Тема 1. Введение в римское право

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

Кафедра гражданского права

РИМСКОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900 Юриспруденция

ВОРОНЕЖ

2011

Автор: Минина Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия, доцент

Рецензенты:

  1. Андреев Ю. Н.– доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия, судья Воронежского областного суда
  1. Сорокина Ю. В.– доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Воронежского государственного университета

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция .

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № __ от ___ ________ 2011 г.) .

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия ___ ___________2011 г., протокол № ___ .

© Российская академия правосудия, 2011 .

© Минина, Н., В., 2011 .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………………………..7

Тематические планы …………………………………………………………………………….8

Программа курса………………………………………………………………………………..10

Планы семинарских занятий …………………………………………………………………..20

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ..............................................................50

Контрольные задания ………………………………………………………………………….56

Литература ……………………………………………………………………………………...60

Вопросы для подготовки к зачёту …………………………………………………………….68

ВВЕДЕНИЕ

Римское право, являясь значительной частью исторического наследия античной цивилизации, изначально приобрело статус классической учебной дисциплины и изучается в виде отдельного теоретического курса, а также в рамках истории государства и права зарубежных стран.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 г. № 464) учебная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла обучения студентов 1 курса заочной формы обучения по направлению 030900 Юриспруденция.

Целью данной дисциплины является формирование системы теоретических знаний и практических навыков в сфере публичного и главным образом частного права на примере наиболее развитой правовой системы прошлого.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· сформировать у студентов представление о

– формировании и развитии правовой системы Древнего Рима;

– рецепции римского права в Западной Европе;

– значении римского права для современного юриста;

· привить студентам следующие умения и навыки

– работы с источниками римского права;

– использования оригинального понятийного аппарата;

– анализа основных юридических конструкций и формул.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать:

– содержание понятий «римское публичное право» и «римское частное право»;

– систему источников римского права;

– основные институты семейного и наследственного права;

– содержание и специфику системы вещных прав;

– систему римских обязательств;

· уметь:

– различать основные институты римского права;

– определять их признаки и особенности;

– анализировать и моделировать ситуации;

– разрешать казусы с использованием источников;

· владеть:

– навыками работы с источниками римского права (извлечения из текста необходимой информации и умениями правильно формулировать ее);

– умениями решения практических казусов (задач).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения по дисциплине «Римское право» предъявляются следующие компетенционные требования:

· формирование общекультурных компетенций:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь (ОК-4); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· формированиепрофессиональных компетенций:

– в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

– в педагогической деятельности: способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Дисциплина включает в себя 14 тем, распределённых по трём смысловым блокам учебного материала: в первом последовательно рассматриваются вопросы системы и источников римского права, осуществления и защиты частных прав, учения о лицах, римской семьи и брака, наследственных прав; во втором изучаются проблемы теории вещного права, владения, права собственности и прав на чужие вещи; в третьем содержатся темы, посвященные теории обязательства и договора, договорам и другим видам римских обязательств.

Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
очная форма обучения
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования
Нормативный срок обучения 4 года Сокращённый срок обучения 3 года
Общая трудоемкость 3 зач. ед. 3 зач. ед.
Переаттестовано -
Всего аудиторных занятий: из них
Лекции -
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля зачёт

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

1. Тематический план для студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

(нормативный срок обучения 4 года)

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
Введение в римское право
Источники римского права 4 (из них 2 интерактивная форма)[1]
Осуществление и защита частных прав 4 (из них 2 интерактивная форма)
Учение о лицах
Римская семья
Общие положения о вещных правах 2 (интерактивная форма – проблемная лекция)
Институт владения в римском праве
Право собственности
Права на чужие вещи 2 (интерактивная форма)
Сущность и виды наследования 2 (интерактивная форма)
Общие положения об обязательствах
Общие положения о договорах 2 (интерактивная форма – проблемная лекция)
Договоры в римском праве 4 (из них 2 интерактивная форма)
Внедоговорные виды обязательств
  Всего:

