Производство следственного действия.

Важнейшей гарантией обеспечения прав участников процесса является судебный контроль над действиями органов расследования, ограничивающими конституционные права граждан.Осуществляя судебный контроль, суд остается органом правосудия, разрешая спор между сторонами. Поэтому судебный контроль возможен только по требованию сторон, за пределы которого суд выйти не вправе, с тем, чтобы не потерять свою независимость. В связи с этим судебный контроль может быть последующим, когда в суд обращаются с жалобой на какое-либо действие органов расследования, или предшествующим, когда в суд обращаются органы расследования для получения разрешения на производство принудительного действия. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия следующий (ст. 165 УПК РФ). Следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель – с согласия прокурора - выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве соответствующего следственного действия. К ходатайству прилагаются подтверждающие его обоснованность материалы. Судья рассматривает ходатайство единолично

С участием следователя, дознавателя, прокурора и по результатам выносит мотивированное постановление, которое вступает в силу немедленно. Постановление может быть обжаловано заинтересованными сторонами.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр, обыск и выемка в жилище, личный обыск и наложение ареста на имущество могут быть проведены без судебного решения по мотивированному постановлению следователя, дознавателя. Основанием для применения этой процедуры является неотложная ситуация, когда может произойти утрата следов преступления, сокрытие лиц, его совершивших, утрата возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением. В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия об этом уведомляются судья и прокурор. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия или выписка из него, если следственное действие еще не закончено. Судья проверяет законность с вынесением соответствующего постановления. Если произведенное следственное действие признается незаконным, все полученные в ходе его проведения доказательства, являются недопустимыми.Что касается следователя или дознавателя, то они могут быть в дальнейшем отстранены от дальнейшего расследования.

Участие переводчика.

Участие переводчика как общее условие расследования обеспечивает конституционное право каждого на пользование родным языком и на свободный выбор языка общения. Основанием для привлечения к участию в деле переводчика является недостаточное владение участником процесса языком, на котором ведется производство по делу (ст. 169 УПК РФ).При этом сомнения должны толковаться в пользу лица, которому нужен перевод. Невыполнение этой обязанности органов расследования является существенным нарушением процессуального закона.Участие переводчика всегда обеспечивается за счет государства. Переводчик привлекается к участию в деле путем вынесения мотивированного постановления. Он присутствует при производстве процессуального действия (обычно для устного перевода) и осуществляет письменный перевод документов.

При выполнении переводапереводчику разъясняются его права, обязанности уголовная ответственность по ст. 307 УК РФ за заведомо ложный перевод. Заинтересованным лицам обеспечивается право заявить отвод переводчику.

На родной язык участника процесса (или другой язык, которым он хорошо владеет) переводятся копии протоколов обыска и выемки, ареста имущества, постановления из избрании меры пресечения, о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, обвинительный акт и другие документы.

ВЫВОДЫ:

Общие условия предварительного расследования – это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание.

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, позволяющих установить определенный орган, уполномоченный его расследовать. К органам расследования относятся прокурор, начальник следственного органа, следователь, орган дознания, руководитель подразделения дознания, дознаватель. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта и опосредованно обеспечивают быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству.

Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Одной из основных процессуальных форм взаимодействия является отдельное поручение, т.е. письменное обращение к другому органу с требованием о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий. Допускается создание следственной группы ввиду сложности или большого объема расследования дела.

Соединение уголовных дел – это право органа расследования объединить в одном производстве несколько уголовных дел для обеспечения всесторонности, объективности и полноты расследования. Основаниями для соединения являются: совершение преступлений в соучастии; совершение одним лицом нескольких преступлений и обвинение лица в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений, которые расследуются по соединяемому делу.Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его материалов в качестве самостоятельного уголовного дела. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела – это изъятие из основного производства части его материалов для проверки и последующего принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.

