Подбор, изучение литературы и другого материала
Разработка темы курсовой работы начинается с подбора и изучения литературы нормативно-правового, теоретического и практического характера. При этом следует ориентироваться на программу курса изучаемой дисциплины, список литературы, рекомендуемой руководителем, тематические каталоги библиотеки, приказы и инструкции Минюста России, а также собственные подборки книг, статей, конспекты лекций. Предполагается, что за период обучения в Академии ФСИН России курсанты 4-го курса (слушатели) накопили определенный опыт работы с литературой. Но, несмотря на это, следует придерживаться следующих рекомендаций: при изучении подобранной по теме курсовой работы литературы следует делать записи (конспекты) в тетрадях только на одной стороне. Записи на одной стороне листа позволяют манипулировать ими при составлении обзора литературы. Цитаты выписываются дословно со ссылкой на источник и страницу. При этом работу не следует перегружать цитатами.
Кроме изучения литературных источников, необходимо обобщить передовую практику деятельности органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. Материалы для написания курсовых работ можно собрать при выездах в практические органы, изучая статистические бюллетени. После того как изучены нормативно-правовые акты, литература по разрабатываемой проблеме, рекомендуется вновь обратиться к плану работы (оглавлению) и уточнить формулировки отдельных вопросов, их последовательность, объем. Выполнив эту работу, можно приступать к изложению текста работы. При ссылке на литературу в тексте работы, возле последнего слова в предложении, используемом из литературного источника, ставится цифра "1" или "2", в зависимости от того, какая по счету ссылка на странице, а в конце листа, под чертой, указывается используемый источник. В конце курсовой работы составляется список использованной литературы. Он должен состоять из двух разделов:
Раздел 1. Нормативные акты
Раздел включает федеральные конституционные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Государственной Думы и Правительства, постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, РФ, положения, инструкции, рекомендации ФСИН и Минюста России по теме работы.
Раздел 2. Книги и статьи
Раздел состоит из перечня в алфавитном порядке учебников, пособий, монографий, статей, авторефератов диссертационных исследований.
Список литературы составляется по алфавиту и нумеруется сквозным образом в целом по обоим разделам.
Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: Ф.И.О. автора, полное название, место издания, название издательства, год издания, количество страниц (Приложение 1).
Непосредственно перед написанием работы необходимо осмыслить собранный материал, при необходимости проконсультироваться у руководителя работы, определить, объем фактического материала, необходимого по каждому разделу.
Курсовая работа выполняется в свободные от занятий часы. Рекомендуется начать писать работу с изложения первого параграфа, затем второго и т.д. В последнюю очередь пишется введение и заключение.
После того, как работа будет написана, ее необходимо внимательно прочесть, устранить повторения, неточности и другие недостатки и после этого переписать начисто. Наличие грамматических ошибок, неправильных или устаревших (не используемых в законодательстве) терминов снижает качество выполняемой работы и, следовательно, оценку.
При изложении того или иного вопроса должна соблюдаться логичность, последовательность. Каждая глава заканчивается краткими выводами.
Практика показывает, что для раскрытия темы курсовая работа должна быть объемом 50-65 листов рукописного текста (страниц ученической тетради) или 30-35 листов машинописного текста через полуторный интервал.
Оформление курсовой работы
При оформлении курсовой работы необходимо соблюдать ряд обязательных требований. Во-первых, правильное оформление обложки и титульного листа.
Титульный лист курсовой работы оформляется следующим образом:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра уголовного процесса и криминалистики УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Курсанта (слушателя) _______________________ Научный руководитель________________________ Рязань 20__ |
Далее следует план курсовой работы.
Во-вторых, правильное оформление текста работы. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, оглавление - второй, введение - третьей и т.д.
В тексте заголовки (наименования глав) оформляются крупным шрифтом, названия параграфов - мелким, между ними и текстом соблюдается интервал, равный трем строкам. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце не ставится. Абзацы текста выделяются путем отступа от начала строки на пять позиций. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами (1., 1.1., 1.2., 2., 2.1., 2.2. и т.п.).
В курсовой работе применяются только общепринятые сокращения слов и названий учреждений (УПК РФ, УК РФ, ОВД, МЮ, ФСИН РФ и т.д.).
Если приводятся цитаты, ссылки на высказывания других авторов, об этом обязательно указывается в сносках, которые помещаются в нижней части того листа, на котором приводятся слова других авторов.
