Правопонимание как научная категория

Процесс разработки теорий (учений) происходит на разных уровнях. На начальном уровне, как замечает С. Г. Дробязко,
теорию именуют концепцией (общим замыслом); на более обстоятельном уровне – доктриной; при ее возрастании – конструкцией, объединяющей несколько теорий; наиболее важные научные
направления, являющиеся результатом труда многих исследователей,– школами[11].

Правопонимание – научная категория, которая отражает процесс целенаправленной мыслительной деятельности человека, включает познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному явлению (В. И. Леушин). Правопонимание носит субъективный характер. Объект правопонимания может употребляться в разных смыслах: в широком, планетарном масштабе; в узком – относительно конкретного общества, конкретных отраслей права или отдельных его институтов. Содержание правопонимания составляют знания субъектов права о его правах, обязанностях, общих дозволениях и запретах.

При рассмотрении теорий права важно учитывать: 1) исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил ученый (субъект правопонимания); 2) мировоззренческие позиции субъекта правопонимания (философские, нравственные, религиозные, идеологические и др.); 3) концептуальные основы (источник правообразования или сущность самого явления, то есть его принципы и содержание); 4) устойчивость и долголетие учения.

Учения о сущности права

Теологические взгляды на сущность права.Представителями теологических теорий происхождения и сущности права в древности выступают Конфуций, Ману, Хаммурапи, в средневековье – Фома Аквинский, в ХХ в.– французский религиозный философ Ж. Маритен и др. Суть теологических теорий: право (закон) – высшая справедливость, дарованная Богом. Предназначение права – защита бедных, слабых от богатых, сильных (Хаммурапи), чтобы последние «не изжарили на вертеле» первых (Ману). Соблюдение законов – «обязанность», «долг», «священный долг» монарха и его подданных.

Становление и развитие правовой мысли в древности прослеживается по древнеиндийским памятникам права. Первые памятники представляли собой записи обычаев, традиций, ритуалов, мифов, казуистических норм права, облеченных в нравственно-религиозную, философско-космогоническую форму.

Апастамба – древнейший памятник права, где правила поведения членов общества варьировались в зависимости от четырех периодов их жизни: детство; юность; зрелые годы; старость. Эти правила были обязательными для всех. Правовым вопросам уделялось мало внимания.

Законы ману – памятник права, где совокупность правил поведения (норм) обозначается термином «дхарма», имеющего множество смыслов. «Дхарма» для древних индийцев – всеобщий космический закон, управляющий сочетанием вещей в космосе, природе и обществе. В широком смысле дхарма – совокупность законов, правил поведения, которым должны следовать боги, страна, варны (варнадхарма), монархи (раджадхарма), касты (джати), семьи (кулы), купеческие корпорации (шрени), пастухи, индивиды (Ману I, 118; VIII, 8)[12]. В узком смысле – правила поведения отдельного субъекта, относящиеся к четырем периодам жизни индивида (ащрамдхарма). Предусмотренный законами Ману порядок в космосе, на земле и в обществе считался вечным, неизменным. Боги, страна, монарх, варны, касты, семьи, индивиды должны были следовать своей, предписанной Богом дхарме. Дхарма могла стать общей исключительно в бедственных случаях (ману, I. 116).

Древние индийцы не знали термина «субъективное право», поэтому слово «дхарма» переводится как «долг», «обязанность», «священный долг». О правах и свободах человека в те времена не упоминалось, поскольку считалось, что законы – творение Бога, а не разума человека. Нарушение правил поведения (религиозных, нравственных и др.) влекло изменение правового положения в обществе. Нарушитель объявлялся изгоем (вратьей), с которым нельзя было заключать гражданские сделки, приглашать в суд в качестве свидетеля и т. д.

Согласно законам Ману дхарма состояла из четырех элементов (основ), расположенных по юридической силе в следующем порядке. Первая основа (корень) дхармы – шрути, что означает священное предание, передаваемое из поколения в поколение, иначе: священные книги-Веды. Вторая основа – смрити (шастры), то есть правовые трактаты, составленные учеными жрецами, одобренные монархом паришадом, иначе: законы. Одной из таких шастр являются законы Ману. Третья основа – поведение добродетельных людей, дважды рожденных, то есть брахманов. Брахман мог вмешаться в судебный процесс, его мнение рассматривалось как закон. Четвертая основа – самоудовлетворение, предусматривающее активное исполнение всех законов на пути к будущей загробной жизни, к встрече с Богом.

