Юристы в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности их проф.деятельности.

Основные виды деятельности юриста: --организационно-правовая – реализация требований законов Российской Федерации и других нормативных актов в ходе организационной, производственной и иных видов деятельности; контроль за соблюдением законодательства, юридическое консультирование; оказание в установленных пределах помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; --организационно-управленческая – осуществление организационно-управленческих функций в органах государственной власти, в органах местного самоуправления; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов, распространение правовых знаний. Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами). При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Структура исполнительной власти --органы исполнительной власти; --государственные служащие;--юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц; Признаки исполнительной власти--является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;--является проводником государственной политики в жизнь;--подзаконна по своему характеру и задачам;--объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;--её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;--является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера. Функции исполнительной власти--подзаконодательное регулирование;--осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;--административное правоприменение;--осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;--административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;--охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;--информационное обеспечение органов государственной власти. Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации. Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов. Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве: 1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему; 2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; 3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой); 4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.5) Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и и должностных лиц. Особенности профессиональной деятельности юристов: Под этим углом зрения перейдем к более подробному рассмотрению данной проблемы. Итак, основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются: - правовая регламентация (нормативность) профессионального по­ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга­нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую­щих в правоприменительной деятельности; - властный, обязательный характер профессиональных полномо­чий должностных лиц правоохранительных органов; - экстремальный характер правоохранительной деятельности мно­гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.; -нестандартный, творческий характер труда юриста; -процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохрани­тельных органах, государственно-правовых структурах.





25. Юристы в гос.организациях, учреждениях, предприятиях.

Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства. Основными задачами, которые возлагаются на юридическую службу: а) укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия; б) активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально - экономического развития; в) обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины; г) защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся; д) правовое воспитание трудящихся. Основные обязанности юридической службы:

1. проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера; 2. осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства; 3. подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии; 4. участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины; 5. рганизация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров; 6. организация и ведение претензионно - исковой работы;

7. участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этой задолженности; 8. осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству; 9. представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов; 10. обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков; 11. участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию; 12. консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия; 13. участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия; 14. подготовка с участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иных правонарушениях для передачи следственным органам и товарищеским судам, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию; 15. организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.

Работники юридической службы правомочны: 1. проверять соблюдение законности в деятельности предприятия в целом, а также в его отдельных структурных подразделениях;

2. требовать в случаях необходимости от руководителей и иных должностных лиц соответствующую документацию; 3. с согласия руководства привлекать соответствующих работников для оказания помощи в осуществлении мероприятий, проводимых юридической службой. При выполнении своих должностных обязанностей работники юридической службы используют различные формы и методы: - проверяют соответствие законодательству всех правовых документов, в том числе проектов приказов, передаваемых на подпись руководителю предприятия; если эти документы не противоречат закону, юрисконсульт их визирует; участвуют в работе по заключению хозяйственных договоров; - представляют интересы предприятия в общих, арбитражных и третейских судах; - консультируют руководство, профсоюзные комитеты предприятий по вопросам применения трудового, финансового, гражданского и другого законодательства; - вносят предложения своему руководству об изменении или отмене устаревших приказов; - ведут пропаганду законодательства в трудовом коллективе, информируя рабочих и служащих о новом законодательстве, и выполняют другую юридическую работу. В своей повседневной деятельности работники юридической службы государственных предприятий зачастую участвуют в предупреждении хищений имущества, приписок, должностной халатности и других правонарушений. Эта работа осуществляется ими в основном в следующих формах: - участие в проверках соблюдения законодательства об охране собственности; - разработка мероприятий по предупреждению хищений и бесхозяйственности совместно с другими службами предприятий (бухгалтерией, отделом сбыта, технологическими лабораториями и т.д.); - оформление материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпусках недоброкачественной продукции для передачи их в следственные или судебные органы; - участие в работе по возмещению ущерба, причиненного предприятию; - участие в работе по обеспечению требований законодательства о списании материальных ценностей. Следует обратить внимание на классификацию форм организации юридической службы: а) юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты. б) выполнение юридических функций по совместительству. Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно. в) юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов. г) выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности. д) юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа. Суть такой формы состоит в том, что юридическая служба вышестоящей организации систематически или в отдельных случаях проводит правовую работу на безвозмездных началах. Юридическая служба предприятий доказала необходимость своего существования. В настоящее время ее роль в хозяйственной деятельности высока. И нет сомнений в том, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.

Роль юриста в организациях

обеспечения законности в деятельности организации: проведение юридической экспертизы проектов локальных нормативных актов организации путем предварительной проверки соответствия действующему законодательству решений общего собрания акционеров и совета директоров, приказов, распоряжений, инструкций, других организационно-распорядительных документов, подготавливаемых в организации, а также участие в необходимых случаях в подготовке этих документов;

подготовка предложений с участием заинтересованных служб о признании утратившими силу или об изменении локальных нормативных актов в связи с изменением действующего законодательства;

обеспечение систематизированного учета локальных нормативных актов организации.

ПОЛОЖЕНИЕ о юридическом отделе организации 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Юридический отдел (далее - отдел) является структурным подразделением организации. 1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя (его заместителя по соответствующему направлению) 1.3. Работники отдела назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения руководителя (его заместителя по соответствующему направлению) по представлению начальника отдела. 1.4. Юридический отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и нормативными актами субъекта РФ, учредительными документами и локальными актами предприятия, указаниями вышестоящего руководства, а также настоящим положением. 2. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ 2.1. Структуру и штаты отдела по представлению начальника отдела утверждает руководитель организации. 2.2. Руководство службой осуществляет начальник отдела. 2.3. В состав отдела входят специалисты по: социально-трудовым вопросам: административным вопросам; гражданскому законодательству; процессуальному законодательству; 2.4. К решению разовых задач начальник отдела вправе предлагать вышестоящему руководству привлекать нештатных специалистов или организации на договорной основе.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА 3.1. Правовое обеспечение деятельности организации и отстаивание ее законных интересов. 3.2. Сопровождение договорной и претензионно-исковой деятельности организации. 3.3. Осуществление правовой экспертизы локальных актов организации. 3.4. Консультирование должностных лиц и работников организации по юридическим вопросам.