2. Тематический план для студентов очной формы обучения

на базе среднего профессионального юридического образования

(сокращённый срок обучения 3 года)

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
Введение в римское право - -
Источники римского права - -
Осуществление и защита частных прав -
Учение о лицах -
Римская семья -
Общие положения о вещных правах - -
Институт владения в римском праве - -
Право собственности -
Права на чужие вещи - 2 (интерактивная форма)
Сущность и виды наследования -
Общие положения об обязательствах - -
Общие положения о договорах - -
Договоры в римском праве - 2 (интерактивная форма)
Внедоговорные виды обязательств - -
  Всего: -

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 4. Учение о лицах

Правовой статус римских граждан. Понятие «физического лица». По­нятие и содержание правоспособности римского гражданина. Элементы правоспособности и степени ее ограничения. Свободные и рабы. Римские граждане и иностранцы. Способы приобретения римского гражданства. Глава семьи и подвластные. Правоспособность римских граждан в сфере публичного и частного права. Публичные и частные права римских граждан. Понятие дееспособности. Недееспособные лица. Правовое положение несовершеннолетних. Критерии ограничения дееспособности. Ограничение дееспособности по возрасту и вследствие ненадлежащего поведения. Бесчестие.

Правовой статус иностранцев. Правовой статус латинов и его особенности. Право латинов приобретать римское гражданство. Правовой статус перегринов. Предоставление римского гражданства всем иностранцам и его правовые последствия.

Правовой статус отдельных категорий римского населения. Сущность рабства. Патриархальное и классическое рабство. Раб как вещь. Способы установления рабства и основания освобождения от него. Личное и имущественное по­ложение рабов. Пекулий. Отпущение раба на волю и его правовые последствия. Правовое положение вольно­отпущенников. Ограничение правоспособности вольноотпущенников. Правовой статус колонов. Основания возникновения и прекра­щения колоната.

Сущность и виды юридических лиц. Зарождение юридических лиц. Сущность юридического лица. Виды юридических лиц. Правоспособность юридических лиц в сфере частного права. Порядок возникновения и основания прекраще­ния деятельности юридических лиц.

Тема 5. Римская семья

Брачно-семейные правоотношения. Понятие и содержание брачно-семейного правоотношения. Субъекты. Глава семьи (домовладыка) и подвластные члены семьи. Состав семьи. Особенности семьи в древнейший период римской истории. Эволюция семьи. Формы родства. Агнатическое и когнатическое родство.

Законный брак в Древнем Риме. Понятие брака. Виды законного брака: брак с властью мужа и брак без власти мужа. Личные и имущественные отношения супругов при различных формах брака. Конкубинат. Условия вступления в брак. Способы заключение брака. Основания прекра­щения брака. Правовой режим развода.

Отцовская власть. Содержание отцовской власти над детьми. Возникновение отцовской власти. Узаконение и усыновление. Виды и способы усыновления. Условия и правовые последствия усыновления. Прекращение отцовской власти. Способы прекращения отцовской власти. Эмансипация. Личные права и обязанности родителей и детей. Алименты. Имущественное по­ложение подвластных детей. Военный пекулий.

Тема 6. Общие положения о вещных правах

Понятие вещи и вещных прав. Понятие вещи. Вещь как материальный предмет, право и юридическое отношение. Понятие имущества. Его составные части. Понятие вещных прав. Вещные права и их отличие от прав обязательственных. Сис­тема вещных прав. Соотношение права собственности и прав на чужие вещи.

Классификация вещей в римском праве. Критерии классификации вещей. Классификации по субъектам, оборотоспособности, по способу отчуждения, по строению и составу вещи, потребляемости, родовым и индивидуальным признакам. Основные виды вещей. Вещи божественного и человеческого права, телесные и бестелесные вещи, вещи в обороте и вещи вне оборота, ничьи, движимые и недвижимые, манципируемые и не манципируемые, родовые и индивидуальные, потребляемые и не потребляемые, простые и сложные. Значение классификаций вещей для частного права в целом.