В процессе развития права в Древней и средневековой Индии понятие «дхарма» изменяло смысл. В эпоху Маурьев понятие «дхарма» имело узкое семантическое наполнение. Шастрины разграничивают такие понятия, как «дхарма» (религиозный принцип), «чарита» (обычай), «вьявахара» (юриспруденция) и «раджасана» (царские указы)[13]. Употреблявшийся древними индийцами термин «вьяя» близок понятиям «закон» и «юридическая норма».

Понятие «дхарма» древние индийцы связывали с вопросами права и царской власти. Неповинующихся посланцу Бога, то есть монарху и его правовым установлениям (вьяя), Нарада предписывал предавать смерти.

Законы Ману и Нарады часто цитировались в средневековых памятниках обычного права «Нибандхи», включающих свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, и их юридический разбор. В шастры вносились коррективы в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями жизни индийского общества.

При обнаружении противоречий поступали следующим образом. Если в шастрах содержались противоречивые отрывки из шрути, все они считались правильной дхармой. Когда находились противоречия в артхашастре и дхармашастре, следовало руководствоваться дхармашастрой (Нарада, I. 35). При несоответствии в дхарме, судебном разбирательстве, обычаях и царских указах каждая последующая позиция по юридической силе признавалась выше предыдущей (Нарада, I. 10). Противоречия в самих шастрах разрешались по законам Ману, а в средние века – по законам Нарады. Позже сложился обычай: в какой шастре правило излагалось категоричнее, той и руководствовались. Иногда вопрос о применении шастр отдавался на усмотрение судей (Нарада, В. I. 10). Предлагалось также решать дело по принципу справедливости.

Теоретически все шастры обладали юридической силой независимо от времени их издания. В современной Индии судьи рассматривают дела, руководствуясь новейшим законодательством, но нередко подкрепляют свои решения авторитетом древних шастр, особенно законов Ману и Нарады. Это неслучайно, поскольку в этих шастрах всесторонне урегулированы отношения частной собственности, которая объявлялась священной, неприкосновенной.

Естественная школа права.Идеи этой школы логическое завершение получили в XVII–XVIII вв. Право делится на естественное и волеустановленное (положительное). Представители школы подчеркивают необходимость соответствия позитивного права, устанавливаемого государством, праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящемуся в природе человека, его свободе, высшей справедливости, общечеловеческих ценностях, в объективном порядке. Разграничиваются понятия «право» и «закон» (И. Кант, Г. Гегель, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Данное разграничение предусматривает право в широком смысле слова, включающее триаду: естественное право; позитивное право; субъективное право. Закон рассматривался в узком смысле, как нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом – парламентом.

Историческая школа права.Широкое распространение идеи школы получили в конце XVIII – начале XIX в. Суть теории: независимость права от сознания и воли людей, спонтанное формирование права, отражение в нем духа народа, нации (Г. Гуго, Г. Пухта, К. Ф. Савиньи).

Нормативистская школа права.Наиболее полное развитие идеи школы получили в XX в. Право трактуется как продукт компетентных органов государства. Оно квалифицируется как иерархическая система норм в виде пирамиды, наверху которой находится главная (конституционная) норма, обладающая наивысшей юридической силой. В основании пирамиды находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и должны подчиняться основной норме (Г. Кельзен).

Психологическая школа права.Идеи школы оформились в XX в. Право рассматривается как результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций. Психика – фактор,
определяющий развитие общества, в том числе морали, права,
государства. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право в отличие
от позитивного выступает подлинным регулятором поведения людей (Л. И. Петражицкий, М. А. Рейснер, Э. Росс).

Социологическая школа права.Зародилась в середине XIX в. Представители школы право находят в реальной жизни, в реализации законов, а не в нормах права или психике человека. Право рассматривается как совокупность норм права и поведения и решений судебных, административных органов, определяющих заслуживающие защиты интересы, то есть право – это совокупность социальных и юридических норм, юридической практики. Право – реальное поведение конкретных субъектов правоотношений: физических,
юридических лиц (Г. Паунд, К. Ллевеллин, Д. Фрэнк, Е. Эрлих, С. Муромцев и др.).

