Функции современного правового государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначе ние, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему фор мах и присущими ему методами". Классификация ФГ проводится по нескольким основаниям. 1) по сфере действия (по сфере политической направленности) ФГ подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние это Ф которые Г осуществляет внутри страны. Внутренние ФГ: Экологическая (природоохранная), социальная (обеспечение соц-й защиты личности), финансового контроля (выявление и учет Г-вом доходов производителя), охранительная (деят-ть Г, направленная на обеспечение полного осуществления его законод-х предписаний всеми участниками общественных отношений), оборонная (оборона страны от внешнего нападения), культурно-воспитательная (ф гос-й поддержки образования, науки, культуры, нравственного и культурного возрождения). Внешние Ф это ф-ии которые Г осущ-ет за пределами страны (по отношению к др. гос-ам): взаимовыгодное сотрудничество с другими Г мирового сообщества (Поддержание международных политических отношений, дипломатическая деятельность, экономических и культурных связей), оборона страны от нападения извне, борьба с международной преступностью (последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ) и участие в международной охране окружающей среды (данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В некоторых учебниках эта классификация оспаривается, поскольку Г якобы осущет одни и те же ф-ии как внутри страны так и за её пределами, однако едва ли это так. Поскольку Г решает не одинаковые задачи внутри страны и за её пределами. 2) по продолжительности осущ-ия (по времени действия) ФГ подразделяются на постоянные и временные. Постоянные это Ф которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер. 3) По своей значимости ФГ подразделяются на основные и не основные (другая точка зрения: глобальные и региональные). Основные - это Ф с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед Г. Не основные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Если ФГ определять как только основные направления его деятельности данная классификация неприменима потому что основное нельзя делить на основное и не основное. 4) по сферам общ-ой жизни в которых Г осущ-ет свои ф-ии. которые подразделяются на экономические (развитие экономики), политические (охрана суверинитета), социальные (охрана прав и свобод), идеологические (образование, наука) экологические. 5) К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции Г на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации госуд власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей госуд власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функция Г, а функция осуществления госуд власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.



Наши рекомендации