В конце работы следует указать список литературы, которой курсант (слушатель) пользовался при написании курсовой работы. Не допускается включение в этот список источников, которыми курсант (слушатель) фактически не пользовался.
Курсовая работы должна быть подписана курсантом (слушателем) с указанием даты ее выполнения.
В случае возникновения затруднений по оформлению работы рекомендуется обращаться к одному из используемых литературных источников последних лет издания и руководствоваться тем, как он оформлен.
Защита курсовой работы
В установленные учебным планом или кафедрой сроки написания (до 1 декабря – для курсантов юридического факультета очной формы обучения) курсовая работа сдается на кафедру. В течение десяти дней с момента регистрации работы на кафедре она должна быть проверена преподавателем.
Рецензия на курсовую работу составляется в письменном виде и возвращается вместе с курсовой работой курсанту (слушателю). Сообщается дата защиты курсовой работы. С момента вручения курсовой работы до защиты должно пройти не менее пятнадцати дней, чтобы курсант (слушатель) успел подготовить квалифицированные ответы на замечания, указанные в рецензии.
Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. Курсовая работа, не содержащая четкого и полного ответа на поставленные вопросы, переписанная механически из источников, написанная с использованием устаревших источников и законодательства, а также те работы, в которых отсутствует самостоятельный подход, к защите не допускаются, а возвращаются слушателям на доработку.
Курсовые работы, написанные явно небрежно, неразборчивым почерком, с множеством ошибок могут возвращаться курсантам (слушателям) без рецензирования.
Если в ходе защиты курсант (слушатель) не показывает достаточных знаний по рассматриваемой теме, то в этом случае ему выставляется неудовлетворительная оценка и работа возвращается на доработку с последующей ее защитой. При защите курсовой работы можно пользоваться подготовленными курсантом (слушателем) различного рода схемами, таблицами, планом ответа. Ответы на поставленные вопросы должны быть четкими, краткими, обоснованными существующим законодательством, содержать знание практики.
По результатам защиты отличная оценка может быть выставлена только при совокупности следующих условий:
- нет существенных замечаний по содержанию курсовой работы и преподавателем дана ей в целом положительная рецензия;
- курсант (слушатель) при написании курсовой работы и ее защите показал знание основных теоретических концепций по рассматриваемой проблеме (их авторов и источников, где они изложены); в совершенстве изучил законодательство, регулирующие рассматриваемые вопросы, а также знает состояние дел на практике по избранной теме курсовой работы;
- правильно ответил на дополнительные вопросы преподавателя по рассматриваемой теме.
Члены научного кружка по уголовному процессу, занимающиеся разработкой той или иной темы, по решению совета научного кружка, утвержденного кафедрой, могут представить на защиту не курсовую работу, а разработку той или иной темы, выполненную, например, в виде научного доклада, обсужденного на его заседании. В этом случае оценку за научный доклад, засчитываемый за курсовую работу, выставляет руководитель научного кружка.
II. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.
2. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.
3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
4. Принципы уголовного судопроизводства и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.
5. Понятие и виды участников уголовного процесса.
6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.
7. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.
8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.
9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
13. Процессуальные сроки, издержки и документы.
14. Понятие, виды и свойства доказательств в уголовном судопроизводстве. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве.
15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений.
16. Источники доказательств: понятие, виды и содержание. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств.
17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.
18. Задержание как мера процессуального принуждения.
19. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.
20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест).
21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей.
22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуального принуждения.
23. Ходатайства в уголовном процессе. Реализация осужденными права на заявление ходатайств.
24. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве. Процессуальный порядок обжалования осужденными действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.
25. Институт реабилитации в уголовном процессе.
26. Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса.
27. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в условиях исправительного учреждения.
28. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в условиях исправительного учреждения.
29. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела в условиях исправительного учреждения.
30. Понятие и реализация общих условия предварительного расследования при производстве неотложных следственных действий в исправительных учреждениях.
31. Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования. Взаимодействие следователя с учреждениями и органами, исполняющими наказания при осуществлении расследования.
32. Дознание в исправительных учреждениях.
33. Институт привлечения в качестве обвиняемого.
34. Понятие, виды следственных действий и процессуальный порядок их осуществления в исправительных учреждениях.
35. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением вещественных доказательств (осмотр, обыск, выемка и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.
36. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением интеллектуальных доказательств (показания различных участников уголовного процесса и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.
37. Основания, процессуальный порядок назначения и производства судебной экспертизы. Виды экспертиз.
38. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Розыск по приостановленному уголовному делу.
39. Окончание предварительного следствия: понятие и формы.
40. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения.
41. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.
42. Подсудность: понятие и виды.
43. Понятие, сущность и значение стадии назначение судебного заседания.
44. Предварительное слушание: понятие, основания и процессуальный порядок производства.
45. Общие условия судебного разбирательства и их применение в стадии исполнения приговора.
46. Судебное разбирательство – центральная стадия уголовного процесса. Процессуальный порядок судебного разбирательства в стадии исполнения приговора.
47. Понятие, свойства и значение приговора.
48. Производство по уголовным делам подсудным мировому судье. Порядок обращения осужденных с заявление по делам частного обвинения.
49. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей.
50. Апелляционное производство. Реализация осужденными права на апелляционное обжалование судебных решений.
51. Кассационное производство. Реализация осужденными права на кассационное обжалование судебных решений.
52. Стадия исполнения приговора в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
53. Производство в надзорной инстанции. Реализация осужденными права на обжалование судебных решений, вступивших в законную силу в надзорном порядке.
54. Возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
55. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
56. Производство по применению принудительных мер медицинского характера.
57. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
58. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
59. Уголовный процесс зарубежных стран и стран СНГ (по желанию рассматривается уголовное судопроизводство любой из стран).
III. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
ТЕМА 1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие уголовного процесса как вида государственной деятельности. Особенности уголовно-процессуальной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
2. Уголовно-процессуальные функции и участники их осуществляющие. Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, как участники уголовно-процессуальной деятельности.
3. Этапы осуществления уголовно-процессуальной деятельности (стадии уголовного судопроизводства).
4. Взаимосвязь уголовного процесса с криминалистикой, судебной медициной, оперативно-розыскной, административной, уголовно-исполнительной деятельностью, уголовным правом и реализация норм других отраслей права при раскрытии преступлений, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел.
ТЕМА 2. Понятие и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса.
2. Досудебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.
3. Судебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.
4. Понятие, сущность и значение стадии исполнения приговора.
ТЕМА 3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие уголовно-процессуального закона.
2. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права. Система уголовно-процессуального законодательства.
3. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратная сила закона. Аналогия закона в уголовном судопроизводстве.
4. Место и значение нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
ТЕМА 4. Принципы уголовного процесса и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие принципов уголовного судопроизводства и их классификация.
2. Система и общая характеристика принципов уголовного процесса и их закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве.
3. Международно-правовые договоры и документы в области отправления правосудия и их роль в формировании принципов уголовного процесса.
4. Реализация принципов уголовного судопроизводства в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
ТЕМА 5. Понятие и виды участников уголовного процесса
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация участников уголовного процесса. Соотношение понятий «участник уголовного процесса», «субъект уголовного процесса».
2. Суд как орган, осуществляющий функцию правосудия и иные участники уголовного судопроизводства.
3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
ТЕМА 6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Суд (судья) как участник уголовного судопроизводства.
2. Полномочия суда (судьи) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
3. Подсудность уголовных дел: понятие и виды.
4. Полномочия судьи при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговора.
ТЕМА 7. Участники уголовного судопроизводства по стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
2. Понятие и полномочия должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель). Полномочия начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов как начальников органов дознания.
3. Процессуальное положение лиц, представляющих свои интересы или интересы третьих лиц, в процессе осуществления функции обвинения (потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя).
ТЕМА 8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дознаватель как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
2. Полномочия дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела.
3. Полномочия дознавателя на стадии предварительного расследования.
4. Полномочия дознавателей из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.
ТЕМА 9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие потерпевшего, отличие его от частного обвинителя и гражданского истца.
2. Права и обязанности потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Особенности процессуального статуса потерпевшего из числа осужденных.
3. Реализация потерпевшими из числа осужденных процессуальных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
ТЕМА 10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
2. Понятие, права и обязанности обвиняемого, подозреваемого и законных представителей несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых. Понятие, процессуальное положение гражданского ответчика и его представителя.
