Вопрос 2. Инновационное предпринимательство.
Инновационное предпринимательство- особый новаторский процесс, в ходе которого разрабатывается и создаётся нечто новое. Это постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, готовность предпринимателя брать на себя весь риск, связанный с осуществлением нового проекта или с улучшением существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность.
Три основных вида инновационного предпринимательства:
· инновация продукции;
· инновация технологии;
· социальные инновации.
Инновация продукции - процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объёма получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.
Инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь даёт возможность увеличить объём прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.
Социальные инновации - это общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяют возможности на рынке рабочей силы, мобилизуют персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляют доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить несколько моделей инновационного предпринимательства:
1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создаётся и (или) осваивается внутри фирмы её специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;
2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является вторая модель, когда фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Относительно редко используется первая модель, что объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки». В России использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоятельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение «портфелей заказов» научных организаций.
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной деятельности. В отличие от крупных малые инновационные предприятия более подвержены риску, поэтому их обычно называют «рисковыми» предприятиями. Такое положение обусловливается, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых предприятий от изменений внешней среды.