Правовое воспитание: цель, механизм

формы, содержание, средства

Цель правового воспитания – формирование у граждан правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется органами государства, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Механизм и формы правового воспитания разнообразны.Формирование правосознания и правовой культуры начинается в семье. Обучение молодежи основам права и правовой культуре происходит в школе. Профессиональная правовая подготовка осуществляется
в юридических вузах, колледжах, университетах, академиях.

Значимость в правовом воспитании приобретает распространение правовых знаний при помощи средств массовой информации – газеты: «Звезда», «Республика», «Советская Беларусь», «Народная газета» и др.; журналы: «Право Беларуси», «Вестник Высшего хозяйственного суда», «Судовы веснік», «Вестник Конституционного суда», «Юрист», «Вестник МВД Республики Беларусь», «Весці Нацыянальнай Акадэміі навук Беларусі», «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и др.

С содержанием нормативных правовых актов жители Беларуси могут ознакомиться в Национальной библиотеке Республики Беларусь и в областных библиотеках. Пропаганду правовых знаний, в частности вопросов трудового законодательства и социально-экономических отношений, осуществляет Федерация профсоюзов Беларуси через газету «Беларускі час» и научно-практический журнал «Труд. Профсоюзы. Общество». С мая 2004 г. функционирует центр правовой информации «Новое радио». Получить ее можно
и через справочные системы семейства «консультант Плюс», а также Интернет. Важную роль в пропаганде правовых знаний играют органы государства, их должностные лица, ученые-юристы, преподаватели и студенты юридических вузов, колледжей.

Содержание правового воспитания включает:

· знание Конституции Республики Беларусь;

· знание кодексов Республики Беларусь (трудового, уголовного, гражданского, жилищного, инвестиционного, таможенного, кодекса об административных правонарушениях и др.);

· знание законов о милиции, о профсоюзах, о гражданстве;

· знание и понимание сущности правовых учений, концепций.

Основные средства правового воспитания: убеждение; поощрение; предупреждение (профилактика правонарушений); принуждение; наказание.

Выводы

Правосознание – одна из форм общественного сознания, направленная на осознание права.

Структура правосознания может быть рассмотрена с различных точек зрения. С точки зрения его уровня осознания права (правовая идеология, правовая психология, правовая этика), с точки зрения социального уровня (обыденное, профессиональное, научное), с точки зрения уровня общности (массовое, групповое, индивидуальное).

Основные функции правосознания: информационно-познавательная, оценочная, регулятивная, прогностическая, воспитательная.

Выделяют различные типы правосознания: юридическое мировоззрение, правовой нигилизм, криминальное правосознание, правовой идеализм и др.

Обществу в целом и СМИ в частности принадлежит важная функция по правовому воспитанию граждан.

Тема 19. Правовая культура

Белорусского общества

Понятие правовой культуры: элементы (уровни),

Состав, структура

Понятие «культура» было известно человечеству в древности, но устойчивого определения до нашего времени не сохранилось. Термин культура происходит от латинского colere, что означает возделывание, культивирование земли с целью сделать ее удобной для удовлетворения потребностей человека. Позже данный термин стал употребляться для характеристики человека, его манер, образованности, затем он приобретает иной смысл – им стала обозначаться «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»[73].

Исследователями справедливо подчеркивается, что понятие «культура» не только ограничивается материальными и духовными достижениями, но также отражает уровень и качество общественной жизни, проявляющихся в деятельности человека[74].

Совместное цивилизованное существование людей возможно лишь в условиях взаимодействия и сотрудничества на основе общепризнанных человечеством международно-правовых идеалов, ценностей, стандартов, общеобязательных для всех правил поведения. Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Следовательно, правовая культура представляет собой разновидность культуры общества, это важнейшая общественная ценность.

Правовая культура белорусского общества – элемент современной цивилизации, сложный социальный феномен, складывающийся постепенно, синергетически, вбирая историко-правовой опыт предшествующих поколений как своей страны, так и других стран мира.

В широком смысле под правовой культурой общества понимают все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура при таком подходе характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, законности и правопорядка, уровнем разработки текстов законов, профессиональной деятельности органов, юрисдикции, юристов-профессионалов (прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов). В узком смысле правовая культура это уровень знания права членами общества и уважительное к нему отношение, высокий престиж права в обществе.

Понятие «правовая культура» близкое к понятию «правовая система», но не тождественно ему. Правовая культура это один из элементов правовой системы, необходимых для эффективного функционирования этой системы в обществе.

Важно также отличать понятия «правовая культура» и «правосознание». Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, эмоций, чувств, нравственных оценок (положительных и негативных), выражающих отношение общества и индивида к праву, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в реальной конкретной деятельности индивида, его объединений, юридических учреждений.

Наши рекомендации