Понятие реализации права и ее формы
Реализация права – осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, организаций, органов государства. Она рассматривается как:1) конечный результат реализации права - означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от определенных поступков и фактическими действиями;2) как процесс – реализация права может быть охарактеризована с объективной (она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий) и с субъективной стороны (характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий).Формы реализации права:1. По субъектному составу:- индивидуальная;- коллективная.2. По характеру действий субъектов:- Соблюдение права – такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещаемых правом.- Исполнение права - такая форма его реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.- Использование права – такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав.- Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.3. По уровню реализации норм права:- реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов,- реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию,- реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
Приминения права
Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.Признаки применения права:- применительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами,- правоприменение – одна из важнейших видов государственной деятельности,- применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке,- правоприменительная деятельность всегда осуществляется в соответствии с определенными общепринятыми во всех странах принципами,- правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности,- правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением.Необходимость применения права возникает:1) когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (признание судом лица умершим);2) когда возникает необходимость в государственном принуждении (отказ правонарушителя от добровольного возмещения вреда);3) когда есть спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения);4) когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов);5) когда принимается решение о награждении заслуженных граждан;6) когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов).Принципы: законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности.Стадии применения права:1) установление и исследование фактических обстоятельств дела;2) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;3) анализ содержания нормы права и принятия решения - основная стадия, в ходе которой осуществляется оценка собранных доказательств, окончательная юридическая оценка содеянного, происходит оформление решения;4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Понятие и виды юридических фактов
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.Признаки юридических фактов:1) сами по себе не вызывают правоотношение, такое качество им придают нормы права;2) опосредуют возникновение, изменение, прекращение правоотношений;3) вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами;4) указание на юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм.Классификация юридических фактов:1) по характеру юридических последствий:а) правообразующие (гражданско-правовой договор),б) правоизменяющие (перевод на другую работу),в) правопрекращаюие (смерть).2) по связи с волей участников правоотношений:а) действия (противоправное (преступление, проступок) правомерное (юридический акт – совершается с намерением породить юридическое последствие, юридический поступок – совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона)),б) событие (абсолютные и относительные)3) в зависимости от степени сложности:а) единичные юридические факты,б) фактический состав.
Понятие и способы толкования норм права
Толкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации.Необходимость толкования норм права:1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации,2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений,3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов.Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.Способы толкования норм права:1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права;3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики;4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.Структура толкования норм права:1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты;2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;
3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение);4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический;5) результат: юридические оценки о содержании нормы права;6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).
Пробелы в праве и способы их восполнения
Пробел в праве – такое положение, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, остаются неурегулированными конкретными правовыми нормами.Виды пробелов в праве:1) По отраслевой принадлежности:а) пробелы в конституционном праве,б) пробелы в гражданском праве,в) пробелы в уголовном праве,г) пробелы в других отраслях;2) По степени неурегулированности:а) полное отсутствие норм,б) частичное отсутствие норм;3) По форме (источнику) права:а) пробелы в НПА,б) пробелы в правовом прецеденте,в) пробелы в других источниках права;4) По причинам возникновения:а) объективные,б) субъективные.Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса, путем принятия нового НПА. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса.Способы преодоления пробелов:1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай;2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.Правила применения аналогии закона:1) если имеется отношение, требующее правового регулирования;2) если отсутствует норма, его предусматривающая;3) если имеется в наличии другая норма права, регулирующая сходные отношения, на основе которой данное дело решается;4) применение аналогии закона допускается только в отраслях частного права;5) привлечение к юридической ответственности на основе аналогии закона недопустимо.
Правовое поведение. Правомерное поведение.
