Подбор, изучение литературы и другого материала

Разработка темы курсовой работы начинается с подбора и изу­чения литературы нормативно-правового, теоретического и практи­ческого характера. При этом следует ориентироваться на программу курса изучаемой дисциплины, список литературы, рекомендуемой ру­ководителем, тематические каталоги библиотеки, приказы и инс­трукции Минюста России, а также собственные подборки книг, статей, конспекты лекций. Предполагается, что за период обучения в Академии ФСИН России курсанты 4-го курса (слушатели) накопили определенный опыт работы с литературой. Но, несмотря на это, следует придерживаться следующих рекомендаций: при изучении подобранной по теме курсовой работы литературы сле­дует делать записи (конспекты) в тетрадях только на одной сторо­не. Записи на одной стороне листа позволяют манипулировать ими при составлении обзора литературы. Цитаты выписываются дословно со ссылкой на источник и страницу. При этом работу не следует перегружать цитатами.

Кроме изучения литературных источников, необходимо обобщить передовую практику деятельности органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. Материалы для написания кур­совых работ можно собрать при выездах в практические органы, изу­чая статистические бюллетени. После того как изучены нормативно-правовые акты, литература по разрабатываемой проблеме, рекомендуется вновь обратиться к плану работы (оглавлению) и уточнить формулировки отдельных воп­росов, их последовательность, объем. Выполнив эту работу, можно приступать к изложению текста работы. При ссылке на литературу в тексте работы, возле последнего слова в предложении, используемом из литературного источника, ставится цифра "1" или "2", в зависимости от того, какая по сче­ту ссылка на странице, а в конце листа, под чертой, указывается используемый источник. В конце курсовой работы составляется список использованной литературы. Он должен состоять из двух разделов:

Раздел 1. Нормативные акты

Раздел включает федеральные конституционные законы Российской Федерации, указы Прези­дента РФ, постановления Государственной Думы и Правительства, постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, РФ, положения, инструкции, рекомендации ФСИН и Минюста России по теме работы.

Раздел 2. Книги и статьи

Раздел состоит из перечня в алфавитном по­рядке учебников, пособий, монографий, статей, авторефератов диссертационных исследований.

Список литературы составляется по алфавиту и нумеруется сквозным образом в целом по обоим разделам.

Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: Ф.И.О. автора, полное название, место издания, название изда­тельства, год издания, количество страниц (Приложение 1).

Непосредственно перед написанием работы необходимо осмыс­лить собранный материал, при необходимости проконсультироваться у руководителя работы, определить, объем фактического материала, необходимого по каждому разделу.

Курсовая работа выполняется в свободные от занятий часы. Рекомендуется начать писать работу с изложения первого параграфа, затем второго и т.д. В последнюю очередь пишется введение и заключение.

После того, как работа будет написана, ее необходимо внима­тельно прочесть, устранить повторения, неточности и другие не­достатки и после этого переписать начисто. Наличие грамматичес­ких ошибок, неправильных или устаревших (не используемых в зако­нодательстве) терминов снижает качество выполняемой работы и, следовательно, оценку.

При изложении того или иного вопроса должна соблюдаться ло­гичность, последовательность. Каждая глава заканчивается кратки­ми выводами.

Практика показывает, что для раскрытия темы курсовая работа должна быть объемом 50-65 листов рукописного текста (страниц ученической тетради) или 30-35 листов машинописного текста через полуторный интервал.

Оформление курсовой работы

При оформлении курсовой работы необходимо соблюдать ряд обязательных требований. Во-первых, правильное оформление облож­ки и титульного листа.

Титульный лист курсовой работы оформляется следующим обра­зом:

  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ   АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ   Кафедра уголовного процесса и криминалистики УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСОВАЯ РАБОТА на тему   Курсанта (слушателя) _______________________   Научный руководитель________________________     Рязань 20__    

Далее следует план курсовой работы.

Во-вторых, правильное оформление текста работы. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист счита­ется первой страницей, оглавление - второй, введение - третьей и т.д.

В тексте заголовки (наименования глав) оформляются крупным шрифтом, названия параграфов - мелким, между ними и текстом соб­людается интервал, равный трем строкам. Заголовки не подчеркива­ются, точка в конце не ставится. Абзацы текста выделяются путем отступа от начала строки на пять позиций. Главы и параграфы нумеру­ются арабскими цифрами (1., 1.1., 1.2., 2., 2.1., 2.2. и т.п.).

