Вопрос 2. Акцизы на алкогольную и табачную продукцию: особенности исчисления и уплаты. Изменения, вступившие в силу в 2013-2014гг.

Сумма акциза по каждому виду товаров исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.
Особенности исчисления акциза на табачную продукцию: ставки на неё комбинированные: адвалорные и твердые. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на тер-ю РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке табачных изделий не позднее, чем за 10 календарных дней до начала месяца, в котором они будут применяться.
Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, индивидуальными предпринимателями.
Эти цены должны быть нанесены на каждую единицу потребительской упаковки (пачки) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию). Действуют не менее одного календарного месяца.
Нововведения: В уведомлении о максимальных розничных ценах на табачные изделия нужно указывать и минимальные розничные цены. С 1 января 2014 г. в уведомлении указываются также минимальные розничные цены, исчисленные в соответствии с зак-вом РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Каждое уведомление должно содержать полный перечень марок (наименований) табачных изделий.
Рост цен существенно не влияет на число курильщиков, но заставляет их задуматься о более дешевой альтернативе. Это в том числе приводит к тому, что в стране появляются подпольные производства, к нам начинает перетекать продукция из других стран. С повышением акцизов и ростом цен доля нелегальных сигарет продолжит рост, и вскоре Россия может столкнуться с проблемами ряда европейских стран, где из-за резкого роста акцизов в тень ушел существенный процент рынка.
Особенности исчисления акциза на алкогольную продукцию: акциз на спиртосодержащую продукцию исчисляется исходя из доли чистого спирта, на 1 литр.
Ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2016г. проиндексированы на 10% к уровню 2015г. В частности, для напитков с долей этилового спирта свыше 9% ставки акцизов составят в 2014г. 500 руб. за каждый литр содержащегося в них спирта, в 2015г. - 600 руб. и в 2016г. - 660 руб. Для напитков с процентным содержанием этилового спирта в 9% и менее акцизы составят в 2014г. 400 руб. за каждый литр содержащегося в них спирта, в 2015г. 500 руб. и в 2016г. 550 руб.
Одной из внесенных поправок предлагается установить авансовые платежи акцизов для производителей алкогольной продукции при ввозе на территорию РФ спирта из стран - членов Таможенного союза. Производители алкоголя обязаны будут предоставлять в налоговый орган извещение об уплате авансового платежа либо извещение об освобождении от уплаты при предъявлении банковской гарантии. Банковская гарантия, в свою очередь, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет суммы акциза в полном объеме. Кроме того, правительственные поправки уточняют порядок заполнения таких извещений и возможность их корректировки в зависимости от ситуации (изменение, отмена поставок и проч.).
Для этилового спирта, ввозимого в РФ с территории стран - членов Таможенного союза, устанавливается нулевая ставка акциза при предъявлении извещения об уплате авансового платежа или банковской гарантии.
Сильно вырастут цены на алкоголь.
Позиция правительства в повышении акцизов заключается в том, что посредством увеличения ставок по акцизам произойдет снижение потребления алкоголя. Но в действительности это приводит к росту доли нелегальной, контрафактной продукции, то есть той, по которой не уплачены акцизные ставки.

Вопрос 3. НДС экспортным операциям: понятие экспорта, нулевой ставки, документооборот, применение ставок и пени по неподтвержденному экспорту, экспорт работ (услуг).

Экспорт- таможенный режим, при кот. товары вывозятся за пределы РФ без обязательства об обратном ввозе. Экспорт облагается по ставке 0%. Объект обложения - стоимость экспортируемых товаров. Исходящий НДС по экспортным операциям не совпадает с моментом отгрузки или оплаты, а определяется по спец. правилам. Экспорт считается подтвержденным и будет облагаться по ставке 0% в последний день отчетного периода, в кот. был подан полный пакет подтвержденных документов. Это должно произойти в течение 180 дней с даты экспорта. Экспорт считается неподтвержденным, если пакет документов не предоставлен в течение 180 дней с даты экспорта. Обязательство начислить НДС возникает на 181 день с даты экспорта. База для расчета НДС определяется задним числом по курсу, действовавшему на дату экспортной отгрузки. Документы, подтверждающие экспорт:

-экспортный контракт с иностранным партнером (или его копия);

-банковская выписка, подтверждающая поступление экспортной валютной выручки в РФ;

-грузовая таможенная декларация, с отметками таможни;

-копии транспортных, товаропроизводительных документов с отметками пограничной таможни.

