Предмет и методологические основы государства и права
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Предмет и методологические основы государства и права
ТГП - это наука об основных и общих закономерностях возникновения, развития функционирования государства и права. (Предмет ТГП - основные и общие закономерности возник. развития, функ-ния гос-ва и права.)
Объект науки - это та сфера действительности, которая его изучает. Предмет науки - это сторона объекта, которая изучается в первую очередь, - задача которую решает наука. Объект ТГП - сущность государства и права, законы их функционирования и развития.
Особенности предмета ТГП: гос-во и право рассматриваются в целом, с точки зрения их места в обществе, как системы; рассматриваются наиболее общие св-ва гос-ва и права; рассматривается взаимодействие гос-ва и права, как соц-ных регуляторов.
ТГП - теоретическая наука, абстрактно-логическая (сист. понятий дающих объяснения предметам, явлениям, процессам), гуманитарная (главная цель - изучение человека и общества), проблемная наука ( содержит разные концепции по одним и тем же вопросам, знания находятся в постоянном развитии, дискуссионность).
ТГП включает: система понятий и катерогий которые отданы наиболее сущ.связи и св-ва и общ-ные отношения; методы с помощью кот.осущ-ся исслед-ние гос. и права; методологические принципы - это исходные общетеоретические положения.
Метод - это способ, совокупность средств и форм по средствам кот. Изучается предмет науки. Методология - наука о методах - совокупность определенных теоритич.принципов, а также логических приемов и конкретных способов исследования науки - методология познавательные учения о соц. действительности, те. Изучение общ.бытия. С этимологической точки зрения методология представительница современной науки о методах.
2 вида фундамент.методологич. принципов: философский и общетеоретический.
Философские. - имеют мировоззренческий характер, т.е. выражают самые общие представления и природе гос. и права.
1.принцип материализма - означает что гос. и право это общ-ное явление которое складывается и развивается независимо от сознания и обусл. Материальными факторами.
2.развитие - обозначает, что гос. и рпао это историч. сложившееся явл. которые похожи в своем развитии - каждый из этапов хар-ся более высоким уровнем развития.
3.объективность - принцип возможного познания сущности гос. и права раскрытия, выявления общ. закономерностей развития гос. и права в целом (считается, что изучающие объекты и явления должны отражать такими какими они есть в действительности).
Общетеоретические - в отличие от филосовких они носят более конкретный хар-р и выражают направленные рассмотрения подходов изучения гос. и права.
1. Суть цивилизационного подхода - развитие гос. представляет собой смену общ. экономических формаций. Цивилизация - этап образования кот.хар-ся присущими только ему черт обусл. культурой, геогр. средой и т.д. в основе любой цивилизации лежит культ. Цив-ции делятся на: первичные - возник.на осн.решений (Египетская цив-ция) и вторичные - собственная база в виде материального производства. Кроме того, различают западные и восточные цив-ции.
2. Общечеловеч.подход сущ.гос.и права, рссматривается в классовом интересе.
Между методом и теорией сущ.непосредственная связь т.е. метод всегда будет опираться на теорию и носить теоретический характер. Факторы влияющие на выбор метода - хар-р предмета, содержание целей и задач исследования, соц.усл.в кот.проводится исслед-ние, накопительный опыт.
Классиф.методов в завис-ти от широты: общие, частные специальные.
По содержанию: эмпирические методы (факты, наблюдения, описание, измерения, эксперимент) и теоритические методы (логического моделирования, метод абстагирования) Осн.юр.методы - социологич, системно- структурный, сравнительно прававой.
Нормативная концепция права
Право-это система (пирамида) норм, где на самом верху нах-ся осн-ая (суверенная) норма, принятая законодателем, где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юр-ой силы. В основании пирамиды нах-ся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включ-ся в понятие права и которые тоже должны соот-ть основной (конститут-ой) норме. Бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего, оно, т.о., не имеет обоснования вне сферы долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юр.правил поведения. Поэтому юр.наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с полит-ми, соц-но-экон-ми и др.оценками.
+: верно подчеркивается нормативность и соподчиненность прав.норм по степени их юр.силы; нормативность связана с формальной опред-тью права, что позволяет знакомиться с последними НПА и облегчает возможность руководствоваться юр. требованиями; гос-во устан-ет и обеспечивает осн.норму, т.к. имеет широкие возможности влиять на общ-ое развитие.
-: преувел-ая роль гос-ва в устан-ии эффект-ых прав.норм, недооценивается связь права с полит-ми, соц-но-экон-ми и духовными факторами, т.е.излишне очищает от них право.
Основные виды правовых норм
Виды правовых норм: По функциям в правовом регулировании:
Регулятивные - (правоустанавливающие) направлены на развитие правовых отношений путем предоставления их участникам прав и обязанностей. Они подразделяются на: Обязывающие устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия; Запрещающие запрещают совершать определенные действия; Управомочивающие предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.
