Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту .

У закрепленного в ст. 16 УПК РФ принципа обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту пять составля­ющих:

1. Наличие у обвиняемого (подозреваемого) комплекса прав, позволяющих ему защитить свои интересы (ст. 46 и 47 УПК РФ).

2. Наличие у защитника обвиняемого (подозреваемого) оп­ределенного комплекса прав, позволяющих ему реализовать свою уголовно-процессуальную функцию (ст. 49, 53, 248, 438. УПК РФ).

3. Наличие у законного представителя обвиняемого (подозре­ваемого) определенного комплекса прав, позволяющих ему за­щищать интересы представляемого (ст. 48, 426, 428, 437 УПК РФ).

4. Обязанность компетентных органов обеспечить им воз­можность защищаться установленными законом средствами и способами, в том числе бесплатно (ч. 2 ст. 16, ст. 49—51 УПК РФ).

5. Обязанность компетентных органов обеспечить охрану их личных и имущественных прав (ст. 160 УПК РФ).

Правом на защиту обладает как обвиняемый (подсудимый, осужденный, оправданный) и подозреваемый, так и некоторые иные субъекты уголовного процесса. К числу таковых, как ми­нимум, относятся лица, совершившие запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости (ст. 438 УПК РФ). Это право осуществляется ими в пределах и в порядке, установ­ленных уголовно-процессуальным законодательством.

Анализ содержания постановления Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституци­онности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова» позволяет сделать вывод, что пользоваться помощью адвоката (защитника), а значит, в определенной степени обладать правом на защиту может любое вовлеченное в сферу уголовного процесса лицо независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от при­знания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которые реально ограничивают свободу и личную неприкосно­венность, включая свободу передвижения, — удержание офи­циальными властями, принудительный привод или достав­ление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также иные аналогичные действия.

Право на защиту у такого лица появляется с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.

Необеспечение обвиняемому (подозреваемому) права на за­щиту не следует путать с любым и каждым случаем отклонения его ходатайств о приглашении конкретного адвоката в качестве защитника.

Право на защиту не должно ограничиваться одной лишь воз­можностью иметь адвоката. В международном праве (ст. 8 Всеоб­щей декларации прав человека, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) судебная защита по­нимается как эффективное восстановление в правах независи­мым судом на основе справедливого судебного разбирательства, что предполагает обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе предоставление им достаточных процессу­альных правомочий для защиты своих интересов при осуществ­лении всех процессуальных действий, результат которых значим для определения прав и обязанностей.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 10 де­кабря 1998 г. также указал, что одной из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела являет­ся равно предоставляемая сторонам реальная возможность дове­сти свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда непосредственно перед удалением его в совещательную комнату для вынесения решения. Только при этом условии пол­ностью реализуется право на судебную защиту, которое, соглас­но Конституции РФ, не может быть ограничено.

11.Принцип состязательности в уголовном процессе.
Согласно ст. 123 К. РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Несмотря на то что данный принцип должен распространяться на все стадии уг. судопроизводства, в полной мере он проявляется лишь на судебных стадиях.
Состязательность и равноправие сторон означают следующие 5 правил:
1) функции обвинения, защиты и разрешения уг. дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
2) исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (гос. обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель);
3) стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;
4) суд не является органом уг. преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;
5) суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также разрешает уг. дело.
Развитие данного принципа в российском уг. процессе привело к тому, что по действующему УПК РФ:
1) собирать письменные документы и предметы для приобщения их к уг. делу в качестве доказательств вправе не только сторона обвинения, но и подозреваемый, обвиняемый, а также гражданский ответчик и их представители. Защитник, кроме того, уполномочен на получение предметов, документов и иных сведений; опрос лиц с их согласия; истребование справок, характеристик, иных документов;
2) ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами уг. дела, следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты;
3) в описательной части обвинительного заключения следователь отражает перечень доказательств, не только подтверждающих обвинение, но и тех, на которые ссылается сторона защиты;
4) к обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны и обвинения, и защиты;
5) в целях обеспечения состязательности в уг. процессе изменились и судебные стадии. Так, очередность исследования доказательств на судебном следствии определяется не судом, а стороной, представляющей доказательства суду. Первой доказательства всегда представляет сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты.
При согласии подсудимого дать показания (при допросе свидетеля) первыми его допрашивают стороны и только после этого вопросы может задавать суд.
Подсудимым и потерпевшим предоставлено право- с разрешения председательствующего давать показания в любой момент судебного следствия и др.

На практике это означает, если , например, истцу в процессе предоставлено право изменить основания иска, то ответчик в ходе судебного разбирательства имеет возможность заменить ранее приведенные им доводы новыми. В ходе исследования судом представленных доказательств обе стороны вправе заявлять суду ходатайства об отложении слушания дела, приостановлении производства, замене ненадлежащей сторон

Наши рекомендации