Понятие правоотношений и их виды

Правовые отношения служат юридической формой взаимодействия участников разнообразных общественных отношений. Они являются необходимым условием и непосредственной задачей целенаправленного правового воздействия на общественные отношения. Они придают наиболее значимый общественным связям устойчивый, стабильный характер, не зависимый от произвола и случайностей. Посредством создания, изменения или прекращения правоотношений в процессе правового регулирования общественных отношений создаются необходимые предпосылки для всесторонней реализации способностей личности, наиболее полного удовлетворения ее материальных и духовных потребностей в сочетании с интересами общества.

О значимости правоотношений Р. Ф. Халфина писала: «Создание теории правоотношений требует глубокого изучения этого сложнейшего явления с более широких позиций, чем те, которые традиционно приняты в правовой науке»[243]. Отсюда следует, что категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права, которая позволяет понять, каким образом нормы права воздействуют на поведение людей.

Правовые отношения являются одной из сторон общественной жизни (наряду с ними различают экономические, политические, религиозные и др.). В зависимости от основания их реализации следует различать правоотношения, реализуемые на основании обычая, прецедента, из новой хозяйственной практики на основании принципа «разрешено все, что не запрещено законом», например, семейное право, закрепляя принцип равенства супругов, предоставляет возможность многие отношения решать между собой по их взаимному соглашению.

В учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В. В. Лазарева правоотношения рассматриваются в широком и узком смысле, т. е. выделяют два вида по отношению к юридическим нормам. «В широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством, в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов»[244].

Для появления правоотношений, возникающих на основе норм права, необходимы условия (материальные и юридические).

К материальным, в самом широком смысле, относятся жизненные интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в правоотношения; к юридическим – нормы права, правосубъектность, юридический факт.

Без отмеченных условий правовые отношения возникнуть не могут.

Правовым отношениям присущи следующие черты:

· во-первых, это общественные отношения, которые представляют собой по меньшей мере двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

· во-вторых, это волевые отношения, ибо для их возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

· в-третьих, эти отношения возникают по поводу реального блага, ценности;

· в-четвертых, они возникают на основе норм права;

· в-пятых, связь между субъектами возникает посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

· в-шестых, они охраняются и обеспечиваются государством (при необходимости, возможностью государственного принуждения)[245].

Правоотношения позволяют перевести абстрактные юридические нормы на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов[246].

Существуют различные способы классификации этих правоотношений.

Во-первых, они различаются по отраслевой принадлежности норм, на основе которых возникают, изменяются, прекращаются те или иные правоотношения. Это могут быть правоотношения уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и т. д.

Во-вторых, основанием для разделения правоотношений на виды является связь взаимодействия прав и обязанностей между их участниками. Например, праву покупателя соответствует обязанность продавца передавать ему вещь (покупку) за уплаченную цену (обязанность покупателя). Такие правоотношения носят название двусторонних.

В-третьих, основанием для разделения правоотношений на виды является форма распределения прав и обязанностей между их участниками. Такие правоотношения являются односторонними. Например, односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (ст. 155 ГК Республики Беларусь).

В-четвертых, если определена только одна управомоченная сторона. Например, право собственности, которое состоит из правомочий владения, пользования, распоряжения вещью. Но закон не определяет каких-либо обязанных перед собственником лиц. Субъективному праву противостоит юридическая обязанность всех других лиц не препятствовать свободному осуществлению им владения, пользования или распоряжения вещью, не посягать на эти права. Такие правоотношения принято называть абсолютными[247].

В-пятых, в зависимости от продолжительности действия правоотношений их делят на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства).

В юридической литературе проводится классификация правоотношений и по иным признакам[248].

Относительно правоотношения, реализуемого в соответствии с нормами права, можно сказать, что «правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности»[249].

Содержание правовых отношений

Содержание правоотношений в конечном счете определяется отношениями в области экономики, политики, социальной жизни и производства духовных благ. Непосредственным юридическим содержанием правовых отношений являются субъективные права и юридические обязанности.