Тема 8. Право собственности

Понятие и виды права собственности. Понятие права собственности. Правомочия собственника. Владение, пользование, распоряжение, право на плоды и доходы, право на абсолютную защиту. Право общей собственности. Особенности осуществления права об­щей собственности. Виды права собственности в Риме. Государственная и частная собственность. Цивильная, преторская, провинциальная и перегринская собственность. Причины возникновения различных ви­дов права собственности и процесс формирования единого вида частной собственности.

Способы приобретения и утраты права собственности. Приобретение собственности. Первоначальное при­обретение. Его сущность и виды. Захват, приобретение по давности, приращение, спецификация, соединение вещей. Производное приобретение и его способы. Традиция, манципация, присуждение, наследование. Утрата собственности.

Защита права собственности. Условия применения средств защиты. Виндикационный и негаторный иски как основные вещно-правовые способы защиты. Виндикационный иск. Ответственность добросовестного и недобросовестного владельца перед соб­ственником. Негаторный иск. Ответственность нарушителя.

Тема 9. Права на чужие вещи

Понятие и виды прав на чужие вещи. Содержание права на чужую вещь. Пределы ее использования. Виды прав на чужие вещи.

Сервитуты. Понятие сервитута. Происхождение сервитутов. Виды сервитутов. Предиальные сервитуты: сельские и городские. Личные сервитуты. Узус, узуфрукт, право проживания в чужом доме и право использования чужого раба. Приобретение и утрата сервитутов. Защита сервитутов.

Эмфитевзис и суперфиций как права на чужие вещи. Понятие эмфитевзиса. Его содержание. Основания установления и прекращения. Эмфитевтная продажа. Понятие суперфиция. Особенности его использования. Его содержание. Защита эмфитевзиса и суперфиция.

Тема 11. Общие положения об обязательствах

Понятие и виды обязательств. Сущность обязательства. Обязательственное правоотношение. Основания возникновения обязательств. Договор, деликт, квазидоговор, квазиделикт. Виды обязательств: натуральные, цивильные, преторские; делимые, неделимые; строгие, альтернативные, дополнительные. Акцессорные обязательства.

Стороны в обязательстве. Кредитор и его права. Должник и его обязанности. Замена лиц в обязательстве: цессия и перевод долга, делегация. Множественность лиц в обязательстве. Виды ответственности при множественности лиц в обязательстве. Солидарная, корреальная, субсидиарная и долевая ответственность.

Исполнение обязательства. Условия надлежащего исполнения обяза­тельства: место, время, способ, содержание, субъекты и объекты. Способы обеспечения исполнения обязательств: задаток, поручи­тельство, неустойка, залог. Прекращение обязательств. Основания прекращения обязательств помимо прямого исполнения. Зачет, новация, невозможность исполнения, прощение долга, слияние сторон, истечение давности, смерть стороны.

Обеспечение обязательств. Способы обеспечения обязательств. Личные гарантии – договоры поручительства. Механизм заключения поручительства. Реальные гарантии: задаток, неустойка. Залоговое право. Понятие залога и его назначение. Виды залога. Фидуциарная манципация, ручной заклад, ипотека. Значение залога для римского права.

Ответственность должника за неисполнение обязательства. Понятие вины как условия ответственности. Формы вины должника и их значение. Умысел и неосторожность (грубая и легкая). Основания освобождения должника от ответственности. Несчастный случай и события непреодолимой силы. Понятие вреда. Прямой ущерб и упущенная выгода. Просрочка исполнения. Возмещение убытков.