Охранительные - это нормы, которые воздействуют на общественные отношения путем недопущения им вытеснения негативных элементов этих отношений. Различаются по отраслям в правовом регулировании.
Специальные они действуют совместно и в дополнении с охранительными и регулятивными. Делятся на: 1.коллизионные - указывают на осн. Норму или на н.п.а. который должен быть примером т.е. они регулируют выбор меду осн.нормами между которыми возникают противоречия. 2.Оперативные - это нормы которые вводят в действие, отменяются или распространяются на новый круг общественных отношений действующие новые нормы. 3.Уточняющие - детализируют пр.рег-ние общ.отнош с учетом конкретных изменяющихся обстоятельств. 4.Нормы частного и публичного права. Частного - регулируют общественные отношения, связанные с интересами отдельных лиц и организаций их особенности в том, что чаще всего представляют субъективное право совершать любое действие кроме, запрещенных. Публичного - регулируют общественных отношения в сфере деятельности государства. Их особенность в том, что они предписывают и представляют права должностных лиц совершать определенные действия в рамках их компетенции. 5. Отраслевые - включают в себя: материальные (определение содержания, права и обязанности субъектов и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений), процессуальные (определяют порядок и процедуру защиты материальных норм), нормы отдельных отраслей права. 6. Группа норм отличающихся полнотой изложения в тексте н.п.а. Абсолютно определенные это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение; Относительно определенные это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств; Альтернативные это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. 7. Нормы которые различаются методами правового регулирования: императивные - содержат категорические веления, диспозитивные - предоставляют субъективное право действовать в своих интересах, стимулирующие - создают мотивацию для действия субъекта, рекомендательные - указываю субъекту путь и средства реализации законных интересов. 8. По субъектам правотворчества: нормы парламента, главы государства, КМУ ит.д. 9. По времени действия: постоянные и временные. 10. По территории: общие и локальные.
Юридический режим
Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как "таможенный, пошлинный режимы", "режим хозяйственной деятельности", "льготный режим", "валютный режим", "режим чрезвычайного положения", "режим особой охраны", "режим секретности", "режим наибольшего благоприятствования" и т. п., не давая им определения. Что такое правовой режим 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: "режимный завод", "режимный объект", "режимное производство").
Правовой режим - разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве.
Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права. Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние. И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям в зависимости от: предмета правового регулирования - конституционный, административный, финансовый, земельный и т. д.; (их) юридической природы - материальные и процессуальные; содержания - хозяйственной деятельности, валютный, таможенный, пошлинный и т.п.; субъектов, в отношении которых режим устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев, лиц без гражданства и т. д.; функций права - режим особого регулирования и режим особой охраны; формы выражения - законный и договорный; уровня нормативных актов, которыми они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные; сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы экономических санкций, территориальных вод, нераспространения ядерного оружия)
Инкорпорация и ее виды.
Систематизация норм права - это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация НПА - это деятельность по упорядоченному объединению НПА, приведению их в определенную систему. Одним из видов систематизации является:Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса. Главное назначение инкорпорации - упорядочение НПА. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих НПА. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение НПА путем издания компетентными органами сборников (собраний) дей твующих НПА. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это - Ведомости ВРУ и Собрание постановлений КМУ. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства. Официальной формой хронологической систематизации НПА некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени НПА. Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регулировании и облегчает отыскание и использование НПА в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной предметной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные НПА. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер. Консолидация- уточнение НПА, сведение нескольких НПАв один акт. Данный вид инкорпорации близок к кодификации т.к. он может включать или исключать отдельные элементы.
Состав правонарушения
Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Он включает в себя субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону правонарушения.
Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное (дееспособное) физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо. Субъект правонарушения закреплен в гипотезе юридической нормы. Так, халатность может совершить только должностное лицо.
Объектом правонарушения - то, на что оно направлено, т. е. те ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб,- собственность, жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т. д. Объект (как и субъект) четко закреплен в правовой норме.
Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе. Например, телесное повреждение может быть тяжким, менее тяжким, легким. Каждое из них образует самостоятельный состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Элементами объективной стороны правонарушения являются:
а)деяние (действие или бездействие);
б)противоправность, т.е. противоречие его предписаниям правовых норм;
в)вред, причиненный деянием, т.е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);
г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т.е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату или нет;
д)место, время, способ, обстановка совершения деяния.
Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Вина - это психическое отношение лица к совершенному им общественно-опасному деянию, предусмотренному нормативно-правовыми актами, и его общественно опасным последствиям. Элементами вины являются сознание и воля, которые образуют ее содержание. Значит, вина характеризуется двумя компонентами: интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и волевого элементов, предусмотренные законом, образуют две формы вины - умысел и неосторожность. Делится вина на формы, а в пределах одной и той же формы - на виды.
