; 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607).

Международный пакт о гражданских и политических правах - ст. 9 и 14 (Сборник документов, с. 53-68).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод - ст. 3, 5-8 (там же, с. 539-570);

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ, 1999, N 13, ст. 1489).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под принципами уголовного процесса?

2. Какие принципы уголовного процесса закреплены в Конституции РФ?

3. Как соотносится положение закона о признании лица виновным только судом с возможностью прекращения уголовного дела на предварительном следствии по нереабилитирующим основаниям (п. 3, 4, 6, 8-10 ч. 1 ст. 5 и ст. 6-9 УПК)?

4. В чем существо принципа публичности?

5. Какие гарантии неприкосновенности личности предусматривает закон?

6. В каких случаях уголовные дела слушаются в закрытом судебном заседании?

7. Какие документы должны вручаться обвиняемому, подсудимому, не владеющему языком судопроизводства, в переводе на понятный ему язык?

8. С какого момента действует презумпция невиновности и в каких стадиях уголовного процесса?

Глава 3. Принципы уголовного процесса

Наши рекомендации