Тема 12. Общие положения о договорах

Понятие и виды договора. Содержание договора. Сделка и договор. Односторонние и двусторонние сделки и договоры. Основные договоры в римском праве древнейшего периода. Контракты и пакты. Основания классификации договоров в римском праве. Основные ви­ды контрактов: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Бе­зыменные контракты.

Условия действительности договора. Обязательные условия действительности. Предмет договора. Основание (цель) договора. Согласие сторон. Правоспособность и дееспособность сторон. Факультативные условия действительности. Способ заключения. Условия и сроки, их виды. Недействительность договора. Пороки воли: заблуждение, обман, на­силие, угроза.

Содержание договора. Основные элементы договора. Существенно необходимые условия договоров разных видов. Обычные элементы договора и основания их использования. Случайные элементы договора: условия и сроки (отменительные и отлагательные, объективные, произвольные и смешанные, ретроактивные и неретроактивные).

Семинар 8. Общие положения о вещных правах

Учебные вопросы:

1. Сущность вещи. Состав имущества римской семьи.

2. Понятие и структура сис­темы вещных прав.

3. Критерии классификации вещей. Виды вещей.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст] : В 8 т. / пер. с латин. ; отв. ред. Л.Л. Кофанов .— М. : Статут, 2002. — Т. 1 : Книга 1 : Титул I-IV .— 2002 .— С. 143-146.

основная литература:

Гетьман-Павлова, И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст] : учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова .— М. : Юридическая литература, 2004 .— 352 с.

Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст] : учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2000 .— 784 с.

Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст] : учебник для вузов / И. Б. Новицкий .— М. : Зерцало, 2000 .— 400 с.

Римское частное право [Текст] : Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского .— М.: Юриспруденция, 2005 .— 448 с.

Пиляева, В. В. Римское право в схемах и определениях [Текст] : учебное пособие / В. В. Пиляева .— 2-е изд., стереотип. — М. : КноРус, 2008, 2009 .— 80 с.

дополнительная литература:

Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм ; под ред. и с предисл. В.А. Томсинова .— М. : Зерцало, 2003 .— 496 с. — (Русское юридическое наследие) .

Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев .— М. : Статут, 2003 .— 685 с. — (Классика российской цивилистики) .

Семинар 13. Общие положения об обязательствах

Учебные вопросы:

1. Понятие обязательства и его виды.

2. Стороны в обязательстве.

3. Исполнение обязательства.

4. Способы прекращения обязательства помимо его исполнения.

5. Способы обеспечения обязательств.

6. Ответственность должника за неисполнение обязательства.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст] : В 8 т. / пер. с латин. ; отв. ред. Л.Л. Кофанов .— М. : Статут, 2002. — Т. 4: Книги XX - XXII .— 2004 .— 780 с. ; Т. 6, пт 2: Книги XLI - XLIV .— 2005 .— 564 с. ; Т. 6, пт. 1: Книги XXXVII - XL .— 2005 .— 728 с.

Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера ; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова .— М. : Зерцало, 1998 .— 400 с. — (Памятники римского права) .

основная литература:

Гетьман-Павлова, И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст] : учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова .— М. : Юридическая литература, 2004 .— 352 с.

Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст] : учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2000 .— 784 с.

Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст] : учебник для вузов / И.Б. Новицкий .— М. : Зерцало, 2000 .— 400 с.

Омельченко, О. А. Римское право [Текст] : учебник для студентов вузов / О. А. Омельченко .— 3-е изд., испр. и доп. — М. : Эксмо, 2007 .— 224 с. — (Российское юридическое образование) .

Римское частное право [Текст] : Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского .— М.: Юриспруденция, 2005 .— 448 с.

дополнительная литература:

Богатых, Е. А. Гражданское и торговое право: от древнего римского к современному российскому [Текст] : Учебное пособие / Е. А. Богатых. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.

Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм ; под ред. и с предисл. В. А. Томсинова .— М. : Зерцало, 2003 .— 496 с. — (Русское юридическое наследие) .