В курсовой работе применяются только общепринятые сокраще­ния слов и названий учреждений (УПК РФ, УК РФ, ОВД, МЮ, ФСИН РФ и т.д.).

Если приводятся цитаты, ссылки на высказывания других авто­ров, об этом обязательно указывается в сносках, которые помеща­ются в нижней части того листа, на котором приводятся слова дру­гих авторов.

В конце работы следует указать список литературы, которой курсант (слушатель) пользовался при написании курсовой работы. Не допуска­ется включение в этот список источников, которыми курсант (слушатель) фак­тически не пользовался.

Курсовая работы должна быть подписана курсантом (слушателем) с указани­ем даты ее выполнения.

В случае возникновения затруднений по оформлению работы ре­комендуется обращаться к одному из используемых литературных ис­точников последних лет издания и руководствоваться тем, как он оформлен.

Защита курсовой работы

В установленные учебным планом или кафедрой сроки написания (до 1 декабря – для курсантов юридического факультета очной формы обучения) курсовая работа сдается на кафедру. В течение деся­ти дней с момента регистрации работы на кафедре она должна быть проверена преподавателем.

Рецензия на курсовую работу составляется в письменном виде и возвращается вместе с курсовой работой курсанту (слушателю). Сообщается дата защиты курсовой работы. С момента вручения курсовой работы до защиты должно пройти не менее пятнадцати дней, чтобы курсант (слуша­тель) успел подготовить квалифицированные ответы на замечания, указанные в рецензии.

Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. Курсовая работа, не содержащая четкого и полного ответа на пос­тавленные вопросы, переписанная механически из источников, напи­санная с использованием устаревших источников и законодательст­ва, а также те работы, в которых отсутствует самостоятельный подход, к защите не допускаются, а возвращаются слушателям на доработку.

Курсовые работы, написанные явно небрежно, неразбор­чивым почерком, с множеством ошибок могут возвращаться курсантам (слушате­лям) без рецензирования.

Если в ходе защиты курсант (слушатель) не показывает достаточных зна­ний по рассматриваемой теме, то в этом случае ему выставляется неудовлетворительная оценка и работа возвращается на доработку с последующей ее защитой. При защите курсовой работы можно пользо­ваться подготовленными курсантом (слушателем) различного рода схемами, таб­лицами, планом ответа. Ответы на поставленные вопросы должны быть четкими, краткими, обоснованными существующим законодатель­ством, содержать знание практики.

По результатам защиты отличная оценка может быть выставлена только при совокупности следующих условий:

- нет существенных замечаний по содержанию курсовой работы и преподавателем дана ей в целом положительная рецензия;

- курсант (слушатель) при написании курсовой работы и ее защите пока­зал знание основных теоретических концепций по рассматриваемой проблеме (их авторов и источников, где они изложены); в совер­шенстве изучил законодательство, регулирующие рассматриваемые вопросы, а также знает состояние дел на практике по избранной теме курсовой работы;

- правильно ответил на дополнительные вопросы преподавателя по рассматриваемой теме.

Члены научного кружка по уголовному процессу, за­нимающиеся разработкой той или иной темы, по решению совета на­учного кружка, утвержденного кафедрой, могут представить на за­щиту не курсовую работу, а разработку той или иной темы, выпол­ненную, например, в виде научного доклада, обсужденного на его заседании. В этом случае оценку за научный доклад, засчитываемый за курсовую работу, выставляет руководитель научного кружка.

II. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.

3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

4. Принципы уголовного судопроизводства и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.

5. Понятие и виды участников уголовного процесса.

6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.

7. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.

8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.

9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

13. Процессуальные сроки, издержки и документы.

14. Понятие, виды и свойства доказательств в уголовном судопроизводстве. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве.

15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений.

16. Источники доказательств: понятие, виды и содержание. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств.

17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.

18. Задержание как мера процессуального принуждения.

19. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.

20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест).

21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей.

22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуального принуждения.

23. Ходатайства в уголовном процессе. Реализация осужденными права на заявление ходатайств.

24. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве. Процессуальный порядок обжалования осужденными действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.

25. Институт реабилитации в уголовном процессе.

26. Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса.

27. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в условиях исправительного учреждения.

28. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в условиях исправительного учреждения.

29. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела в условиях исправительного учреждения.

30. Понятие и реализация общих условия предварительного расследования при производстве неотложных следственных действий в исправительных учреждениях.

31. Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования. Взаимодействие следователя с учреждениями и органами, исполняющими наказания при осуществлении расследования.

32. Дознание в исправительных учреждениях.

