Понятие, принципы и правовое регулирование социального обслуживания
В настоящее время в науке права социального обеспечения общепризнанно, что социальное обслуживание является одним из видов социального обеспечения, предоставляемого в натуральной форме.
В юридической литературе предлагается определять социальное обслуживание в двух взаимосвязанных аспектах: как экономическую и как правовую категорию. Вместе с тем, в теории права социального обеспечения сложилось два подхода к определению рассматриваемого понятия. В широком смысле под социальным обслуживанием понимаются все виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральной форме, а в узком – социально-бытовые услуги.
Легальное определение социального обслуживания закреплено в норме ст.1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 –ФЗ от 15.11.1995 г. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Принципы социального обслуживания, т.е. исходные начала, общие идеи правового регулирования, необходимые для правильного толкования и применения правовых норм соответствующего института права социального обеспечения, закреплены в норме ст. 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности, предполагающим оказание услуг только наиболее нуждающимся в них, по мнению законодателя, лицам (инвалидам, несовершеннолетним);
2) доступности, направленным на создание возможностей беспрепятственного осуществления права на соответствующий вид социального обеспечения, без каких-либо препятствий и в кратчайшие сроки;
3) добровольности, гарантирующим оказание социальных услуг только тем лицам, которые выразили соответствующее волеизъявление;
4) гуманности, требующим уважительного отношения к получателям социальных услуг;
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, обусловленного необходимостью социальной поддержки лиц, неспособных в силу возраста самостоятельно себя защищать;
6) конфиденциальности, обязывающим не разглашать сведения личного характера, ставшие известными социальным работникам, и составляющими их профессиональную тайну;
7) профилактической направленности, связанным с проведением мероприятий, позволяющих избежать негативных последствий наступления трудной жизненной ситуации.
Вопрос о правовом регулировании социального обслуживания является дискуссионным в юридической литературе. В связи с тем, что в ряде случаях социальные услуги не имеют алиментарного характера, подлежат частичной или даже полной оплате, исследователями высказывается предположение о том, что к отношениям по социальному обслуживанию применяются не только нормы права социального обеспечения, но и гражданско-правовые нормы, посвященные договору возмездного оказания услуг, правам и гарантиям потребителей. В основе этого мнения лежит довод, согласно которому бесплатно услуги предоставляются только для гражданина, а реально они оплачиваются из бюджетных средств. При изучении этого вопроса необходимо проанализировать имеющиеся точки зрения и аргументировать собственную позицию, базируясь на знаниях о предмете права социального обеспечения и предмете гражданского права.
Особенностью правового регулирования социального обслуживания является,
во-первых, наличие общего нормативного правового акта, установившего основы правового регулирования социального обслуживания населения в Российской Федерации - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Однако указанный федеральный закон не имеет приоритета по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения по социальному обслуживанию;
во-вторых, действует ряд федеральных законов о социальном обслуживании, различающихся по кругу лиц, в отношении которых соответствующий закон применяется: Федеральный закон от 04.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 20.07.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный закон от 17.05.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
в-третьих, поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, согласно подп.ж) п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то в силу ст.21 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе обеспечение реализации указанного Федерального закона, определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности. В связи с этим, следует обратить внимание на то, что порядок осуществления социального обслуживания, размер оплаты социальных услуг, регулируются в настоящее время законодательством субъектов Российской Федерации.