3. Защитник, его права и обязанности. Лица, могущие исполнять обязанности защитника. Допуск защитника к участию в деле. Случаи обязательного участия защитника на предварительном следствии, в суде.
Тема 11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Основания вовлечения подозреваемого в сферу уголовно-процессуальных отношений.
2. Признание подозреваемым при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица. Права и обязанности подозреваемого.
3. Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления и применения меры пресечения до предъявления обвинения.
4. Процессуальное положение подозреваемого при уведомлении его о подозрении в совершении преступления.
5. Процессуальный статус подозреваемого из числа осужденных.
ТЕМА 12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие обвиняемого. Особенности процессуального статуса обвиняемого из числа осужденных.
2. Права и обязанности обвиняемого на досудебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.
3. Права и обязанности обвиняемого в судебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.
ТЕМА 13. Процессуальные сроки, издержки и документы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок исчисления. Обязательность соблюдения процессуальных сроков. Возбуждение ходатайств, порядок продления и восстановления процессуальных сроков.
2. Процессуальные издержки: понятие и структура. Порядок и размеры возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам и понятым. Выплата вознаграждения за выполнения обязанностей эксперта, специалиста, переводчика.
3. Понятие процессуальных документов, их виды, содержание, формы и значение в уголовном процессе.
ТЕМА 14. Понятие, свойства и виды доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, свойства и значение доказательств в уголовном процессе. Относимость и допустимость доказательств. Основания признания доказательств недопустимыми. Допустимость результатов режимных и оперативных мероприятий, осуществляемых в исправительных учреждениях.
2. Классификация доказательств. Косвенные и прямые; обвинительные и оправдательные; первоначальные и производные; интеллектуальные и вещественные доказательства.
3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания). Понятие пределов доказывания, их значение в уголовном судопроизводстве. Соотношение понятий предмет и пределы доказывания.
ТЕМА 15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Процесс доказывания. Его этапы. Субъекты процесса доказывания при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях.
2. Способы собирания доказательств. Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю.
3. Участие в процессе доказывания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и иных участников уголовного процесса. Проверка доказательств.
4. Понятие и значение оценки доказательств. Понятие и значение преюдиции.
ТЕМА 16. Источники доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и виды источников доказательств.
2. Показания различных участники уголовного судопроизводства как источники доказательств (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста).
3. Вещественные доказательства. Понятие, значение, виды. Оценка вещественных доказательств. Процессуальные гарантии их подлинности. Хранение вещественных доказательств и определение их судьбы при разрешении уголовного дела.
4. Документы, составляемые в процессе осуществления производства по уголовному делу, как источники доказательств (заключение эксперта, специалиста, протоколы следственных действий и судебного заседания, иные документы, в том числе акты режимных обысков и оперативно-розыскных мероприятий).
ТЕМА 17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения, применяемые в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.
2. Основания, мотивы и процессуальный порядок осуществления задержания по подозрению в совершении преступления.
3. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.
4. Иные меры процессуального принуждения.
ТЕМА 18. Задержание как мера процессуального принуждения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Задержание как мера процессуального принуждения. Основания, мотивы и порядок задержания подозреваемого. Личный обыск подозреваемого.
2. Порядок содержания подозреваемых под стражей. Уведомление о задержании подозреваемого. Права подозреваемых, задержанных по подозрению в совершении преступления.
3. Основания и процессуальный порядок освобождения подозреваемого.
ТЕМА 19. Понятие и виды мер пресечения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация мер пресечения.
2. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы.
3. Основания и порядок применения меры пресечения – заключение под стражу.
4. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.
ТЕМА 20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и виды мер пресечения. Меры пресечения, применяемые по судебному решению.
2. Залог: понятие, предмет залога, процессуальный порядок применения залога.
3. Домашний арест: понятие, процессуальный порядок применения и продления срока домашнего ареста.
ТЕМА 21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и место заключения под стражу среди мер пресечения.
2. Основания и процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок продления сроков содержания под стражей.
3. Порядок содержания под стражей обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления. Основания и порядок освобождения из-под стражи.
ТЕМА 22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуального принуждения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и виды иных мер процессуального принуждения.
2. Процессуальный порядок применения мер принуждения в отношении обвиняемых, подозреваемых.
3. Виды иных мер процессуального принуждения, применяемых в отношении потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства (кроме обвиняемых, подозреваемых).