33. Институт привлечения в качестве обвиняемого.

34. Понятие, виды следственных действий и процессуальный порядок их осуществления в исправительных учреждениях.

35. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением вещественных доказательств (осмотр, обыск, выемка и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.

36. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением интеллектуальных доказательств (показания различных участников уголовного процесса и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.

37. Основания, процессуальный порядок назначения и производства судебной экспертизы. Виды экспертиз.

38. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Розыск по приостановленному уголовному делу.

39. Окончание предварительного следствия: понятие и формы.

40. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения.

41. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.

42. Подсудность: понятие и виды.

43. Понятие, сущность и значение стадии назначение судебного заседания.

44. Предварительное слушание: понятие, основания и процессуальный порядок производства.

45. Общие условия судебного разбирательства и их применение в стадии исполнения приговора.

46. Судебное разбирательство – центральная стадия уголовного процесса. Процессуальный порядок судебного разбирательства в стадии исполнения приговора.

47. Понятие, свойства и значение приговора.

48. Производство по уголовным делам подсудным мировому судье. Порядок обращения осужденных с заявление по делам частного обвинения.

49. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей.

50. Апелляционное производство. Реализация осужденными права на апелляционное обжалование судебных решений.

51. Кассационное производство. Реализация осужденными права на кассационное обжалование судебных решений.

52. Стадия исполнения приговора в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

53. Производство в надзорной инстанции. Реализация осужденными права на обжалование судебных решений, вступивших в законную силу в надзорном порядке.

54. Возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

55. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

56. Производство по применению принудительных мер медицинского характера.

57. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

58. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

59. Уголовный процесс зарубежных стран и стран СНГ (по желанию рассматривается уголовное судопроизводство любой из стран).

III. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

ТЕМА 1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие уголовного процесса как вида государственной дея­тельности. Особенности уголовно-процессуальной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Уголовно-про­цессуальные функции и участники их осуществляющие. Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, как участники уголовно-процессуальной деятельности.

3. Этапы осуществления уголовно-процессуальной деятельности (стадии уголовного судопроизводства).

4. Взаимосвязь уголовного процесса с криминалистикой, судеб­ной медициной, оперативно-розыскной, административной, уголов­но-исполнительной деятельностью, уголовным правом и реализация норм других отраслей права при раскрытии преступлений, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел.

ТЕМА 2. Понятие и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса.

2. Досудебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.

3. Судебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.

4. Понятие, сущность и значение стадии исполнения приговора.

ТЕМА 3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие уголовно-процессуального закона.

2. Понятие и виды ис­точников уголовно-процессуального права. Система уголовно-процессуального законодательства.

3. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратная сила закона. Аналогия закона в уголовном судопроизводстве.

4. Место и значение нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

ТЕМА 4. Принципы уголовного процесса и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие принципов уголовного судопроизводства и их классификация.

2. Система и общая характеристика принципов уголовного процесса и их закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве.

3. Международно-правовые договоры и документы в области отправления правосудия и их роль в формировании принципов уголовного процесса.

4. Реализация принципов уголовного судопроизводства в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

ТЕМА 5. Понятие и виды участников уголовного процесса

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация участников уголовного процесса. Соотношение понятий «участник уголовного процесса», «субъект уголовного процесса».

2. Суд как орган, осуществляющий функцию правосудия и иные участники уголовного судопроизводства.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

ТЕМА 6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Суд (судья) как участник уголовного судопроизводства.

2. Полномочия суда (судьи) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

3. Подсудность уголовных дел: понятие и виды.

4. Полномочия судьи при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговора.

ТЕМА 7. Участники уголовного судопроизводства по стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

2. Понятие и полномочия должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель). Полномочия начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов как начальников органов дознания.

3. Процессуальное положение лиц, представляющих свои интересы или интересы третьих лиц, в процессе осуществления функции обвинения (потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя).

ТЕМА 8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дознаватель как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

2. Полномочия дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела.

3. Полномочия дознавателя на стадии предварительного расследования.

4. Полномочия дознавателей из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ТЕМА 9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие потерпевшего, отличие его от частного обвинителя и гражданского истца.

2. Права и обязанности потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Особенности процессуального статуса потерпевшего из числа осужденных.

3. Реализация потерпевшими из числа осужденных процессуальных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

ТЕМА 10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.

2. Понятие, права и обязанности обвиняемого, подозреваемого и законных представителей несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых. Понятие, процессуальное по­ложение гражданского ответчика и его предс­тавителя.