Стадия предварительного расследования начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Он может быть продлен руководителем следственного органа на основании мотивированного постановления. Окончание срока предварительного следствия происходит в день вынесения постановления о прекращении уголовного дела либо направления его прокурору с обвинительным заключением или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Тайна расследования обеспечивает наиболее эффективное достижение общественных и частных интересов. Основным средством обеспечения неразглашения данных предварительного расследования является отобрание органом предварительного расследования подписки в этом у участников процесса.

Ход и результаты следственных и процессуальных действий закрепляются путем отражения в протоколах, а в ряде случаев – путем участия не менее двух понятых, т.е. незаинтересованных в исходе дела лиц, удостоверяющих факт производства следственного действия, его ход и результаты; а также путем применения технических средств. Протокол – это письменный процессуальный документ, фиксирующий ход и результаты следственного действия. Он является самостоятельным видом доказательств и может быть оглашен в суде. Протокол составляется следователем или дознавателем в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. При производстве следственного действия следователем, дознавателем или приглашенным ими специалистом могут применяться также технические средства и способы обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и вещественных доказательств, а также хода и результатов следственного действия: фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись.

Закон предусматривает восстановление утраченных уголовных дел, т.е. деятельность органов предварительного расследования по повторному собиранию доказательств по сохранившимся копиям материалов дела и путем проведения процессуальных действий.

В целях максимальной полноты расследования следователь и дознаватель обязаны устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и принимать меры по их устранению путем направления соответствующих представлений.

Участники процесса вправе заявлять ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечения прав и законных интересов участников. Ходатайства подлежат обязательному рассмотрению. Принятые по ним решения могут быть обжалованы.

Для обеспечения их безопасности и безопасности близких им лиц (перечень которых очень широк) в протоколе следственного действия не приводятся данные о личности свидетеля, потерпевшего или его представителя. Об этом выносится с согласия руководителя следственного органа мотивированное постановление, в котором указывается псевдоним лица и приводится образец его подписи. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества применяются при задержании подозреваемого; применении заключения под стражу домашнего ареста, привода; помещении в медицинский или психиатрический стационар.

Следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель – с согласия прокурора - выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве соответствующего следственного действия. К ходатайству прилагаются подтверждающие его обоснованность материалы. Судья рассматривает ходатайство единолично

с участием следователя, дознавателя, прокурора и по результатам выносит мотивированное постановление, которое вступает в силу немедленно.

Основанием для привлечения к участию в деле переводчика является недостаточное владение участником процесса языком, на котором ведется производство по делу. Переводчик присутствует при производстве процессуального действия (как правило, для устного перевода) и осуществляет письменный перевод документов.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

С последующими изменениями и дополнениями. М., 2009г.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН

10.12..1948г. – СССР и международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. М., 1989г.

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973г. № 4812-У111). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
  2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания: заключена 10.12.1984 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987г.

№ 6416-Х1). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. М., 1989г.

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана в г. Риме 04.11.1950г. (ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ). СЗ РФ. 20001., № 2.
  2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: заключена в г. Страсбурге 26.11.1987г. С последующими изменениями и дополнениями. (ратифицирована

Федеральным законом РФ от 28.03.1998г. № 44-ФЗ). СЗ РФ. 1998г., № 36.

  1. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отказ от смертной казни: подписан 15.12.1989г. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-1. ВВС, 1991г., № 52.
  3. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18.10.1991г. № 1761-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2000г., № 33.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ. Российская Газета от 22 декабря 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996г., № 18.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят 08.01.1997г. СЗ РФ, 1997г., № 2. С последующими изменениями и дополнениями.
  7. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992г. № 3132-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г., № 51.
  8. О прокуратуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995г. от 17.11.1995г. № 168-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 40.
  9. О милиции: Закон РСФСР от 18.04. 19991г. № 1026-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 30.
  10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.05.2002 года № 63-ФЗ. СЗ РФ. 2002г., № 23.
  11. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон РФ от 20.08.2004 года № 119-ФЗ. СЗ РФ. 2004г., № 34.
  12. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992г. № 2446-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2002г., № 30.
  13. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 03.04.1995г. № 40-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 30.
  14. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995г. № 144-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г.,

№ 13.