ТЕМА 23. Ходатайства в уголовном процессе. Реализация осужденными права на заявление ходатайств
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие ходатайства. Лица, имеющие право заявлять ходатайства. Порядок заявления ходатайств.
2. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения ходатайств.
3. Реализация осужденными и заключенными под стражу права на заявление ходатайств в уголовном судопроизводстве
ТЕМА 24. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве. Процессуальный порядок обжалования осужденными действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие жалобы. Право обжалования.
2. Порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа, прокурором и судебный порядок рассмотрения жалоб.
3. Жалобы и представления на приговор, определение, постановление суда. Право осужденного на обжалование.
ТЕМА 25. Институт реабилитации в уголовном процессе
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и значение института реабилитации. История возникновения и развития института реабилитации.
2. Основания возникновения права на реабилитацию. Признание права на реабилитацию. Виды вреда подлежащего возмещению реабилитированному. Виды имущественного вреда и порядок их возмещения.
3. Основания и порядок возмещения морального вреда. Обжалование решения о производстве выплат. Восстановление иных прав реабилитированного. Возмещение вреда юридическим лицам.
ТЕМА 26. Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Виды уголовного преследования. Органы и должностные лица, компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела.
2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Классификация поводов к возбуждению уголовного дела, в том числе в исправительных учреждениях.
3. Порядок и сроки рассмотрения сообщений о преступлениях. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела в ИУ. Содержание постановления о возбуждении уголовного дела.
ТЕМА 27. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в условиях исправительных учреждений
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в исправительном учреждении. Лица, компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела в исправительном учреждении.
2. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях.
3. Порядок осуществления проверки сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях. Решения, принимаемые по окончании проверки сообщений о преступлении
ТЕМА 28. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в условиях исправительного учреждения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и виды поводов для возбуждения уголовного дела.
2. Заявление о совершенном или готовящемся преступлении как повод для возбуждения уголовного дела. Явка с повинной: порядок обращения и рассмотрения.
3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, поступившее из иных источников. Порядок оформления и рассмотрения.
4. Основание для возбуждения уголовного дела.
ТЕМА 29. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела в условиях исправительного учреждения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Отказ в возбуждении уголовного дела. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
2. Содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
3. Ведомственный контроль и надзор прокурора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела.
ТЕМА 30. Понятие и реализация общих условий предварительного расследования при производстве неотложных следственных действий в исправительных учреждениях
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, система и значение общих условий предварительного расследования.
2. Формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Взаимодействие следователя с органами дознания при производстве предварительного расследования.
3. Подследственность: понятие и виды. Персональная, предметная (родовая), альтернативная и территориальная подследственность, по связи дел. Передача дел по подследственности.
4. Начало и место производства предварительного расследования. Основания и порядок соединения и выделения уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.
5. Понятие неотложных следственных действий и порядок их производства в исправительных учреждениях.
ТЕМА 31. Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования. Взаимодействие следователя с учреждениями и органами, исполняющими наказания
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Органы предварительного следствия и их компетенция (следователь, руководитель следственного органа). Взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания.
2. Процессуальный порядок производства предварительного следствия.
3. Общие правила производства следственных действий. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия. Порядок оформления и содержание протокола следственного действия. Участие в следственном действии специалиста, переводчика, понятых.
ТЕМА 32. Дознание в исправительных учреждениях
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дознание как одна из форм предварительного расследования. Органы дознания, дознаватель в уголовно-исполнительной системе: понятие и процессуальные полномочия.
2. Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания в исправительных учреждениях.
3. Уведомление о подозрении в совершении преступления и привлечение в качестве обвиняемого при производстве дознания.
4. Окончание дознания составлением обвинительного акта. Структура и содержание обвинительного акта. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.
ТЕМА 33. Институт привлечения в качестве обвиняемого
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, основания и назначение предъявления обвинения. Форма и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
2. Порядок вызова обвиняемого. Основания и порядок привода обвиняемого. Порядок привлечения в качестве обвиняемого, в том числе с участием защитника.
3. Допрос обвиняемого. Предмет и порядок допроса. Процессуальное оформление его результатов. Протокол допроса обвиняемого.
4. Основания и порядок изменения и дополнения обвинения. Частичное прекращ