Кривцов, А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве [Текст] / А. С. Кривцов .— М. : Статут, 2003 .— 314 с. — (Классика российской цивилистики) .

Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев .— М. : Статут, 2003 .— 685 с. — (Классика российской цивилистики) .

Новак, Д. В. Идея недопустимости неосновательного обогащения в римском праве во взаимосвязи с категориями aeguitas и naturale [Текст] / Д.В. Новак // Государство и право. — 2006 .— №9 .— С. 76-85 .

Полдников, Д. Ю. Задаток в частном праве (история и современность) [Текст] / Д. Ю. Полдников // Законодательство. — 2008 .— №3 .— С. 13-22 .

Чибинёв, В. М. Институт ипотеки Древнего Рима и Российской Империи: сравнительно-правовой анализ [Текст] / В. М. Чибинёв // История государства и права. — 2006 .— №12 .— С. 22-23 .

Щенникова, Л. В. Натуральные обязательста в гражданском праве Российской Федерации: истоки, современное состояние и перспективы развития [Текст] / Л. В. Щенникова // Законодательство. — 2007 .— №11 .— С. 9-18 .

Семинар 14. Общие положения о договорах

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды договора.

2. Условия действительности сделок и договоров.

3. Содержание договора.

4. Механизм заключения договора.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст] : В 8 т. / пер. с латин. ; отв. ред. Л.Л. Кофанов .— М. : Статут, 2002. — Т. 7, пт. 1: Книги XLV - XLVII .— 2005 .— 602 с. ; Т. 7, пт. 2: Книги XLVIII - L .— 2005 .— 564 с. ; Т. 8: Статьи и указатели .— 2006 .— 677 с.

Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера ; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова .— М. : Зерцало, 1998 .— 400 с. — (Памятники римского права) .

основная литература:

Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст] : учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2000 .— 784 с.

Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст] : учебник для вузов / И. Б. Новицкий .— М. : Зерцало, 2000 .— 400 с.

Римское частное право [Текст] : Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского .— М.: Юриспруденция, 2005 .— 448 с.

дополнительная литература:

Богатых, Е. А. Гражданское и торговое право: от древнего римского к современному российскому [Текст] : Учебное пособие / Е. А. Богатых. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.

Кривцов, А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве [Текст] / А. С. Кривцов .— М. : Статут, 2003 .— 314 с. — (Классика российской цивилистики) .

Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев .— М. : Статут, 2003 .— 685 с. — (Классика российской цивилистики) .

Полдников, Д. Ю. О значении некоторых терминов римского договорного права [Текст] / Д. Ю. Полдников // Известия высших учебных заведений. Правоведение : научно-теоретический журнал .— СПб., 2010 .— № 2 .— С. 153-166 .

Полдников, Д. Ю. Понятие гражданско-правового договора (современная доктрина и её исторические истоки) [Текст] / Д. Ю. Полдников // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 2006 .— №4 .— С. 73-86 .

Полдников, Д. Ю. Истоки современного понятия гражданско-правового договора / Д.Ю. Полдников [Текст] // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 2006 .— №5 .— С. 94-112 .

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема 1. Следует заострить внимание на принципиальном отличии частного права от публичного и только, исходя из этого, формулировать понятия. Для периодизации развития римского права требуется анализ, содержащий элементы сравнения периодов развития римского государства и права, следует выявить сходства и различия, определить их причины. Обратите внимание на то, что в отличие от других правовых систем, в римском праве существует не процесс вычленения из общей системы отдельных элементов, а наоборот, основные системы частного права с течением времени сливаются.

Рецепция римского права представляет собой уникальное явление в европейской правовой истории, поэтому обратите внимание на причину и ход рецепции, а главным образом, на значение рецепции для европейского права.

