Источники финансирования проекта и состав оплачиваемых работников Центра
Предполагается штатный, добровольческий и привлечённый персонал Центра.
К числу штатных сотрудников Центра относятся все менеджеры ЦГВ вместе с директором.
На момент открытия в Центре будут работать полный рабочий день 3 человека: директор Центра, оператор приёма, координатор по работе с волонтерами.
Директор осуществляет общее руководство центром, распределение заявок, ведет прием граждан.
Постепенно, в срок до 31.03.2012 г., планируется переход на полноценную модель Центра численностью 6 чел.: директор Центра, юрисконсульт, системный администратор, оператор приёма, психолог, координатор по работе с волонтерами.
Основа финансирования – местный средний бизнес (до 70%) и образовательные учреждения (до 30%), господдержка, но следует отметить, что статус Центра должен оставаться неполитизированным.
Мотивация инвесторов - представителей бизнеса:
- продвижение и повышение имиджа коммерческой или некоммерческой организации (при участии в программе Центра в качестве волонтеров или спонсоров),
- возможность развития социально - ориентированного бизнеса,
- прямой контакт с местной потребительской аудиторией,
- полезные контакты и возможность работы в рамках проектов Комитета гражданских инициатив и Фонда Алексея Кудрина.
На перспективу - предполагается участие в программах государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, участие в получении грантов, но, в данном случае, необходимо понимать, что доходы бюджета Челябинской области составляет 92,6 млрд., расходы - 102 млрд., дефицит бюджета 9 млрд. (28.06.12). Ограничения бюджета предполагают, что нелогично рассчитывать на крупное финансирование, необходимо начать с решения локальных вопросов собственными силами.
Потребности в офисе, материально-техническом и хозяйственном обеспечении
Предполагается аренда помещения в офисном центре в центре города площадью 50-60 кв. м. Ставка арендной платы - в среднем, 450 руб./кв. м. Часть мебели и оргтехники будут предоставлены представителями бизнес-структур в безвозмездное пользование. Часть будет закупаться дополнительно. Минимальный объем мебели и оргтехники: 3 стола, 3 компьютера: 1 стационарный, остальные - допускаются ноутбуки, принтер, 6 стульев, телефонный аппарат на 2 трубки, сотовый аппарат для приема звонков при занятости линии, а также для проведения массовых рассылок. Диванов, кулеров пока не предполагается. Основные статьи расходов для материально-технического обеспечения указаны в Приложении 1 (раздел «Бюджет и целевые показатели).
Также рассматривается возможность технической поддержки со стороны университета-партнера: аудитории, оборудование, лекционные залы для он-лайн тренингов, проведение лекций, информационных встреч.
Местоположение Центра
По опыту создания общественных приемных можно сделать вывод, что экономия на местоположении существенно снижает клиентопоток (около 50%) и увеличивает количество недовольных граждан, ввиду отсутствия транспортной доступности центра. Предполагается аренда помещения в офисном центре в центре города. (Бизнес центр «Урал» на Проспекте Ленина, 55А). Из плюсов: шаговая доступность, невысокая ставка арендной платы, в сравнении с аналогичными центрами, наличие необходимой инфраструктуры на этаже (столовая, туалеты и.т.п.), что сокращает затраты на аренду неэффективных площадей. Из минусов центра можно отметить только ограниченность парковочных мест, иногда наблюдается перегруженность лифтов (здание из 16 этажей) и ограничены возможности размещения большой вывески.
Модель Центра
На первоначальном этапе выбран эконом-вариант приемной со штатом из 3 сотрудников. Предполагается арендовать 2-комнатное помещение площадью 50-60 кв. м.
Дизайн и интерьеры Центра
Интерьер центра должен привлекать, но быть без излишеств, в сдержанных светлых тонах, основной принцип центра – опрятность, универсальность, комфорт, профессионализм. При приходе в центр хорошо должны чувствовать себя как малообеспеченные граждане, так и люди с высоким политическим статусом. Предполагается использовать утверждённый фирменный стиль как единую систему визуально-коммуникативных средств и предметов: баннер КГИ и государственную символику. Также необходима карта города, для удобства рассмотрения обращений и планирования логистики, небольшой ящик для заполненных карточек проблем и анкет оценки результатов деятельности центра. Можно также сделать фотоальбом/фото в рамках для наглядной демонстрации команды волонтеров и участия в крупных социально значимых проектах. Также необходимо сделать вывеску, чтобы центр можно было найти, проходя по улице, а также дополнительные указатели внутри самого центра. Допускается размещение листовок НКО-партнеров, но в разумных пределах. Необходимо неукоснительно соблюдать фирменный стиль и дресс-код, но чтобы не было отторжения и ассоциации у обратившихся граждан с бюрократическим аппаратом.