Существует множество других теорий и школ права. Каждая из теорий имеет достоинства и недостатки. Несмотря на разные подходы к выяснению причин происхождения права и его сущности, представители всех школ и направлений рассматривают право как величайшую социальную ценность, как средство поддержания стабильного правопорядка в обществе.

Выводы

Любое знание проходит через субъективное восприятие объективной реальности. Научные знания в области теории государства и права – не исключение. Существуют различные подходы (школы) к пониманию права и государства. Различие взглядов обусловлено различным правопониманием.

Уровни правопонимания у всех индивидов различны. Схожие взгляды принято группировать в так называемые школы. Выделяют следующие школы: теологическая, естественного права, историческая, нормативистская, психологическая, социологическая. Важно помнить, что такое деление условно, не существует «правильных» или «неправильных» школ, поскольку в основе каждой, как правило, лежит обоснованное научное знание и отражение существующих в обществе взглядов. Кроме того, приведенные подходы нельзя рассматривать как взаимоисключающие друг друга.

Тема 3. сущность права

3.1. Понятие права, его определения

Право – уникальный социальный феномен, имеющий множество определений, в которых проявляется его сущность. На современном этапе развития юридической науки право – социально-правовые притязания (право человека на жизнь, свободу, частную собственность, право народов на самоопределение и т. д.), обусловленные природой человека и общества. Притязания, по мнению сторонников школы естественного права, считаются естественными, неотчуждаемыми. Поборники подобного подхода к правопониманию на первый план в определении права выдвигают признак общая воля. Поскольку естественные интересы индивидов, их общественных организаций, общества в целом не совпадают, бывают противоречивы, то общая воля достигается путем компромисса и взаимных уступок между всеми субъектами общественных отношений и выступает как «политическая воля», как «общесоциальная политическая справедливость»[14].Государство посредством юридических норм придает общей воле силу закона.

Сторонники нормативистского (позитивистского) подхода к правопониманию основное внимание уделяют такому признаку права, как нормативность. Право представляется как совокупность юридических норм (стройной пирамиды логически взаимосвязанных иерархических юридических норм во главе с главной конституционной нормой), установленных государством. Такой подход к определению права, по мнению современных правоведов, имеет положительную сторону[15]. В нормах права четко определены субъективные права и юридические обязанности всех субъектов общественных отношений, предусмотрены меры, средства государственного принуждения в отношении лиц, не соблюдающих предписаний юридических норм. Наличие норм позволяет их анализировать, совершенствовать и классифицировать в целях удобства их применения. Нормативность – главный признак права.

Наиболее распространенным является определение, данное белорусскими авторами: Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных, либо санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством[16]. В определении отмечены следующие сущностные признаки права: нормативность; системность норм; обязательность; волевой (государственный) характер норм. Право, определяемое подобным образом, называют позитивным (объективным). Объективным потому, что, во-первых, нормы права создаются государством независимо от воли отдельных лиц; во-вторых, в праве отражаются объективные экономические закономерности развития общества.

Право – официально признанные возможности, которыми располагают физические и юридические лица (право на отдых, образование, труд, на охрану жизни и здоровья, материальное обеспечение в старости). Данное право рассматривают в субъективном смысле, его реализация зависит от воли и сознания конкретного, по имени названного субъекта. Такое право называют субъективным.

Сторонники психологической школы права не отрицают значения в жизни общества позитивного права, но для них подлинное право – это правовые эмоции, а для сторонников социологической (реалистической, прагматической) школы право – это реальные правовые отношения (Г. В. Мальцев, Р. З. Лившиц).

В настоящее время наметился новый подход к правопониманию. Праворассматривается как сложное структурное явление, включающее триаду: естественное право, позитивное право, субъективное право. Отсутствие одного из этих элементов, замечают В. И. Леушин и В. Д. Перевалов, «деформирует право, оно утрачивает свойства эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей»[17]. В указанной триаде позитивное право занимает центральное связующее звено. Люди сами производят духовные и материальные блага. Смысл естественно-правовых притязаний субъектов общественных отношений заключается в том, чтобы в источниках права этим притязаниям придавался официальный характер, а государство обеспечивало их реализацию и защиту.

Ценность норм права (позитивного права) заключается не в самих нормах, а в содержании права, в юридическом признании и закреплении требований и интересов всех слоев населения, воспользоваться которыми каждый может по усмотрению и желанию соответственно своему интеллекту в рамках правового поля.