  1. О частной детективной и охранной деятельности: Закон РФ от 11.03.1992г. № 2487-1. С последующими изменениями. СЗ РФ, 2002г., № 12.
  2. О присоединении СССР к Факультативному протоколу и Международному пакту о гражданских и политических правах: постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991г. № 2304-1. Ведомости ВС СССР. 1991г., № 29.
  3. О признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со статьей 41 Международного пакта о гражданских и политических правах: постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991г. № 2305-1. Ведомости ВС СССР. 1991г., № 29.
  4. О снятии оговорки в отношении статьи 20 и о признании компетенции Комитета против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991г. № 2307-1. Ведомости ВС СССР. 1991г., № 29.
  5. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 12.02.1993г. № 209. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 1998г., № 49.
  6. Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 23.11.1998г. № 1422. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2000г., № 48.
  7. Положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»: утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.1992г. № 160. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2001г., № 1.
  8. Постановления Пленума Верховного Суда СССР. Сборник постановлений.
  9. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР. Сборник постановлений.
  10. Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Сборник постановлений.
  11. Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием: приказ Генерального прокурора от 18.06.1997г. № 31. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М.: Норма, 1999.
  12. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд: утверждена приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК И СВР России от 13.05.1998г. № 175/225/336/201/286/410/53. БНА. 1998. № 23 (зарегистрирована в Минюсте РФ 03.09.1998г. за № 1603).
  13. Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных или подготавливаемых преступлениях: приказ Генерального прокурора РФ от 10.01.1999г. № 3.
  14. О бланках процессуальных документов. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.04.2002г. № 15.
  15. Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Приказ Генерального прокурора РФ от 03.06.2002г. № 28.
  16. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба: утверждена заместителем Генерального прокурора РФ 05.06.2002г.
  17. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур: приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002г. № 54.
  18. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2004.
  19. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2005.
  20. Уголовно-процессуальное право: Учебник. Под редакцией П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2004.
  21. Уголовный процесс: учебник. Под редакцией В.П. Божьева. М.: СПАРК, 2002.
  22. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Экзамен, 2004.
  23. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Кодекс, 2002.
  24. Уголовный процесс. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Л.К. Енаевой. М.: Форум-Инфра-М., 2003.
  25. Краткий курс уголовного процесса. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Рыжакова. г. Тула, ПБЮЛ В.В. Рыжаков, 2003.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте содержание понятия «общие условия предварительного расследования».
  2. Назовите сроки проведения предварительного следствия. Каков порядок их продления?
  3. Расскажите, в каких случаях и в каком порядке при производстве предварительного следствия привлекаются специалисты, переводчики и понятые?
  4. Дайте понятие подследственности уголовных дел и охарактеризуйте ее виды.
  5. Назовите основания и раскройте порядок направления следователями отдельных поручений о производстве следственных действий.
  6. Назовите основания для производства предварительного следствия следственной группой.
  7. Назовите оснований для соединения и выделения уголовных дел.
  8. Скажите, какие процессуальные документы может составлять следователь по уголовному делу?
  9. Какова структура постановления, выносимого следователем?
  10. Какова структура протокола, выносимого следователем?
  11. Каким образом удостоверяется факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия?
  12. Какие технические средства могут применяться при производстве следственного действия?
  13. Каков порядок применения технических средств?
  14. Как следователь выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступления?
  15. Какие процессуальные меры применяет следователь для устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению преступления?
  16. Каков судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия?
  17. С какой целью законом предусмотрен судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия?
  18. В каких случаях на следователя, дознавателя возлагается обязанность принятия мер попечения одетях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и мер по обеспечению сохранности его имущества?
  19. Обязан ли орган расследования рассмотреть каждое заявленное ему ходатайство?
  20. Назовите основное средством обеспечения неразглашения данных предварительного расследования.

21. Какие меры принимаются по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля,

их близких родственников и близких лиц?

  1. Каким образом осуществляется восстановление утраченных уголовных дел?

ЛЕКЦИЯ К ЗАНЯТИЮ № 21.

Наши рекомендации