Основными помещениями типового офисного модуля ЦГВ являются: холл (для ожидания посетителей), основная приёмная (где работают менеджеры приёма), информационный зал/переговорная (где обслуживаются клиенты с простыми информационными запросами).
Технические и вспомогательные помещения ЦГВ: санузел для посетителей, санузел для персонала, склад (подсобное помещение), кухня-столовая – не предусмотрены, ввиду расположения в бизнес-центре с имеющейся инфраструктурой на этаже.
Статус Центра
Центр в Челябинске будет создаваться на базе уже действующего НКО Фонд общественного развития «Южный Урал». В связи с этим, необходимо в уведомительном порядке сообщить об открытии центра в уполномоченные органы. Юридическим собственником НКО, на базе которой организуется центр, является физическое лицо. Реально центр будет подотчетен учредителям (членам КГИ и инвесторам, а также частично университету города).
Виды услуг центра, какие нужды населения будет удовлетворять центр. Какую конкретную помощь, и какими силами вы будете оказывать? Какую информацию, и по каким темам вы будете предоставлять населению? Какой максимальный объём помощи вы способны оказать и как сделать так, чтобы спрос на ваши услуги не превысил ваше предложение?
Выбор областей деятельности ЦГВ Челябинска выбирался, исходя из специфики региона, а также наличия систематических насущных проблем региона:
- рост тарифов на энергоносители, ЖКХ;
- экология, Челябинск – основной металлургический центр (такие нашумевшие дела, как утечка брома, нарушение требований норм выбросов вредных веществ в атмосферу, накопление на территории области бытовых и промышленных отходов, ПО «Маяк», Челябинский городской бор, превышение уровня шума летательных аппаратов).
- обветшание домов (нашумевший по всей России поселок Роза).
- разрушение исторических памятников;
- обеспечение жильем малоимущих семей и молодежи;
- нехватка мест в детских садах;
- наркомания, аборты, подростковая преступность и.т.п.
Также принято решение придать Центру широкий охват деятельности, чтобы поддержать его конкурентоспособность.
Исходя из этого, предполагается сориентироваться на следующих направлениях:
Штабные услуги центра:
1. «Совет и защита» прав граждан, консультирование социального, политического, экономического характера (около 50% времени центра):
- юридические консультации: основное направление - просвещение граждан в жилищно-коммунальной сфере (например, проблемы, связанные с необходимостью ремонта помещения по вине жилищно-коммунальных служб; проблемы, вызванные соседством офисов, магазинов и тому подобных организаций; проблемы, связанные с отоплением, и сложности с ремонтом лифтов и.т.п.); проект «Управдом»; защита прав личности (ребенка); проблемы нарушения трудового и пенсионного законодательства; защита прав потребителей; защита прав граждан и противодействие произволу недобросовестных сотрудников правоохранительных органов; вопросы безопасности; имущественные вопросы (жилищные и земельные);
- консультирование в сфере малого и среднего бизнеса: консультационная помощь в открытии собственного бизнеса, консультирование по финансовым организациям, по правилам получения кредитных средств и.т.п., получении грантов, защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции и рейдерства; защиты прав граждан в трудовых спорах с работодателями.
2.Информирование, по интересующим граждан вопросам социального, политического, экономического характера (около 20% времени центра): повышение правовой грамотности населения: как сделать выбор, куда идти, к кому обратиться; оказание содействия гражданам в оформлении документов социально-правового характера; помощь в направлении запросов в государственные органы власти, органы местного самоуправления, иные организации для получения информации о деятельности этих органов и организаций, либо для разрешения ими конфликтной ситуации.
3. Прием от граждан и организаций перспективных предложений и проектов по развитию региона для рассмотрения профильными экспертами на КГИ г. Челябинска (около 5% времени Центра)и, в случае одобрения проекта, передача его на вышестоящий уровень, КГИ, г. Москва (бюджетное планирование, муниципальное управление, изменения в действующие нормативные акты, экологические вопросы, туризм и.т.п.)