Учитывая общесоциальную ценность права, российские правоведы В. И. Леушин и В. Д. Перевалов считают, что право – обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения[18].

Примерно также выделяют право другие современные правоведы. В. Н. Протасов: право – оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества[19]. А. Ф. Черданцев: право – система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы
и волю общества, содержание которых вытекает из политических
и иных отношений[20].

В приведенных определениях прослеживается тенденция использования положительных сторон в концепциях естественно-правовой, нормативистской, психологической, реалистической и других школ и направлений в правопонимании. В юридической науке такой подход к выявлению сущности права называется интегральным[21].

Признаки права

Ценность вышеприведенных определений права состоит в том, что в них отмечены наиболее важные сущностные признаки права, свойственные праву вообще, праву любой страны, любой исторической эпохи. Признаки права:

· нормативность. В теории права считается главным принципом. В нормах права устанавливается общая единая для всех мера (масштаб) должного, дозволенного, желательного, допустимого поведения, а также нежелательного, запрещенного, вредного для других индивидов и для общества в целом. В нормах права указаны юридические последствия: благоприятные, если нормы права соблюдаются (премия, благодарность, повышение зарплаты и т. д.), и неблагоприятные, если нарушаются предписания юридических норм (выговор за прогул, увольнение с работы, штраф, лишение свободы и т. д.). Общая мера поведения в нормах права выражает общий интерес всех слоев населения, их общие представления о добре, зле, долге, чести, справедливости;

· обязательность. Нормы права распространяют действие на всех членов общества, на всех, без исключения, граждан и неграждан (апатридов, бипатридов, мигрантов, беженцев и т. д.), проживающих на территории государства, издавшего нормы права;

· формальная определенность. Нормы права закреплены в официальных формах, в юридических источниках права: в нормативно-правовых актах, юридических прецедентах (судебных, административных), правовых договорах и обычаях;

· интеллектуально-волевой характер. Нормы права имеют не только специальный юридический механизм, отражающий государственную волю, но и психологический. Они могут регулировать поведение субъектов общественных отношений только через их сознание и волю, проявляющихся в конкретных, реальных правоотношениях;

· системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых юридических норм, не противоречащих друг другу, отражающих системные связи, существующие в сфере регулируемых правом общественных отношений. В свете новых подходов к правопониманию в юридической литературе отмечается, что право – сложное системное образование; состоит из трех элементов: естественное право; позитивное право; субъективное право[22]. Естественное право – социально-правовые притязания (право на жизнь, свободу и т. д.), содержание которых определяется природой человека и общества, находит юридическое закрепление в нормах позитивного права в виде меры возможного поведения субъекта, реализацию и защиту которой берут на себя общество и государство. Позитивное право – система общеобязательных норм права, которая включает нормы права и отрасли права. Субъективное право – дозволенное нормами права возможное поведение;

· нормы права исходят от государства, или от народа путем референдума, или от отдельных общественных организаций индивидов путем их санкционирования государством;

· нормы права формулируются в письменной форме;

· обеспеченность исполнения норм права возможностью применения государственного принуждения;

· неперсонифицированность и неоднократность действия норм. Нормы права адресованы ко всему обществу и рассчитаны на неопределенное число случаев их применения;

· процедурность. В нормах права предусмотрен особый порядок издания нормативно-правовых актов, механизм их реализации и средства контроля над их исполнением;

· динамизм. Нормы права постоянно находятся в движении и развитии, по мере развития общества меняется их содержание.

Любые изменения в содержании права не меняют его сущность. Право остается мощным социально-нормативным регулятором,
который определяет возможное, должное и обязательное поведение
индивидов и их общественных организаций и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения (А. Б. Венгеров)[23].

По мнению Г. Б. Власовой, сущность права получает выражение в признаках социальности (право регламентирует организацию производства; распределение производимого продукта, социальных ролей в обществе и должностей в государстве; товарно-денежные отношения, отношения собственности и т. д.) и институциональности (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, либо этот процесс происходит под их контролем,
то есть через референдум)[24].