4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА 4.1. Осуществляет юридическую экспертизу писем, гражданско-правовых договоров и соглашений, заключаемых организацией с контрагентами. 4.2. Проводит подготовку к заключению гражданско-правовых договоров. 4.3. Участвует в переговорах с контрагентами предприятия по заключению договоров и соглашений.4.4. Отстаивает интересы организации в установленном законодательством порядке. Ведет претензионно-исковую работу организации, готовит иски, отзывы, жалобы и передает их в судебные органы. 4.5. Ведет работу по исполнению судебных актов в интересах организации. 4.6. Участвует в переговорах по социально-трудовым вопросам между предприятием и государственными органами власти, органами местного самоуправления, работниками организации. 4.7. Участвует в переговорах по социально-трудовым спорам. 4.8. Участвует в переговорах по обсуждению и заключению коллективного договора между работодателем и работниками организации. 4.9. Готовит проекты и/или проводит юридическую экспертизу локальных нормативных актов организации. 4.10. Осуществляет мониторинг действующего законодательства РФ в части, касающейся деятельности организации. По заданию вышестоящего руководства готовит справочные материалы по вопросам действующего законодательства. 4.11. Консультирует руководство, должностных лиц и работников организации по юридическим вопросам. 4.12. Самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями организации готовит предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других актов организации. 4.13. Осуществляет методическое руководство деятельностью других структурных подразделений по юридическим вопросам. 4.14. Ведет в рамках своей компетенции делопроизводство, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи. 4.15. Осуществляет организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела. 4.16. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения. 4.17. Проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела. Возложение на юридический отдел функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.

5. ПРАВА ОТДЕЛА Юридический отдел для решения возложенных на него задач имеет право: 5.1. Давать рекомендации руководству и должностным лицам организации по юридическим вопросам. 5.2. Возвращать исполнителям на доработку документы, противоречащие законодательству Российской Федерации. 5.3. Вносить на рассмотрение руководству организации предложения о разработке локальных нормативных документов организации. 5.4. Получать для ознакомления и юридической экспертизы документы, поступающие в организацию на бумажных и магнитных носителях, а также по электронной почте. 5.5. Получать от подразделений организации документы, необходимые для работы отдела. 5.6. Участвовать в переговорах и вести переписку с контрагентами организации, государственными органами власти, органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции отдела. 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ 6.1. В процессе производственной деятельности организации отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями: 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела. 7.2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями. 7.3. Начальник и другие сотрудники юридического отдела несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов, актов и документов законодательству Российской Федерации.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА 8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач. 8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей. Начальник юридического отдела

юрисконсульт в организации1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность юрисконсульта в организации.1.2. Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя организации.1.3. Юрисконсульт непосредственно подчиняется 1.4. На должность юрисконсульта предприятия принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее одного года. 1.5. Юрисконсульт должен знать: законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность в организации; методические и нормативные материалы по правовой деятельности; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое законодательство;экологическое законодательство; порядок заключения и оформления хозяйственных, коллективных договоров, тарифных соглашений; порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий; основы экономики, организации труда, производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Примечание. Функциональные обязанности юрисконсульта определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности начальника юридического отдела и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств.

Юрисконсульт организации: 2.1. Выполняет работу по соблюдению законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов. 2.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов. 2.3. Принимает меры к изменению или отмене правовых актов предприятия, изданных с нарушением действующего законодательства. 2.4. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации, а также по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв организации. 2.5. Представляет интересы организации в суде, арбитражном суде, в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел. 2.6. Участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений в организации.2.7. Ведет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практике заключения и исполнения хозяйственных договоров, разрабатывает предложения об улучшении контроля соблюдения договорной дисциплины по поставкам продукции, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации. 2.8. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации. 2.9. Подготавливает заключения по предложениям о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности. 2.10. Осуществляет контроль соблюдения в организации установленного законодательством порядка сертификации продукции, приемки товаров и продукции по количеству и качеству. 2.11. Организует систематизированный учет, хранение, внесение принятых изменений в законодательные и нормативные акты, поступающие в организацию, а также издаваемые его руководителем, обеспечивает доступ к ним пользователей на основе применения современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. 2.12. Обеспечивает информирование работников организации о действующем законодательстве, а также организацию работы по изучению должностными лицами организации нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности. 2.13. Осуществляет консультирование работников по правовым вопросам.

3. ПРАВА Юрисконсульт в организации имеет право: 3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися деятельности возглавляемого отдела. 3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей. 3.3. Взаимодействовать с руководителями других структурных подразделений организации. 3.4. Подписывать (визировать) документы в пределах своей компетенции. 3.5. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. 3.6. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию юрисконсульта. 3.7. Представлять интересы организации в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, в государственных органах, сторонних учреждениях и организациях, общественных организациях по вопросам правовой защиты интересов организации. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Юрисконсульт в организации несет ответственность за: 3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством. 3.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ. 3.3. Причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством РФ. 3.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации, - в соответствии с действующим законодательством РФ. 5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ 5.1. Режим работы юрисконсульта определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

Наши рекомендации