Государственный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900 – 1914 гг.).
Врезультате революции 1905-1907 гг. произошли изменения в гос. системе самодержавной России. В результате первой русской революции был сделан первый шаг превращения Российской империи по форме правления в конституционную монархию. Эти изменения в форме правления были закреплены в «Основных законах Российской империи - от 23 апреля 1906 г. После революции исполнительная власть принадлежала императору, который был вправе издавать указы, необходимые для исполнения законов, повелений, назначать все высшие должностные лица, утверждать законопроекты, осуществлять судебную власть. Император осуществлял свою власть через Совет министров, который был реорганизован в исполнительно-распорядительный орган, министерства, главные управления и губернаторов на местах.
Законодательную власть император делил с преобразованным в законодательный орган Государственным Советом и новым гос.органом — Государственной Думой, которые были палатами парламента. Эти органы созывались и распускались императором.
В компетенцию парламента входили:издание, изменение и отмена законов;
государственная роспись доходов и расходов; утверждение отчетов об исполнении государственного бюджета; разрешение государственных займов и др.
Государственный Совет отличался от Государственной Думы порядком комплектования, составом и сроками полномочий. Половина Гос. Совета назначалась императором, а вторая избиралась. В Гос. Совет могли быть избраны лица, достигшие возраста 40 лет, несудимые, со средним образованием. Члены Гос. Совета, назначенные императором, утверждались на 1 год, а избранные члены выбирались на 9 лет с перевыборами каждые 3 года на треть членов.
В отличие от Гос. Совета Гос. Дума была общероссийским представительным органом и формировалась исключительно на основе выборов, которые были неравными, непрямыми и не всеобщими. Для выборов в Гос. Думу устанавливались губернские и городские избирательные округа, на которых губернские и городские избирательные собрания выбирали членов Государственной Думы. Губернские и городские избирательные собрания состояли из выборщиков. Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям, явное преимущество имели эксплуататорские классы. Выборщики губернских избирательных собраний избирались по таким куриям, как:
1) курия уездных землевладельцев —2) курия городских избирателей — лица, которые владели недвижимостью в городах, владели торгово-промышленными предприятиями;
3) курия волостных представителей — крестьяне, которые принадлежали к сельским общинам;
4) курия рабочих— уполномоченные от предприятий, введенная 11 декабря 1905 г.
При этом не обладали избирательными правами женщины, мужчины, не достигшие возраста 25 лет, учащиеся и студенты, военнослужащие действительной службы.
В период с 1905-1907 гг. было созвано 3 Государственные Думы, различные по своему составу. Первая Гос. Дума (27 апреля — 8 июля 1906 г.) просуществовала 72 дня и была распущена 9 июля 1906-царизм недолго терпел оппозиционную Г. Думу. 2-я Гос.Дума (20 февраля — 3 июня 1907 г.) была распущена в результате обвинения их в подготовке гос.переворота. В нарушение Основных гос. законов 1906 г. ,запрещавших царю единолично изменять избирательное право, Николай 2 принимает новый закон, где урезаны права трудящихся. 3 -я Гос. Дума, деятельность которой связана с именем П.А. Столыпина, была созвана в результате изменения императором избирательного закона. Произведя Гос. пере-ворот царь продемонстрировал , что он может изменить закон, игнорируя Думу. Продолжающееся революционное движение в стране исключало для царизма возможность отказа от Думы, создавая видимость участия народа в гос. жизни страны. Следом произошла реорганизация Гос. совета, его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, вторая была выборной.( трудящиеся попасть не могли). Законопроект из Думы поступал в Госсовет, который мог отклонить его. Если обе палаты были согласны с законопроектом окончательное решение принадлежало царю. Наивно полагать, что в лице Гос. Думы в России появился парламент. Министры назначались и увольнялись царем, перед Думой они не отчитывались, от нее зависели. Фактически царь демонстрировал, что с Думой он не считается.