Тема 2. Изучение этой темы потребует от студента дополнительных усилий, так как предполагает работу с историческими источниками и литературой. Первое знакомство с источниками римского права, с их структурой и особенностями пока заключается в том, чтобы определить, как ими пользоваться и где найти нужную информацию. Особое внимание должно уделяться «Законам XII Таблиц».

При рассмотрении вопросов об источниках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на процесс их эволюции. Выясните, как разные виды источников уживаются в различные периоды развития права, как они устаревают с течением времени и окончательно теряют свое значение. Следует выявить причины кодификации, вкратце осветить ее первые попытки, обратить внимание на этапы и результаты кодификации.

Тема 3. Определите, в каких случаях осуществление права могло ограничиваться законом. При рассмотрении вопроса о судоустройстве следует заострить внимание на том, что специализированных судебных органов в Риме не существовало. Используя материал лекции, учебной и дополнительной литературы, обозначьте особенности судоустройства в Риме, оформив этот материал в виде схемы.

Подумайте, насколько целесообразно деление гражданского процесса на две стадии. Оцените одностадийное судопроизводство в экстраординарном процессе. Какая форма кажется Вам наиболее приемлемой? При ответе на вопрос о стадиях гражданского процесса следует отметить, что на определенном этапе они прекращают свое существование в силу разных причин.

Изучите материал по вопросу о формах гражданского процесса. Примените сравнительный метод анализа информации. Что Вам не понравилось в римском гражданском процессе, а что, наоборот, показалось интересным и эффективным?

Противопоставьте две группы средств защиты: иски и особые формы преторской защиты. Что на Ваш взгляд является более удобным и прогрессивным? Обоснуйте необходимость существования большого количества различных видов исков. В чем заключается значение института исковой давности?

При рассмотрении вопроса об исках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на самые распространенные виды исков, на критерии их классификации. Попробуйте оценить систему исков с точки зрения работника судебной системы современной России, что, на Ваш взгляд не утратило свое значение, и напротив, какие иски или их группы являются неактуальными сейчас и почему? Охарактеризуйте особые формы преторской защиты как альтернативные средства защиты и оцените их значение. Попробуйте сравнить их с современными средствами защиты.

В чем значение правового института исковой давности. Определите причины его появления, и скажите, почему он сформировался только в пост-классическом праве, а не раньше? Как используется исковая давность сейчас? Обоснуйте необходимость ее использования в различных отраслях права. С чем связан размер срока исковой давности и почему в Риме она была единой и длилась так долго?

Тема 4. Изучение этой темы играет огромную роль, так как формирует у студентов первые представления о правоспособности и дееспособности физического лица. Очень важно запомнить, что правоспособность приобретается с рождением свободного человека, а дееспособность только при достижении определенного возраста. Обратите пристальное внимание на все возможности ограничения правоспособности и дееспособности лица. Обозначьте подробно все группы лиц, ограниченных в правах.

Поработав с дополнительной литературой, составьте полный перечень прав римского гражданина. На какие логические комплексы он делится? Дайте характеристику правового статуса других категорий римского населения, обращая внимание в первую очередь на отсутствие того или иного права. Чем, на Ваш взгляд, вызвана такая неоднородность? Можно ли согласиться с мнением о том, что, наделяя правами гражданства всех жителей империи, римляне сами разрушили свою цивилизацию?

Существование рабства в античном мире являлось гарантом широких возможностей личностного развития. Уровень развития рабства соответствовал уровню развития государства, поэтому не случайно кризис рабства в императорскую эпоху усугубил системный кризис государства и перерос в кризис цивилизации. Рассмотрите все варианты отпущения раба на волю. Почему вольноотпущенники первоначально не могли быть приравнены к «свободнорожденным»?

Используя дополнительную литературу, проследите процесс зарождения юридических лиц в Риме. Охарактеризуйте их правовой статус, чем он отличался от статуса физического лица. Как Вы думаете, почему различные сообщества не играли заметной роли в хозяйственной жизни Рима?

