Юридические лица как субъекты гражданского права. Общая характеристика.

Согласно статье 48ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном веденииилиоперативномуправлении обособленноеимущество иотвечает по своим обязательствамэтим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица существовали уже в Древнем Риме, хотя развернутые концепции юридического лица появились позднее.

Можновывестиследующиетеоретическиипрактически значимые признаки юридического лица:

1) организационное единство (целостность в сочетании с внутренней структурированностью);

2) имущественная обособленность (в первую очередь означающаяобособленностьотимуществаучредителей-участников). Внешним проявлением имущественной обособленности является наличие самостоятельного баланса или сметы;

3) возможность самостоятельногоучастиявгражданском обороте (совершения сделок, участия в правоотношениях и т.д.);

4) самостоятельнаяимущественнаяответственность (ответственность,занекоторымиисключениями,всемсвоим имуществом);5)способность быть стороной спора в судах (истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском суде).Самыми очевидными внешними признаками юридического лица являются наличие наименования и государственная регистрация.

Напрактикеважноразличать понятия: юридические лица и их обособленные подразделения—представительства и филиалы. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, это всего лишь подразделения юридического лица. Они наделяютсяимуществомсоздавшего ихюридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Юридическое лицо действует на основании учредительного документа:уставаилиучредительногодоговора (только для хозяйств. Товарищества).Длякаждой организационно-правовойформыюридическоголицапредусмотренысвоиособенностисодержанияучредительных документов.Так,учредительныйдоговорполноготоварищества должен содержать, помимо общих сведений для всех юридических лиц: условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимаетнасебягражданскиеобязанностичерезсвоиорганы,действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (лишь в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников). Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.



Индивидуализация юридического лица
Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное. Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности. Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней. В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя: · фирменное наименование изготовителя и его адрес; · название товара; · ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар; · перечень его основных потребительских свойств; · другие обязательные данные. Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой. Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной). Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

Виды ю.л.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью

Другое деление юридических лиц на виды связано с обязательственными или вещными правами, которые учредители (участники) могут иметь в отношении самих юридических лиц или их имущества. По данному критерию в соответствии с п. 2 и 3 ст. 48 Гражданского кодекса выделяют:

1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, – хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, – государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

3) юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, – общественные и религиозные организации, их объединения, благотворительные и иные фонды,объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3. Наконец, еще одним критерием дифференциации юридических лиц выступают их нестандартные наименования, не совпадающие с наименованиями их организационно-правовых форм. Эти юридические лица отличаются порядком их образования, правовым режимом имущества и составом учредителей (участников). Речь идет о таких коммерческих структурах, как казенные и малые предприятия, предприятия (коммерческие организации) с иностранными инвестициями, а также народные предприятия.

Казенное предприятие - это унитарное предприятие, созданное на базе государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления в соответствии с ГК и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Малыми предприятиями называются юридические лица – коммерческие организации, в уставном капитале которых, во-первых, доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; во-вторых, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям), не превышает 25 %; в-третьих, средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере – 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек (ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». По имеющимся данным, в настоящее время в России насчитывается свыше 800 тыс. малых предприятий.

Коммерческая организация (предприятие) с иностранными инвестициями - это российская коммерческая организация, в состав участников которой входит хотя бы один иностранный инвестор. Статус подобных организаций определяется Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Наши рекомендации