Вопрос 1. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу денежного дохода земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.
Ставка налога – элемент, который определяет величину налога на единицу обложения.
В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.
Можно выделить следующие виды ставок:
1) твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе (не зависимо от размеров дохода);
2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;
3) комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую – абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную – процент от налоговой базы.
Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.
Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.
Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин.
- Прогрессивная – увеличивается по мере роста налоговой базы;
- Регрессивная – уменьшается по мере понижения налоговой базы.
Фактическая – отношение суммы уплачиваемого налога к величине налоговой базы.
Экономическая – определяется как отношение суммы уплачиваемого налога к размеру полученного дохода.
В зависимости от степени изменяемости ставок налога:
1) общие ставки;
2) повышенные ставки;
3) пониженные ставки.
Вопрос 2. Налоговое планирование в организациях: его роль и место в системе управления финансами предприятий. Принципы и правила налогового планирования.
Налоговое планирование в организации
Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.
Принципы налогового планирования
Основами налогового планирования являются:
1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Налоговая политика - система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики;
2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
Отсрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Рассрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Налоговый кредит – изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ.
Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:
1) платить минимум из положенного;
2) осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
3) использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
4) использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
5) не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.
Вопрос 3. Земельный налог
Налогоплательщики: организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объект налогообложения: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Для отдельных категорий н/пл-ков НК предусмотрено уменьшение налог базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного н/пл-ка на территории одного муниципального образования. Когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налог базы, налог база принимается равной 0. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате ФЛ исчисляется как произведение налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с суммой налога исчисленной по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
БИЛЕТ № 20
1. Контролируемые сделки. Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения). Порядок проведения правильности ценообразования для целей налогообложения.
2. Государственное налоговое планирование и прогнозирование, налоговые риски и управление ими.
3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: сущность налога, виды предпринимательской деятельности, подлежащие обложению ЕНВД, объект налогообложения, расчет вмененного дохода и порядок уплаты ЕНВД, перспективы.
Вопрос 1. Контролируемые сделки. Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения). Порядок проведения правильности ценообразования для целей налогообложения.
Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, указанных ниже), а также приравненные к ним сделки.
1.Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).Условия сделки: Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
•не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
•не несут никаких рисков;
•не используют никакие активы для организации исполнения сделки
2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Условия: Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
•нефть (товары, выработанные из нефти)2;
•черные металлы;
•цветные металлы;
•минеральные удобрения;
•драгоценные металлы;
•драгоценные камни
Годовая сумма доходов по сделке: 60 млн.руб.
3. Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Условия: Годовая сумма доходов по сделке: 60 млн.руб.