Тема 5. Римская патриархальная семья имела ряд особенностей, однако не следует забывать, что в ходе римской истории она была подвержена кардинальным изменениям. В первую очередь, установился приоритет кровного родства. Во вторую очередь, власть домовладыки значительно ослабела.

Определите правовой статус законного брака. Какое место занимал законный брак в жизни римского гражданина? Почему способы заключения брака так напоминают приобретение собственности? Проследите улучшение положения женщины на примере формы брака с ограниченной властью мужа, опишите ее личные и имущественные права.

В чем смысл институтов опеки и попечительства над подвластными членами семьи? Оцените возможность использования пекулия. В чем правовое значение отцовской власти? Подумайте, почему усыновление было так популярно в Риме. Сравните права и обязанности родителей и детей в римском праве и в российской Конституции.

Тема 6.Этой теме следует уделить особое внимание, потому что основой римской правовой системы является частная собственность и другие вещные права. Рассматривая классификации вещей, следует закреплять примерами пройденный материал. Составьте для себя целый перечень, состоящий из парных вещей, согласно перечню классификации. В этом случае Вы никогда не ошибетесь при определении вида вещи и возможности ее применения.

Тема 7. Оцените значения института владения в римском праве. Помните, что долгое время владение не сопровождалось правом собственности и рассматривалось отдельно, как право владеть и пользоваться вещью. Подумайте, как соотносятся категории «владелец» и «собственник» в римском праве, в чем состоят сходные черты и различия права собственности и владения.

Оцените механизм защиты владения, обозначьте его характерные черты. Попытайтесь определить актуальность использования основных средств защиты в настоящее время.

Тема 8.Определите понятие права собственности с помощью правомочий собственника. Попытайтесь объяснить необходимость выделения исторических видов собственности, определите их правовой статус.

Составьте развернутую схему способов приобретения права собственности, определите, какие способы остались актуальными сейчас. Желательно произвести сравнительно-правовой анализ средств защиты права собственности в форме таблицы.

Тема 9. При изучении этой темы ответьте на следующие проблемные вопросы: Как ограничения права собственности повлияли на создание сервитутного права? Каковы особенности применения эмфитевзиса и суперфиция? Используя дополнительную литературу, перечислите все возможные способы их защиты.

Тема 10. В изучении этой темы наиболее важным является то, что римское наследственное право – это основа современного. Обратите внимание на следующие понятия: необходимое наследование, наследственная трансмиссия, выморочное наследство, завещательный отказ.

Рассмотрите виды и особенности завещаний в разных исторических эпохах. Изучите системы наследования по закону и определите правовые принципы построения этих систем. Чем отличается очередность наследования по закону в римском праве от современной системы наследования? В чем значение акта принятия наследства?

Тема 11. Обязательственное право остается на сегодняшний день наряду с вещным правом самой актуальной частью римского правового наследия. Римские юристы, не различая вещные и обязательственные права, тем не менее, создали основы теории обязательства и договора.

Используя материал лекции, учебную и дополнительную литературу, рассмотрите вопрос о видах обязательств в римском праве. Как Вы думаете, почему обязательства и по аналогии с ними договоры подразделялись на группы, пользующиеся исковой защитой, и, наоборот, с чем это было связано? Очень важен вопрос о сторонах в обязательстве и ответственности должника за неисполнение обязательства. Подумайте, насколько современны условия исполнения обязательства и способы его прекращения?

Тема 12. Договор является самым распространенным основанием возникновения обязательства и в Древнем Риме, и в современной России. Объясните, почему? Разграничьте условия действительности договора и условия его недействительности. Каким образом можно было признать недействительным тот или иной договор? Как соотносятся договор и сделка. В чем состоит механизм заключения договора.

Тема 13.Рассмотрите подробно все виды договоров в римском праве по следующей схеме: понятие, стороны, предмет договора, способ заключения, характерные условия для данного вида догов

Наши рекомендации