Уголовное законодательство рассматривает деление умысла на прямой и косвенный. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Неосторожность - индивид предвидел наступление общественно опасных последствий, но надеялся на их предотвращение, либо не предвидел, но мог и должен был предвидеть. Деяния, совершенные по неосторожности, делятся в уголовном праве на совершенные по легкомыслию и по небрежности. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
В субъективную сторону правонарушения входят также мотив и цель совершенного деяния. Мотив - осознанные побудительные причины поступка, цель - результат, которого хочет достичь человек, совершающий правонарушение. Эти элементы сознания и представляют субъективную сторону правонарушения, дающую возможность охватить все психологические характеристики деяния. Состав правонарушения является общим признаком для всех правонарушений, его наличие порождает юрид.ответственность
Правосубъектность
Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и орг-ии должны обладать таким качеством как правосубъектность - это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений. Правосубъектность включает следующие компоненты: Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей, способность иметь юр-ие права и обязанности т.е. если индивид или орг-ия способны иметь юр-ие права и обязанности, значит они правоспособны. Обычно правоспособность рассматривают как абстрактную возможность иметь юр-ие права и обязанности. Принято различать правоспособность индивидов, в частности граждан возникает с момента их рождения и прекращается смертью. А правоспособность орг-ии возникает с момента официального создания орг-ии и прекращается с момента ликвидации. В лит-ре нередко правоспособность подразделяют на общую, отраслевую (трудовая) и специальную (некоторые орг-ии обладают).; Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности, способность самостоятельно своими действиями осущ-ть свои юр-ие права и обязанности. Понятие дееспособоность имеет значение только для индивидов, поскольку дееспособоность орг-ий сливается с их правоспособностью и автономно от правоспособности сущ-ть не может. Дееспособоность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособоность с 18ти лет. На дееспособоность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к. лица имеющие психические заболевания могут быть признаны судом недееспособными. Во 2ых некоторые др. факторы могут повлиять на дееспособность: родственные отношения, лица принимающие алкоголь или наркотики могут быть признаны частично недееспособными. Права недееспособных лиц осущ-ют их законные представители. Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Это разновидность дееспособности. Деликтоспособность часто выделяют как дееспособность в охранительных правоотношениях. Иногда деликтоспособность придают самостоятельное значение и рассматривают её не как разновидность дееспособности, а как самостоятельный третий элемент правосубъектности.
Физические лица - это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Юридические лица - это коллективные субъекты: Г, гос органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д. Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Субъектом правоотношений является также и само Г. Г - субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Г в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.
Способы и объемы толкования
Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
По объему толкования: адекватное - разъяснение, при котором действительное содержание нормы права соответствует буквальному тексту выражения, т.е. букве и духу закона. Например СКУ: "Женщина и мужчина могут, одновременно находится только в 1 браке".
Расширенное толкование - действительное содержание нормы права шире ее буквального текста, дух закона шире его буквы. Например: СКУ, "лицо, достигшее брачного возраста, имеет право на создание семьи", однако если лицу, достигшее 14 возраста по решению суда может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам.
Ограничительное толкование - действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения, дух закона уже его буквы. Например: "совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей", однако эта обязанность не распространяется хотя и на совершеннолетних, но не трудоспособных родителей.
82. Правовое регулирование, предмет, субъект и содержание
Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию. Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений.
Юр наука различает понятия правового воздействия и прав регулирорвания, т.к. право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеч деятельности, вводит ее в общие рамки цивилиз-х общ-х отношений. и в этом смысле пр воздействие шире, чем пр рег общ-х отношений.
Правовое регулирование это целенап равленное воздействие на поведение людей и обществен ные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Право не должно, да и не может регулировать все об щественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно оп ределена сфера правового регулирования.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-пер вых, это отношения, в которых находят отражение как ин-дивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализу ются взаимные интересы их участников, каждый из кото рых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удов летворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные пра вила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходи мость правового регулирования имущественных отношений.
Вторую группу образуют отношения по властному уп равлению обществом.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп равления в обществе.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.
В теории право вого регулирования принято выделять два метода правово го воздействия.
Метод децентрализованного, диапозитивного регулиро вания построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интере сы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирова ния базируется на отношениях субординации между участ никами общественного отношения. При его помощи регули-руются отношения, где приоритетным, как правило, явля ется общесоциальный интерес. В государственно-организо ванном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизо ванное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому центра-лизованные, императивные методы используются в публич но-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Гарантии законности
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность значит сделать ее незыблемой. Гарантии законности это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.
Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация.
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции
Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства
Юридические гарантии совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры).
Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Принцип права
Принципы права это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам пра вовая система адаптируется к важнейшим интересам и по требностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуали зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
К числу принципов, прямо не сформулированных в за коне, относятся принципы ответственности за вину, нераз рывной связи прав и обязанностей.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра жают эту соразмерность, если отвечают принципу справед ливости.
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.
Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста тус всех граждан, т.е. равные конституционные права и еди ную для всех правосубъектность.
Содержание принципа законности.
Принцип п