Субъекты закона и законности

Сложились две точки зрения относительно субъектов закона и законности. Согласно традиционной позиции, которую поддерживают Р. Т. Мухаев, В. В. Лазарев и другие авторы, субъектами законности выступают все субъекты права: индивиды, их объединения, государство, государственные органы, должностные лица.

Н. В. Витрук придерживается другого мнения, полагая, что законность состоит в том, что должностные лица полностью «выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе и защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права»[82].

Нарушения законности гражданами, по мнению Н. В. Витрука, не нарушение законности, а нарушение правопорядка, что не освобождает граждан, совершивших любое правонарушение, от юридической ответственности. Граждане могут участвовать в выявлении нарушений, совершенных должностными лицами, тем самым способствуя упрочению законности. Уважая первую точку зрения, более убедительной, на наш взгляд, является позиция Н. В. Витрука.

Конституционная законность

Конституционная законность – реальная система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции[83]. Конституционная законность означает:

· правовой характер Конституции как основного закона государства;

· верховенство Конституции в системе права;

· принципы и нормы Конституции имеют прямое действие;

· Конституция действует на всей территории государства.

Правовой характер Конституции. Конституция должна выражать принципы демократии, свободы, равенства и справедливости, закреплять естественные права и свободы человека и гражданина, в том числе общепризнанные права и свободы, закрепленные в нормах международного права. Эти положения нашли воплощение в преамбуле Конституции Республики Беларусь и в статьях 7–8.
Статья 7 Конституции закрепляет верховенство права, а статья 8 признает приоритет общепризнанных норм международного права
и обеспечивает соответствие им национального законодательства.

Верховенство Конституции в системе права. Конституция обладает наивысшей юридической силой. Статья 7 Конституции Республики Беларусь обязывает государство, все его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Все нормативные правовые акты, противоречащие Конституции, признаются не имеющими юридической силы в порядке, предусмотренном законом.

Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в Республике Беларусь согласно ст. 116 Конституции осуществляет Конституционный суд.

Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Практическая деятельность всех органов государства и должностных лиц должна осуществляться в рамках Конституции. Виновные в нарушении принципов и норм права подлежат юридической ответственности.

Конституция действует на всей территории государства. Статься 52 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции».

22.4. Законность и государственная дисциплина

Дисциплина – совокупность требований, предъявляемых к поведению людей и отвечающих сложившейся в обществе системе социальных норм. Виды дисциплины: нравственная, партийная, религиозная, государственная. Понятие «государственная дисциплина» в широком смысле совпадает с понятием «законность». В узком – понятие «государственная дисциплина» выступает одной из форм проявления законности в пределах определенного участка общественных отношений относительно конкретных органов государства и должностных лиц.

Виды государственной дисциплины:

· дисциплина государственных служащих;

· воинская дисциплина в Вооруженных Силах, предусмотренная законами, уставами, приказами;

· трудовая дисциплина в учреждениях и организациях, возникающая в сфере производства материальных и духовных благ, регулируемая Трудовым кодексом;

· финансовая дисциплина, представляющая собой соблюдение бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний и др.

22.5. Принципы (требования) и гарантии законности

Принципы (требования) законности – основополагающие
исходные положения, лежащие в основе реализации предписаний норм права и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению субъектов права в конкретных правоотношениях.

Принципы (требования) законности:

· верховенство правовой Конституции и основанных на ней законов;

· единство законности – единообразное ее понимание и применение на всей территории государства;

· общеобязательность закона;

· равенство всех перед законом в случаях, когда он карает и когда защищает;

· неотвратимость юридической ответственности за нарушение закона. Данный принцип означает, что любое правонарушение должно раскрываться, а виновные – понести адекватную содеянному юридическую ответственность;

· постоянный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов со стороны государства и общества;

· предупреждение правонарушений – проведение профилактических, превентивных мероприятий с целью предотвращения правонарушения;

· неразрывная связь законности с культурой населения. От культурного уровня населения зависит состояние законности. Законность опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Правовая культура служит необходимым условием издания правовых законов и их качественной реализации в жизни;

· связь законности с целесообразностью. Отступление от
закона по мотивам мнимой целесообразности недопустимо. Но возможна целесообразность применения норм права в пределах «свободы усмотрения», предоставляемой законом конкретному государственному органу или должностному лицу. Например, Уголовный кодекс Республики Беларусь предоставляет право судье самому определить высшую или низшую меру наказания за совершение преступления с учетом личности обвиняемого, обстоятельств дела и т. д.

Гарантии законности – совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных юридических средств, с помощью которых обеспечивается законность.

Гарантии законности:

· общие – совокупность объективных факторов (экономических, социальных, политических и духовных), опосредованно воздействующих на правовое регулирование общественных отношений;

· специальные юридические – система юридических и организационных средств, направленных на обеспечение законности. Сугубо юридические гарантии: средства предупреждения правонарушений; средства обнаружения правонарушений; средства пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическая ответственность; процессуальные гарантии в обеспечении прав и свобод; организационные гарантии (необходимые и эффективные структуры по борьбе с преступностью).

Наши рекомендации