3. Защитник, его права и обязанности. Лица, могущие исполнять обязанности защитника. Допуск защитника к участию в деле. Случаи обязательного участия защитника на предварительном следствии, в суде.

Тема 11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Основания вовлечения подозреваемого в сферу уголовно-процессуальных отношений.

2. Признание подозреваемым при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица. Права и обязанности подозреваемого.

3. Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления и применения меры пресечения до предъявления обвинения.

4. Процессуальное положение подозреваемого при уведомлении его о подозрении в совершении преступления.

5. Процессуальный статус подозреваемого из числа осужденных.

ТЕМА 12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие обвиняемого. Особенности процессуального статуса обвиняемого из числа осужденных.

2. Права и обязанности обвиняемого на досудебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.

3. Права и обязанности обвиняемого в судебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.

ТЕМА 13. Процессуальные сроки, издержки и документы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок ис­числения. Обязательность соблюдения процессуальных сроков. Воз­буждение ходатайств, порядок продления и восстановления процессу­альных сроков.

2. Процессуальные издержки: понятие и структура. Порядок и размеры возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспер­там, переводчикам и понятым. Выплата вознаграждения за выполнения обязанностей эксперта, специалиста, переводчика.

3. Понятие процессуальных документов, их виды, содержание, фор­мы и значение в уголовном процессе.

ТЕМА 14. Понятие, свойства и виды доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, свойства и значение доказательств в уголовном процессе. Относимость и допустимость доказательств. Основания признания доказательств недопустимыми. Допустимость результатов режимных и оперативных мероприятий, осуществляемых в исправительных учреждениях.

2. Классификация доказательств. Косвенные и прямые; обвинительные и оправдательные; первоначальные и производные; интеллектуальные и вещественные доказательства.

3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания). Понятие пределов доказывания, их значение в уголовном судопроизводстве. Соотношение понятий предмет и пределы доказывания.

ТЕМА 15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Процесс доказывания. Его этапы. Субъекты процесса доказывания при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях.

2. Способы собирания доказа­тельств. Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю.

3. Участие в процессе доказывания подозреваемо­го, обвиняемого, потерпевшего и иных участников уголовного про­цесса. Проверка доказательств.

4. Понятие и значение оценки доказательств. Понятие и значение преюдиции.

ТЕМА 16. Источники доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды источни­ков доказательств.

2. Показания различных участники уголовного судопроизводства как источники доказательств (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста).

3. Вещественные доказательства. Понятие, значение, виды. Оценка вещественных доказательств. Процессуальные гарантии их подлиннос­ти. Хранение вещественных доказательств и определение их судьбы при разрешении уголовного дела.

4. Документы, составляемые в процессе осуществления производства по уголовному делу, как источники доказательств (заключение эксперта, специалиста, протоколы следственных действий и судебного заседания, иные документы, в том числе акты режимных обысков и оперативно-розыскных мероприятий).

ТЕМА 17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения, применяемые в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.

2. Основания, мотивы и процессуальный порядок осуществления задержания по подозрению в совершении преступления.

3. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.

4. Иные меры процессуального принуждения.

ТЕМА 18. Задержание как мера процессуального принуждения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Задержание как мера процессуального принуждения. Основания, мотивы и порядок задержания подозреваемого. Личный обыск подозреваемого.

2. Порядок содержания подозреваемых под стражей. Уведомление о задержании подозреваемого. Права подозреваемых, задержанных по подозрению в совершении преступления.

3. Основания и процессуальный порядок освобождения подозреваемого.

ТЕМА 19. Понятие и виды мер пресечения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация мер пресечения.

2. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы.

3. Основания и порядок применения меры пресечения – заключение под стражу.

4. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.

ТЕМА 20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест)

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды мер пресечения. Меры пресечения, применяемые по судебному решению.

2. Залог: понятие, предмет залога, процессуальный порядок применения залога.

3. Домашний арест: понятие, процессуальный порядок применения и продления срока домашнего ареста.

ТЕМА 21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и место заключения под стражу среди мер пресечения.

2. Основания и процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок продления сроков содержания под стражей.

3. Порядок содержания под стражей обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления. Основания и порядок освобождения из-под стражи.

ТЕМА 22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуального принуждения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды иных мер процессуального принуждения.

2. Процессуальный порядок применения мер принуждения в отношении обвиняемых, подозреваемых.

3. Виды иных мер процессуального принуждения, применяемых в отношении потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства (кроме обвиняемых, подозреваемых).