Исправление деклараций по НДС задним числом и перерасчет налоговых обязательств приводит к возникновению пени за просрочку уплаты налога. Пеня начисляется в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты налога, начиная со дня, следующего за последним сроком уплаты налога включительно. При вывозе Т с таможенной территории РФ налогообл-е производится в следующем порядке: при вывозе Т с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. Данный порядок налогообл-я применяется также при помещении Т под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих Т в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении Т под таможенный режим свободной таможенной зоны. При вывозе Т за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются н/пл-ку в порядке, предусмотренном таможенным закон-вом. Если иные таможенные режимы, то освобождение от уплаты налога и возврат уплаченных сумм налога не производится.

БИЛЕТ № 24

1. Издержки фирмы.

2. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговые споры: понятие и общая характеристика налоговых споров, причины их возникновения. Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.

3. Единый сельскохозяйственный налог: плательщики, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты суммы налога в бюджет. Льготные ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вопрос 1. Издержки фирмы–стоимость всех видов затрачиваемых ресурсов и услуг.

Издержки классифицируют по след критериям:

внешние и внутренние.

Внешние издержки – это затраты фирмы на покупку ресурсов на рынках – труда, земли, капитала.

Внутренние издержки – это стоимость своих ресурсов, например своя картошка для посадки у фермера, они не принимают денежное выражение, но должны быть учтены в структуре затрат, так как могли быть использованы на альтернативной рыночной основе.

К характеризующим общий уровень издержек производства относятся совокупные, постоянные и переменные издержки.

Совокупные (валовые) издержки – TC – это суммарная величина издержек, понесённых при производстве данного объёма продукции.

Постоянные (фиксированные) издержки – FC – издержки, величина которых не меняется в зависимости от объёма выпуска (плата за аренду, затраты на оборудование, зарплата администрации, страховые взносы, проценты по займу).

Переменные издержки –VC - издержки, величина кт изменяется в зависимости от объёма выпуска (покупка сырья, зарплата рабочих, электроэнергия).

Издержки, характеризующие уровень затрат на единицу продукции: средние издержки – АТС – представляют собой величину совокупных издержек, приходящихся на единицу произведённой продукции. Рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки путём деления, затем сравниваются с ценой.

Предельные издержки – МС - прирост издержек при увеличении выпуска на одну единицу продукции

Вопрос 2. Понятие и особенности нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговые споры: понятие и общая характеристика налоговых споров, причины их возникновения. Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.

Нарушение законодательства о налогах и сборах — противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена ответственность.

Ответ-ть за совершение налогового правонарушений несут орг-ции и ФЛ (с 16 лет). Никто не м.б. привлечен повторно к отв-сти за совершение одного и того же налогового прав-ния. Привлечение орг-ции к отв-ти за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соотв. оснований от админ., уг. отв-ти. Привлечение лица к отв-сти не освобождает его от обяз-ти уплатить суммы налога и пени. Лицо не м.б. привлечено к отв-ти при наличии хотя бы одного из след. обст-в: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налог. правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налог. правонарушения, ФЛ, не достигшим к моменту совершения деяния 16 лет; истечение сроков. Виновным в совершении налог. правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обст-вами, исключающими вину признаются: совершение деяния вследствие стихийного бедствия или др ЧС; совершение деяния ФЛ в болезн. состоянии и др признанные судом причины. Лицо не м.б. привлечено к отв-ти за совершение налог. правонарушения, если со дня его совершения истекли 3 г. Налог. санкция явл мерой отв-ти за совершение налог. правонарушения в виде ден взысканий. При наличии хотя бы одного смягчающего обст-ва размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза. При наличии отягчающего обст-ва размер штрафа увеличивается на 100%. Исковое заявление о взыскании штрафа с орг-ции или ИП м.б. подано налог. органом в течение 6мес после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Налоговый спор - переданный на рассмотрение компетентного органа спор двух сторон, связанный с исчислением или уплатой налогов.