Сущность права

Термин «сущность» («субстанция») представляет собой философскую категорию, выражающую смысловое свойство предмета как целостности, основания и центра всех его изменений, активную их причину и источник формирования[25]. Сущностный (субстанциональный) подход к праву заключается в стремлении свести все изменчивое и многообразное в праве к общему основанию. Первопричиной изменений в праве служит экономика. Государство и право как социальные институты были вызваны к жизни потребностями развития и регулирования экономики. В юридической литературе (В. И. Леушин, В. Д. Перевалов) отмечается, что право представляет собой естественную форму экономических отношений[26], ее необходимый элемент.

Экономика как система отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ может стабильно и эффективно функционировать в правовой форме. Право в сфере экономики выступает в качестве своего рода весов, с помощью которых регулируются и измеряются все экономические, а также иные отношения (духовные, семейные и т. д.) в обществе. Создание такого мерила, как право, явилось результатом свободной общей воли индивидов, их коллективов, социальных групп,достигнутой путем компромисса и взаимных уступок. Эта воля составляет сущность права. Она определяется самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и иных отношений[27].

У всех народов право всегда служит в качестве необходимого регулятора общественных отношений так же, как метрами измеряются разнообразные по форме и качеству ткани, емкостями – жидкости (вода, молоко, нефть и др.), весами – сыпучие вещества (соль, сахар, рис, орехи и т. д.).

Право как регулятор остается неизменным на всех этапах
истории, но его содержание в ходе развития и изменения регулируемых общественных отношений меняется и обогащается.
Содержание права определяется, с одной стороны, характером конкретно-исторических, объективно обусловленных потребностей членов общества, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.

Понятие «право как регулятор общественных отношений» включает компоненты: равенство; свобода; справедливость. Право является единым масштабом, выступает мерой этой триады. При отсутствии одного из компонентов право как регулятор деформируется, утратит социальное предназначение, в обществе наступит хаос, регресс.

Равенство. Единой юридической основой всей системы экономических отношений является право собственности. В сфере экономических отношений главным объектом права собственности выступает труд человека. Обмен результатами труда (вещами, деньгами, ценными бумагами и т. д.) осуществляется на основе частного права между равноправными, свободными и независимыми друг от друга собственниками. Такое равенство является формальным правовым равенством. Это означает признание за всеми членами общества, всеми собственниками, независимо от их социального и имущественного положения, происхождения, пола, расы, национальности, равной возможности приобретать вещи, блага и т. д.
Но эта возможность, так называемое закрепленное в законе правопритязание, реализуется в реальной жизни через волю и сознание конкретных участников общественных отношений, обладающих разным интеллектом, разными умственными и физическими способностями при разных условиях и обстоятельствах жизни. В этой связи в реальной жизни неизбежно неравенство в приобретенных благах. Малоимущим семьям, инвалидам, сиротам, которые не могут приобрести достаточное для жизни количество благ, общество оказывает помощь путем разработки государственно-правовых социальных программ соответственно достигнутому общему благу общества.

Свобода. Компонент формального правового равенства неразрывно связан с формальной правовой свободой, со свободой воли членов общества, их независимостью друг от друга и их общей подчиненностью всеобщей правовой норме. Равенство немыслимо без их свободы, без свободы воли, так же, как невозможна свобода без равенства, без общего правила единого масштаба и равной меры свободы, то есть без права, без правовой формы свободы. Как не существует в обществе равенства между людьми в приобретенных благах, так не существует абсолютная свобода.

Своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет, «отмеряет» и оформляет, протоколирует именно свободу в человеческих взаимоотношениях – в действиях и поступках[28]. Предусмотренные в праве дозволения и запреты, поощрения, награды и юридическая ответственность и т. д. представляют собой нормативную структуру
и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития. Только в рамках правового поля человек свободен, вне – он не свободен. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы.

В обществе одновременно идут два прогрессирующих процесса: с одной стороны, процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления, а с другой – правовой прогресс, прогресс в правовых (в государственно-правовых) формах выражения, существования и защиты этой развивающей свободы[29].

На протяжении истории человечества через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка.

Справедливость. Справедливо то, что право выражает, то, что соответствует праву. Действовать справедливо – значит действовать правомерно, соответственно всеобщим требованиям права, требованиям принципа формального правового равенства и права как регулятора и необходимой формы общественных отношений свободных членов общества.

Правовая справедливость выступает в качестве критерия правомерности и неправомерности всех поступков людей в обществе, является всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.

Наши рекомендации