ТЕМА 23. Ходатайства в уголовном процессе. Реализация осужденными права на заявление ходатайств

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие ходатайства. Лица, имеющие право заявлять ходатайства. Порядок заявления ходатайств.

2. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения ходатайств.

3. Реализация осужденными и заключенными под стражу права на заявление ходатайств в уголовном судопроизводстве

ТЕМА 24. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве. Процессуальный порядок обжалования осужденными действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие жалобы. Право обжалования.

2. Порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа, прокурором и судебный порядок рассмотрения жалоб.

3. Жалобы и представления на приговор, определение, постановление суда. Право осужденного на обжалование.

ТЕМА 25. Институт реабилитации в уголовном процессе

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и значение института реабилитации. История возникновения и развития института реабилитации.

2. Основания возникновения права на реабилитацию. Признание права на реабилитацию. Виды вреда подлежащего возмещению реабилитированному. Виды имущественного вреда и порядок их возмещения.

3. Основания и порядок возмещения морального вреда. Обжалование решения о производстве выплат. Восстановление иных прав реабилитированного. Возмещение вреда юридическим лицам.

ТЕМА 26. Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного де­ла. Виды уголовного преследования. Органы и должностные лица, компетентные решать вопрос о воз­буждении уголовного дела.

2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Классифи­кация поводов к возбуждению уголовного дела, в том числе в исправительных учреждениях.

3. Порядок и сроки рассмотрения сообщений о преступле­ниях. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Особен­ности возбуждения уголовного дела в ИУ. Содержание постановления о возбуждении уголовного дела.

ТЕМА 27. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в условиях исправительных учреждений

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в исправительном учреждении. Лица, компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела в исправительном учреждении.

2. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях.

3. Порядок осуществления проверки сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях. Решения, принимаемые по окончании проверки сообщений о преступлении

ТЕМА 28. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в условиях исправительного учреждения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды поводов для возбуждения уголовного дела.

2. Заявление о совершенном или готовящемся преступлении как повод для возбуждения уголовного дела. Явка с повинной: порядок обращения и рассмотрения.

3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, поступившее из иных источников. Порядок оформления и рассмотрения.

4. Основание для возбуждения уголовного дела.

ТЕМА 29. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела в условиях исправительного учреждения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Отказ в возбуждении уголовного дела. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

2. Содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Ведомственный контроль и надзор прокурора за исполнением за­конов в стадии возбуждения уголовного дела.

ТЕМА 30. Понятие и реализация общих условий предварительного расследования при производстве неотложных следственных действий в исправительных учреждениях

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, система и значение общих условий предварительного расследования.

2. Формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Взаимодействие следователя с органами дознания при производстве предварительного расследования.

3. Подследственность: понятие и виды. Персональная, предметная (родовая), альтернативная и территориальная подследственность, по связи дел. Передача дел по подследственности.

4. Начало и место производства предварительного расследования. Основания и порядок соединения и выделения уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.

5. Понятие неотложных следственных действий и порядок их производства в исправительных учреждениях.

ТЕМА 31. Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования. Взаимодействие следователя с учреждениями и органами, исполняющими наказания

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Органы предварительного следствия и их компетенция (следователь, руководитель следственного органа). Взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания.

2. Процессуальный порядок производства предварительного следствия.

3. Общие правила производства следственных действий. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия. Порядок оформления и содержание протокола следственного действия. Участие в следственном действии специалиста, переводчика, понятых.

ТЕМА 32. Дознание в исправительных учреждениях

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дознание как одна из форм предварительного расследования. Органы дознания, дознаватель в уголовно-исполнительной системе: понятие и процессуальные полномочия.

2. Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания в исправительных учреждениях.

3. Уведомление о подозрении в совершении преступления и привлечение в качестве обвиняемого при производстве дознания.

4. Окончание дознания составлением обвинительного акта. Структура и содержание обвинительного акта. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.

ТЕМА 33. Институт привлечения в качестве обвиняемого

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, основания и назначение предъявления обвинения. Фор­ма и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемо­го.

2. Порядок вызова обвиняемого. Основания и порядок привода об­виняемого. Порядок привлечения в качестве обвиняемого, в том числе с участием за­щитника.

3. Допрос обвиняемого. Предмет и порядок допроса. Процессуаль­ное оформление его результатов. Протокол допроса обвиняемого.

4. Основания и порядок изменения и дополнения обвинения. Частичное прекращ

Наши рекомендации