Периода правительственной реакции
Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Ее проведение совпало с началом революции: 5 апреля 1905 г. был принят указ "О даровании населению облегчений по уплате продовольственного по обсеменению полей долгов". На его основе было проведено освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г. и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.
В мае 1905 г. издается указ "Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия". В компетенцию Комитета входили общее руководство земельными делами и земельным кредитом, отчеты земельных банков. В его состав входили министры двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.
В ноябре 1905 г. был принят "Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения", уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г., вовсе их отменивший.
Тогда же принимается "Указ об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян"и "Указ об облегчении задачи Крестьянского Поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян", вводивший кредитование с разрешения Министерства финансов и погашение задолженностей крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.
Наконец, в августе 1906 г. издается еще один указ, подготавливавший радикальную аграрную реформу, "О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования".На его основе крестьянам отчуждались "оброчные статьи" по мере прекращения заключенных ими арендных договоров. Цена выкупа устанавливалась землеустроительными комиссиями по средней капитализированной оценке. Не подлежали отчуждению земли, занятые ценными строениями, отведенные церквям и школам, необходимые для нужд местного населения.
В сентябре 1906 г. указом "О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков"начинается переселенческая политика правительства. В переселенческий фонд включались: свободные земли, "оброчные статьи", земельные излишки, оставшиеся у Кабинета, после поселения старожилов.
Поселенцам предоставлялись следующие права: земля поступала в их постоянное пользование и облагались оброчной податью наравне с переселенческими участками, образованными на казенных землях. Кабинету выплачивалась казначейством денежная компенсация за землю.
В октябре 1906 г. принимается указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий". Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением "инородцев").
Крестьяне освобождались от "увольнительных приговоров" для поступления на службу или на учебу.
Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, при окончании курса учебного заведения, получении ученой степени, производстве в чин, приобретении ими высших прав состояния.
Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него.
Местожительство могло свободно выбираться крестьянами. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту приписки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности — полицейскими органами.
Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам).
Расширялись имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.
Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.
Отменялось подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съездом по представлению земского начальника лишь при их противоречии закону.
"Столыпинский" указ "О дополнении некоторых постановлений действующего закона. касающегося крестьянского землевладения и землепользования"был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободный порядок выхода из общины и закреплялись наделы в собственность в любое время.
За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян.
Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации.
Подворное землевладение закреплялось общим крепостным порядком. Доказательствами о принадлежности подворного надела крестьянину служили: крепостные акты, записи крестьянских учреждений, решения судов, постановления сельских сходов, решения земских начальников и уездных съездов.
Переход целых обществ к новой ("отрубной") системе землевладения и землепользования был возможен после одобрения двумя третями всего состава сельского схода.
Финансирование реформы обеспечивал указ "О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель", принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли (введенный в 1893 г.). Залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных наделов, а также товарищества крестьян.
Банк выдавал целевые ссуды: для уплаты за наделы, при покупке земли, на улучшение землепользования, при переходе от общинного к подворному земледелию, при расселении на хутора или отруба, при отводе земли к одному месту. Положением Совета Министров в ноябре 1907 г. были расширены права местных отделений Госбанка.
Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении“. Он закреплял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном владении — по решению двух третей сельского схода.
В мае 1911 г. закон "О землеустройстве", подробно регламентировавший порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. Черезполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована "по необходимости".
Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглашения о разверстке, вело к выделению "действительно используемых участков", при этом выдела мог требовать любой хозяин. Черезполосица могла быть устранена без согласия хозяев.
Земским начальникам поручалось и вести собрания, решающие вопросы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (апелляция в губернской комиссии). Обжаловать их решение мог Сенат.
Правовая регламентация аграрных отношений в целом положительно сказалась на развитие этого сектора экономики.
В области уголовного и административного законодательства был сделан ряд нововведений. В мае 1905 г. издается “Мнение Государственного совета об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати“. Им отменялись положения Устава о цензуре (1890 г.), по которым Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного просвещения и обер-прокурор Синода могли закрывать издания, и запрещать ихиздателям участвовать в других изданиях. Министерство внутренних дел не могло запретить издание лишь на основе мнения о его “вредоносном направлении“, но могло приостановить его до решения вопроса в Сенате.
В ноябре 1905 г. принимается указ “О временных правилах о повременных изданиях“, которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати.
Регистрацию открывающихся изданий осуществлю губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов.
В 1906 г. было принято два указа, распространявших эти положения на периодические издания, а также положение Совета Министров “Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати“.
В ходе революции правительство неоднократно пересмотру уголовно-правового и судебного законодательства“.
В июне 1905 г. издаются "Мнение Государственного Совета о некоторых изменениях и дополнениях закона 7 июня 1904 г. о порядке производства по делам о преступных деяниях государственных“, а в марте 1906 г “О мерах к сокращению времени производства наиболее важных уголовных дел“, предусматривавшие усиление санкций за сопротивление представителям власти.
В апреле 1906 г. издается еще одно мнение Государственного Совета
“ О преобразовании Верховного суда“. Согласно ему, должностные преступления передавались на рассмотрение окружных судов, судебных палат, департаментов Сената и Верховного уголовного суда, т.е. изымались из административного производства.
Состав Верховного суда состоял из назначаемых императором членов Государственного Совета, сенаторов уголовного департамента и сенаторов первого департамента. В заседании могли участвовать присяжные поверенные.
В августе 1906 г. Совет министров принял “Положение об учреждении военно-полевых судов“. Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие.
Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица.
В период декабрьского восстания 1905 г. был принят указ “О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение“. Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в "преступном сообществе" наказывалось заключением на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в "преступном сообществе" влекло наказание на срок до четырех лет.
Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.
В феврале 1906 г. было издано “Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц“. Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, "возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение; "возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях"; "возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими". В марте 1906 г. издается указ “О временных правилах об обществах и союзах“. Под "обществом"понималось соединение лиц с определенной целью, под "союзом" — соединение нескольких обществ.
Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если "их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности".
Регистрация обществ осуществлялась после представления их устава соответствующему министру.
Запрещалась деятельность обществ, "управляемых из-за границы, если они носят политический характер". Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участие в других обществах.
Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а затем — в присутствие по делам об обществах. Общество могло быть закрыто губернатором, если "оно носит явно антиобщественный характер", это решение санкционировалось Присутствием. Первый департамент Сената был окончательной инстанцией в таких спорах.
Профсоюзы, говорилось в указе, "имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда и поднятие производительности". Объединение профсоюзов запрещалось.
Заявка о регистрации профсоюза подавалась фабричному инспектору, а их деятельность контролировалась Министерством торговли и промышленности.
Одновременно с упомянутым указом был принят другой, “О временных правилах о собраниях“. Непубличные собрания разрешалось устраивать без разрешения правительственных властей, в учебных заведениях можно было проводить только учебные собрания.
Собрания под открытым небом проводились с разрешения полиции или губернатора, причем место их проведения должно быть удалено от места пребывания императора, Государственного совета и Государственной думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания проходят под открытым небом).
Нельзя было устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собрания необходимо было предупредить полицию за трое суток (о месте, времени и теме собрания).
Антиобщественные собрания запрещались, на собрание не могли допускаться вооруженные лица. Поводами к закрытию собрания могли служить: отклонение от темы, возбуждение вражды между частями населения, проведение неразрешенных денежных сборов, участие лиц, которым запрещено участвовать в собрании, мятежные возгласы, воззвания к насилию, неповиновению. Такие собрания полиция закрывала, а в случае неповиновения — разгоняла. К участникам и устроителям незаконных собраний применялась уголовная ответственность.
Глава 47