Раздел 1 Организация налогового контроля и налоговые правонарушения

Раздел 1 Организация налогового контроля и налоговые правонарушения

Тема 1.1 Налоговые правоотношения

  1. Участники налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Участниками налоговых отношений признаются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством, плательщики налогов и сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами; ( Налоговые агенты – лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет. )

3) налоговые органы (ФНС и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Права и обязанности государственных органов, уполномоченных осуществлять

Сущность налогового контроля и его классификация

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

- государственный налоговый учет;

- мониторинг и оперативный налоговый контроль;

- камеральный и выездной налоговый контроль;

- административно-налоговый контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Субъект налоговой проверки. Объект налоговой проверки.

Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

^ Объекты налоговых проверок — регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Если налоговый орган после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт налоговой проверки оформляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Он подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась (его представителем). В случае отказа лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Акт налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого она проводилась, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В том случае, когда лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт фиксируется в нем. Затем акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения учреждения (обособленного подразделения). В случае его направления по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должна содержаться следующая информация:

- дата составления акта налоговой проверки;

- полное и сокращенное наименование учреждения либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица;

- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием их должности и наименования налогового органа, который они представляют;

- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

- период проведения проверки;

- наименование налога, в отношении которого проводилась проверка;

- даты начала и окончания налоговой проверки;

- адрес места нахождения учреждения или места жительства физического лица;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, в случае если им предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих учреждение вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, подтвердив обоснованность своей позиции соответствующими документами.

Руководитель налогового органа рассматривает выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженные в акте налоговой проверки и других материалах налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту. Решение по ним принимается в течение 10 дней со дня истечения срока представления учреждением письменных возражений по акту камеральной налоговой проверки (в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки).

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), в течение пяти дней после дня его вынесения (п. п. 7 и 9 ст. 101 Кодекса).

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа по камеральной проверке

15.Понятие выездной налоговой проверки, ее назначение, цели и за­дачи.

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей.

Основные задачи выездной налоговой проверки:

1) всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;

2) выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;

3) анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;

4) формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;

5) доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

Выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя (Приложение 8) или заместителя руководителя налогового органа, может проводиться в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. Не допускается проведение в течение одного календарного года двух выездных налоговых проверок и более, а также повторных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией или реорганизацией организации либо в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени выполнения предыдущей проверки.

Цель выездной налоговой проверки - контроль за соблюдением плательщиком законодательства о налогах и сборах, документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки (Приложение 9).

Для этого в ходе проведения выездной налоговой проверки проверяющие исследуют документы, в том числе и в электронном виде, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком налогов и сборов.

Объектами проверки являются устав организации, учредительный договор, свидетельство о постановке на налоговый учет, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры и контракты, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др).

Методы проведения ВНП

1)Истребование документов при проведении налоговой проверки

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

2)Выемка документов и предметов

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

3) осмотр территорий и помещений налогоплательщика, используемые для получения дохода.

Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностные лица налогового органа имеют право осматривать любые помещения и территории проверяемого лица, а также предметы и документы. Данная процедура касается объектов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, и строго регламентирована законодательно. При этом осмотр территорий и помещений допускается только в рамках выездной налоговой проверки (как и в случае с выемкой документов), а осмотр документов и предметов возможен и вне ее, но только в случае если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

  1. Инвентаризация, ее участники, порядок проведения. Документирование инвентаризации.

Одним из методов организации ВНП является инвентаризация имущества НП, предусмотренная ст. 89 НК РФ.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества и неучтеннных объектов, подлежащих налогообложение;

- составление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

В перечень имущества, подлежащего инвентаризации может быть включено любое имущество НП, независимо от место нахождения, в т.ч:

- ОС

- НМА

- фин. вложения

- производственные запасы

- готовая продукция

- товары

- прочие запасы

- денежные средства

- кредиторская задолженность

Перечень имущества, подлежащего инвентаризации устанавливается руководителем налогового органа.

Инвентаризация имущества организации производится по его месту нахождения , по каждому материально ответственному лицу, проверка производится при участии должностных лиц , материально ответственных лиц и работников бухгалтерии.

При проведении ВНП инвентаризационной комиссией заполняются следующие формы:

- инвентаризационная опись ОС;

- инвентаризационная опись ТМЦ;

-акт инвентаризации товаров отгруженных;

- акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;

- акт инвентаризации расходов;

- инвентаризационная опись ценных бумаг, документов и бланков строгой отчетности;

- акт инвентаризации расчетов с покупателями и прочими дебиторами.

Порядок принятия решений по результатам налоговой проверки. Требование

Должностных лиц.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Оснований для лишения налогоплательщика (и иных лиц) права на обжалование действующим законодательством не предусмотрено.

Реализация права на обжалования. НК устанавливает два альтернативных способа реализации налогоплательщиком своего права на обжалование.

Налогоплательщик может реализовать процедуру обжалования:

в вышестоящем налоговом органе (или у вышестоящего должностного лица налогового органа) (внесудебный порядок обжалования);

в суде (судебный порядок обжалования).

Право на обжалование может быть реализовано двумя путями:

подачей письменной жалобы соответствующему налоговому органу или вышестоящему должностному лицу налогового органа;

подачей искового заявления или жалобы в суд.

Отсутствие в НК упоминания о возможности налогоплательщика обратиться за защитой своих прав в прокуратуру вовсе не лишает его этого права, установленного иными нормами действующего законодательства. В этом случае процесс обжалования будет проходить в порядке, урегулированном Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Полный перечень инстанций, рассматривающих в России жалобы налогоплательщиков, выглядит следующим образом:

вышестоящее должностное лицо налогового органа;

вышестоящий налоговый орган;

органы прокуратуры;

суды общей юрисдикции (в том числе Верховный Суд РФ);

арбитражные суды (в том числе Высший Арбитражный Суд РФ);

Конституционный Суд РФ.

По заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены.

Раздел 1 Организация налогового контроля и налоговые правонарушения

Наши рекомендации