Правовое поведение – поведение субъектов в сфере права, порождающее юридически значимые последствия:- правомерное поведение;- неправомерное поведение (правонарушение) – поведение, не соответствующее нормам права.Правомерное поведение – следование субъектами права правовым предписаниям с целью наступления социально полезного или допустимого результата.Признаки правомерного поведения:1) это поведение субъектов права;2) представляет собой деяния (действия, бездействие) субъектов;3) складывается на основе норм права;4) имеет социально полезный или нейтральный результа;5) имеет осознанно-волевой характер.Виды правомерного поведения:1) в зависимости от субъектов права: граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, различных объединений и др.;2) по объективной стороне: действие, бездействие;3) по степени активности: обыденное – не связано с дополнительными затратами, активное – связано с дополнительными затратами, пассивное – субъекты осознанно не используют данные им права;4) по форме реализации: соблюдение, исполнение, использование, применение;5) по юридическим фактам: юридические поступки, юридические акты.Структура правомерного поведения:1) субъектами могут быть субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью – способностью обладать юридическими правами и обязанностями;2) субъективная сторона - интеллектуально-волевое отношение лица к своим действиям и их последствиям. Лицо осознает правовой характер своего действия и желает наступления положительных правовых последствий, действует на основании положительной или нейтральной мотивации;3) объект – общественные отношения, складывающиеся в сфере наступления правовых последствий правомерного поведения субъекта;4) объективная сторона – предусмотренные нормами права деяния субъекта, возникающие в результате положительных правовых последствия (результат), причинная связь между деяниями субъекта и наступившими правовыми последствиями.
Состав правонарушения
Правонарушение – виновное противоправное деяние деликтоспособного лица или лиц, наносящее вред обществу, влекущее наступление юридической ответственности.Признаки правонарушения:1) обладает общественно опасным характером;2) носит противоправный характер;3) совершается только людьми;4) правонарушение - поведение, а не образ мыслей;5) виновное деяние;6) наносит вред личности, собственности, государству, обществу.Юридический состав правонарушения – система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.Элементы юридического состава:1) объект правонарушения – те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние;2) объективная сторона - совершенное противоправное деяние, выраженное в действии или бездействии и наносящее вредные последствия;3) субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное противоправное деяние (правонарушитель);4) субъективная сторона – внутреннее психологическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно вредным последствиям.Виды объектов правоотношений:1) общий – все общественные отношения, охраняемые правом, той или иной его отраслью;2) родовой – группа однородных отношений, на которые посягает правонарушитель;3) непосредственный – конкретные блага, интерес, личность, ее здоровье, честь, достоинство, имущество, на которые посягает правонарушитель.Признаки объективной стороны:1) обязательные: противоправное деяние, выраженное в действии и бездействии; вредные последствия; причинная связь между ними;2) факультативные: место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.Особенности субъекта в зависимости от вида правонарушения:1) субъекты гражданского правонарушения – физические и юридические лица, не исполняющие или ненадлежаще исполняющие предусмотренные ГП обязанности, что связано с нарушением ГП другого лица;2) субъекты дисциплинарного проступка – лица, находящиеся в трудовых или служебных отношениях с предприятием, учреждением, организацией, допустившие виновное противоправное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых (служебных) обязанностей;3) субъекты административного правонарушения - индивидуальные субъекты (граждане, и др. категории лиц, обладающие административно-правовым статусом) и коллективные субъекты (юридические лица и др. коллективные образования);4) субъекты преступления – вменяемое (т.е. способное осознавать общественно-опасный характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности.Элементы субъективной стороны правонарушения:1) вина – психическое отношение лица к совершенному правонарушению;2) мотив – те внутренние побуждения, которыми субъект руководствовался при совершении правонарушения;3) цель - мысленная модель того результата, которого стремится достичь субъект при совершении правонарушения.
Формы вины:1) умысел: прямой умысел – лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления этих последствий, косвенный умысел – лицо осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий;2) неосторожность: самонадеянность – лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, небрежность- лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя по обстоятельствам дела должно и могло их предвидеть.