4. Образование и работа с молодежью, культура (около 20% времени центра):создание новых культурных и досуговых пространств; социально-педагогическая работа по месту жительства с опорой на тимуровские проекты.Проведение образовательных мероприятий и спецкурсов с периодичностью не реже 1 раза в месяц: «1 час с известным человеком» (общение волонтеров со значимым лидером в регионе с возможностью задать интересующие вопросы – не реже 1 раза в месяц); «Основы предпринимательства», «Курсы лидерства». Проведение на площадке ЦГВ-Челябинск других самостоятельных проектов Комитета, таких как «Школа новой власти» (заявитель Н. Шевшукова), «Молодые лидеры России» (заявитель С. Цыпляев), Клуб «Открытый форум» (заявитель М. Урнов и В. Касамара)
5. Мониторинг систематических проблем и общественный контроль (около 10% времени центра):
Выявление и систематизация проблем, волнующих жителей. Проведение независимых сетевых расследований силами журналистов-любителей, блогеров, выездные рейды:
- Экологические вопросы
- Содействие деятельности муниципалитетов в решение вопросов местного значения;
- Общественный контроль за работой управляющих компаний в сфере ЖКХ.
6. Оказание моральной поддержки гражданам(психологическая помощь и поддержка, около 10% времени центра)
7. Несистематические проекты: организация наблюдения за выборами в период избирательных кампаний.
Услуги 1,2,4,5,6 оказываются, по возможности, профессиональными юристами/экономистами/психологами и т.д., в зависимости от степени сложности вопроса/проблемы. По общим проблемам 2,3,4,5,6,7 вести прием могут общественные волонтеры, студенты, прошедшие предварительную стажировку у специалиста. В случае проблемы высокой степени сложности будет рассматриваться привлечение специалиста подходящей квалификации (условия сотрудничества обговариваются со специалистом).
Отдельно выделим специализации волонтеров-студентов: ЖКХ, социальная защита, трудовые споры, защита прав потребителей, экология, помощь больным детям (и взрослым) и людям с ограниченными возможностями, бытовые и семейные юридические консультации, защита прав личности, предотвращение насилия в семье, поиск пропавших людей, культурное и досуговое развитие города, психологическая поддержка.
Актуальность специализаций объясняется в особом внимании Центра к студенчеству – социально и психологически уязвимой группе населения. Студенты остро нуждаются в разносторонней помощи и поддержке, т.к. период студенчества – крайне важный этап становления взглядов, убеждений, мотивов личности, именно в эти годы вчерашний ребенок входит во взрослый мир, полный новых проблем, задач, трудностей, с которыми ранее студенту не приходилось сталкиваться. Особенно сложно иногородним студентам, вынужденным самостоятельно справляться с новой жизнью и статусом. Тесное сотрудничество с ведущими вузами города позволяет расширить круг возможных направлений и способствовать развитию поколения общественных лидеров.
Дистанционные услуги:
1.Волонтерская помощь и социальный блок (около 10% времени центра):
- помощь больным детям и людям с ограниченными возможностями, поддержка пенсионеров;
- оказание помощи пострадавшим в результате экологических, промышленных и иных катастроф, терактов, социальных, национальных, религиозных и иных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам, вынужденным переселенцам и т.п., помощь в восстановлении исторических памятников.
- благоустройство города: проект "Чистый двор".
2. На базе Центра предусмотрено создание телефонной службы поддержки – «горячей линии» по оказанию психологической и моральной поддержки нуждающимся (около 10 % времени центра). При достижении ЦГВ предпроектных мощностей рассматривается возможность привлечения сотрудников, постоянно занятых на телефонной службе.
Ожидается, что одновременно все услуги сразу центр осуществлять не сможет, поэтому выше указаны приоритеты в направлениях деятельности, в % соотношении. В планах центра, помимо консультирования и информирования, обязательно 1 раз в месяц реализовывать 1 социально значимый проект и проводить 1 обучение и участвовать в общественно-политическом событии. (см. приложение 1. Бюджет, раздел Целевые показатели работы и оценка эффективности деятельности).