Наиболее распространённые причины, при которых возникают налоговые споры, это:

· непредоставление обоснованного ответа на письменное обращение налогоплательщика по вопросу реализации его прав;

· вынесение решения о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к ответственности по результатам выездной или камеральной налоговой проверки;

· предъявление налогоплательщику требования о начислении пеней или об уплате штрафных санкций;

· направление в банк требования о приостановлении операций по счетам коммерческой компании или предпринимателя;

· неправильные исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, НДФЛ и пр. (неправомерность учета для целей налогообложения расходов в связи с их ненадлежащим документальным подтверждением или экономическим обоснованием, неправомерность применения налоговых вычетов по НДС и пр.).

Каждый нл/пл или налог. агент имеют право обжаловать акты налог. органов ненорм-го хар-ра, действия или бездействие их должн. лиц, если по мнению нл/пл или налог. агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права, а также м.б. обжалованы в вышестоящий налог. орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налог. орган не исключает права на одновременную подачу аналогичной жалобы в суд (арбитраж. или общей юрисдикции). Жалоба в вышестоящий налог. орган подается в течение 3 мес со дня, когда нл/пл узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе м.б. приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается в письменной форме соотв. налог. органу или должн. лицу. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письм. заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налог. орган.

Вопрос 3. Единый сельскохозяйственный налог: плательщики, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты суммы налога в бюджет. Льготные ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организации и предприниматели могут применять систему налогообложения в виде ЕСХН, если они (ст. 346.2 НК РФ):

производят сельскохозяйственную продукцию;

осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);

реализуют эту продукцию.

Помимо вышеназванных должно быть выполнено еще одно важное условие. Доля дохода от реализации произведенной этими налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции (включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства) должна составлять не менее 70% в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кроме перечисленных организаций на уплату единого сельхозналога могут перейти сельскохозпотребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие). Доля доходов данных кооперативов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов этих кооперативов, а также выполненных работ (услуг) для членов кооперативов должна составлять в общем объеме доходов не менее 70%.

Обратите внимание: если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70%, то в соответствии с пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщики обязаны произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций (НДФЛ), ЕСН, налогу на имущество организаций (налогу на имущество физических лиц) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Исчисление вышеназванных налогов производится в течение одного месяца после окончания налогового периода, в котором нарушено ограничение. При этом налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

· организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

· организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

· казенные, бюджетные и автономные учреждения

Организации, перешедшие на ЕСХН, не уплачивают:

· налог на прибыль;

· налог на имущество;

Индивидуальные предприниматели не уплачивают:

· НДФЛ в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

· налог на имущество физ лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

Объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При расчете налоговой базы доходы и расходы определяют нарастающим итогом с начала года.

Налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

Налоговая ставка 6%.

Налог рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку налога.
Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, отчетным периодом — полугодие.
Сумма авансового платежа по налогу перечисляется в бюджет не позднее 25 июля (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, перечисляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9 НК РФ).

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 0 процентов.

БИЛЕТ № 3

1. Теория потребительского поведения.

2. Компетенция арбитражных судов (подведомственность и подсудность дел Арбитражного суда).

3. Страховые взносы: тарифы, порядок и сроки уплаты, порядок предоставления отчетности. Контроль за уплатой страховых взносов.

Наши рекомендации