Понятие, признаки и основания юридической ответственности
Юридическая ответственность – вид социальной ответственности, возникающий на основе норм права, предполагающий возложение государством в строго установленном порядке на лицо, совершившее правонарушение, обязанности претерпеть неблагоприятные последствия.Признаки юридической ответственности:1) Это один из видов социальной ответственности, возникающей на основе норм права;2) Носит ретроспективный характер, т.е. представляет собой реакцию на уже состоявшееся в прошлом поведение;3) Основанием юридической ответственности является не любое поведение, а правонарушение;4) Предполагает негативную оценку поведения со стороны государства;5) Носит штрафной характер, т.е. предполагает возложение на субъекта определенной обязанности;6) Обязанности, возложенные на субъект носят характер претерпевания, т.е. представляют собой ограничения или лишения;7) Порядок возложения юридической ответственности представляет собой предусмотренный нормами права процесс, последовательное соблюдение которого обязательное условие привлечения к юридической ответственности.Если фактическим основанием ЮО выступает правонарушение, характеризующиеся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают нормы права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю.Подобным правоприменительным актом является приказ администрации, приговор суда и т.п.Виды юридической ответственности:1) по отраслям права: конституционная, уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная;2) по органам, возлагающим ответственность: ответственность, возлагаемая органами государственной власти, судебными и другими юрисдикционными органами, административными органами (органами государственного управления).
Принципы юр ответсвенности
Принципы юридической ответственности:1) справедливость - соразмерное наказание виновного, недопущение установления уголовных санкций за проступки и отрицание обратной силы закона, закрепляющего усиление ответственности; возложение на виновного за одно нарушение лишь одного наказания; обеспечение возмещения вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;2) гуманизм - выражается, в запрете установить и применить такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;3) законность - требование, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;
4) обоснованность - заключается в объективном всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела;5) неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;6) целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяя учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).
Виды юридической ответственности:
1) по отраслям права: конституционная, уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная;2) по органам, возлагающим ответственность: ответственность, возлагаемая органами государственной власти, судебными и другими юрисдикционными органами, административными органами (органами государственного управления).
Понятие, признаки и виды правоотношений
Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.Состав правовых отношений - совокупность элементов, необходимых для существования правовых отношений: субъекты; содержание правовых отношений (юридическое, фактическое (материальное)), объекты.Признаки правовых отношений:1) это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;2) они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;3) носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;4) урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;5) участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;6) выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.Виды правовых отношений:По отраслевой принадлежности:- уголовно-правовые,- государственно-правовые,-административно-правовые и др.;По функциональному назначению:- регулятивные,- охранительные;По степени индивидуализации:- Относительные — в них определены все участники правовых отношений;- Абсолютные — в них определена одна сторона правовых отношений;В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:- материальные,- процессуальные,- публичные,- частные;В зависимости от количества участников:- простые — складываются между двумя субъектами;- сложные — между несколькими субъектами.
Формы осущ функций госуд
К правовым формам относятся:1. Правотворческая деятельность – форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, изменения или отмены юридических норм.2. Правоприменительная - деятельность государственных органов по выполнению законов, подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права (например, решение суда)2.1 Оперативно-исполнительная - деятельность, связанная с повседневным разрешением вопросов управления делами общества, представляющая собой властную, исполнительную, распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения права, которые служат основанием для возникновения, применения или прекращения правоотношений.2.2 Правоохранительная – форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране права от нарушений, защите прав граждан и обеспечению выполнения их юридических обязанностей.К организационным формам относят:1. Организационно-регламентирующая деятельность – оперативная текущая деятельность по решению каких-либо конкретных политических задач и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.2. Организационно--хозяйственная - оперативно-техническая текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций государства (бухучет, статистика и т.д.)3. Организационно-идеологическая - повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (разъяснение изданных законов, работа СМИ).
Республика: понятие, признаки, виды
Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.Признаки республики:1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;3. Осуществление государственной власти по поручению народа;4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.Виды республики:- парламентская - такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);- президентская - такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США);- смешанная - такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).Признаки парламентской республики:1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;2. Глава государства избирается парламентом;3. Глава государства обладает широкими полномочиями;4. Глава правительства назначается президентом;5. Правительство ответственно перед парламентом.Признаки президентской республики:1. Президент – глава государства и правительства;2. Президент обладает широкими полномочиями;3. Президент назначает членов правительства;4. Правительство ответственно перед президентом;5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;6. Президент может распустить парламент.Признаки смешанной республики:1. Есть сильный парламент и президентская власть;
2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;3. Президент не является главой государства;4. Правительство формируют президент и парламент;
5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.