Превышение спроса над предложением будет компенсироваться расширением Центра с апреля 2013 г. и сотрудничеством с местными НКО, а также мультиплицированием.
14. Уникальность предложения Центра.
Уникальность центра состоит в том, что центр решает широкий круг задач, аналогов таких центров практически нет:
1.Центр – неполитический и непартийный проект, что существенно повышает доверие населения к нему.
2.Решает широкий спектр задач, нацелен на результат и реальные дела – решение проблемы, таким образом, наиболее важно использовать все возможности, чтобы помочь конкретному человеку в его вопросах, проблемах, может быть, даже в беде.
3.Предполагается создание Центра как социальной службы при поддержке крупного университета Челябинска с частичным использованием его технических возможностей и ресурсов.
4.Центр выступает как платформа для формирования творческих лидеров для семьи, района, города, региона, страны. Формирование кадрового резерва активных молодых специалистов. Подготовка специалистов под заказ и специфику региона.
5. Выступает как площадка для выявления и систематизации проблем, волнующих жителей, принцип работы – «снизу вверх». Предполагается анализ всего массива обращений, чтобы выявлять те проблемные точки, которые требуют системных решений на общегосударственном, на региональном уровне.
6.Как площадка социологических опросов: например, мониторинг и факторы желания и нежелания жить в городе Челябинске.
7. Предполагает беспрецендентный обмен опытом с другими регионами – внедрение наиболее успешных проектов.
Первичные проекты, на которых планируется сконцентрироваться: юридическая помощь и поддержка, консультации и информирование.
Сравнительная характеристика центра от других проектов:
Региональные приемные Челябинской области при Агентстве стратегических инициатив | Общественная приемная Челябинской области при Президенте РФ или приемные депутатов | Ройзман, «Фонд-Город без наркотиков» | Американские сообщества | |
плюсы | - наличие финансового и информационного ресурса, четко прописанного плана работы и взаимодействия - образование и просвещение граждан (высокого уровня обучающие программы с привлечением профильных специалистов) | - наличие финансового ресурса; - наличие административного ресурса, реальных возможностей повлиять на ситуацию | - наличие сильной команды с высокой социальной ответственностью за результат; - качественное публичное освещение результатов: доклады о результатах деятельности, задействованы СМИ, сайт, социальные группы | - четко налаженная система работы; - финансирование и гранты; - обмен опытом между странами и специалистами; - большой банк решенных проблем. |
минусы | - принцип работы – от сверху-вниз (от центра - в регионы), верх ставит задачу, низ - выполняет; - нацелены, в основном, на рассмотрение глобальных задач, не решает локальные проблемы, риск того, что предлагаемые проекты впоследствии так и останутся на бумаге | - формальный подход к решению вопросов: нет нацеленности на результат, как показывает статистика, не более 20% обращений решено положительно; - основная цель – пиар конкретного депутата при решении конкретного вопроса | - узкая специализация; - чрезмерная сконцентрированность на лидере фонда | - сложность мультиплицирования к российской действительности; -непонимание российской региональной специфики. |
Союзники и местные НКО.
Первоначально планируется в срок до 20.10.2012 г. произвести информирование крупнейших некоммерческих организаций региона, соответствующих специфике деятельности, о Центре (личные встречи, рассылка по почте) и формирование пула из сторонников, заключение договоров о сотрудничестве с 10-20 НКО, такими как: общество «Знание»; ассоциация «ГОЛОС», «Трезвей»; «Держись», благотворительный экологический фонд «Моя планета», Общественное движение «Искорка», «Клуб волонтеров Челябинска», Зоозащитная организация «Потеряшка» и другие.
Помимо НКО, предполагается сотрудничество с юридическими лицами по отдельным направлениям деятельности центра: Банки (УБРИР, ВТБ24, УРАЛСИБ, Сбербанк и.т.п.)
Торговые центры (Фокус, ТРК Магнит и.т.п.), в частности, по реализации совместных волонтерских проектов и распространению паспортов проблем.
Также планируется проведение переговоров с лидерами интернет-сообществ и участников КГИ для участия в проектах по мониторингу систематических проблем, а также размещению и огласке достигнутых результатов по решению проблем впоследствии: ЛентаЧел, MediaЗавод, Уралпрессинформ, «Актуально», «Новый Регион» и.т.п.