Под субъективным правом понимается мера возможного (дозволенного) поведения лица, обладающего данным правом, гарантируемая государством. Возможность как содержание субъективного права включает: 1) возможность определенного нормой соответствующего поведения управомоченного лица; 2) возможность управомоченного лица требовать от обязанного лица определенного поведения, вытекающего из его обязанностей; 3) возможность управомоченного лица обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав; 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Следовательно, субъективное право – это не само поведение, а лишь его возможность. Если субъективное право воплощается в соответствующем поведении, то речь идет уже о реализованном праве. Поэтому для субъективного права характерно то, что оно возникает на основе общей правовой нормы, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется и защищается от нарушений в необходимых случаях силой государственного принуждения.

В курсе лекций «Теория государства и права» под редакцией Н. И. Ма­тузова и А. В. Малько предлагается считать четвертый элемент субъективного права «материальным, который как бы скрепляет собой три формальных и придает праву социальное значение и назначение»[250] и делается ссылка на Д. Д. Гримм, который писал, что «возможность пользования данным объектом образует не цель, а именно один из элементов содержания субъективного права. Поэтому-то и стремятся к установлению таких правоотношений, в которых субъективное право дает возможность пользоваться тем или иным благом»[251].

Н. М. Коркунов, считал что «пользование есть не только основной, но, так сказать, и естественный элемент субъективного права, обусловленный самой природой наших потребностей»[252].

Таким образом, пользование является одним из правомочий права собственности наряду с другими элементами: владения и распоряжения. На этот момент также в свое время указывал М. С. Строгович.

Под юридической обязанностью понимаются требуемые законом вид и объем должного поведения лица, соответствующего субъективному праву другого лица. Речь идет о круге определенных действий, возложенных на конкретное лицо и, безусловно, необходимых для выполнения. В одних случаях обязанное лицо должно воздержаться от совершения действий, а в других – осуществить действие в целях реализации права управомоченного лица. Следовательно, юридическая обязанность – это не само поведение лица, а установленная законом необходимость соответствующего действия. Для юридической обязанности характерно: 1) гарантированная государством безусловная необходимость для определенного лица действовать определенным образом; 2) необходимость отреагировать на обращение к обязанному лицу на законные требования управомоченного лица; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Как и субъективное право, юридическая обязанность носит персональный характер. Для юридических обязанностей, возникающих на основе представительно-обязывающих норм, характерно их осуществление путем активных действий. Эти действия реализуют правомочие другого участника, регулируемого отношения. При невыполнении юридической обязанности государственное принуждение применяется по требованию правомочной стороны. Юридическая обязанность возникает и на основе обязывающих норм, в которых заключены требования совершать известные положительные действия.

Конкретное субъективное право и юридическая обязанность не существуют независимо друг от друга. Субъективным правом можно обладать только по отношению к обязанному лицу и, наоборот, юридическая обязанность может быть осуществлена только перед каким-либо управомоченным. Неразрывная связь субъективного права и юридической обязанности определяется единством правоотношений.

Правоотношение всегда выражает такую общественную связь, которая по отношению к одной стороне выступает как субъективное право, а применительно к другой – как юридическая обязанность. Правоотношение выражает единство и связь различных правовых позиций участников. Правоотношения не существуют изолированно друг от друга. Во многих случаях определенные действия, выражающие содержание субъективного права в одном правоотношении, могут составлять содержание юридической обязанности в другом, одновременно существующем правоотношении. Так, например, в процессуальном отношении должностное лицо – (судья, следователь и т. п.), осуществляя свою специальную правосубъектность в отношениях с гражданами (подсудимым или подследственным лицом), является одновременно юридически обязанным перед государством осуществлять данное правомочие.

Однако следует иметь в виду, что юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответствующие возможности и должные, т. е. предусмотренные законом. «Они выражают состояние связанности»[253].

§ 3. Субъекты правоотношений.
Правоспособность и дееспособность

Понятие «субъект правоотношений» служит обозначением участников правовых отношений, которые обладают правосубъектностью.

«Субъектами правоотношений являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями»[254].

Субъекты правоотношений могут быть разделены на две категории: отдельные человеческие индивиды и организационно оформленные объединения.

К первой разновидности субъектов правоотношений относятся граждане того или иного государства, иностранцы и лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Правоспособность – это установленная законом способность лица – участника правовых отношений – обладать субъективными правами и юридическими обязанностями. Она возникает с момента рождения человека, а в отдельных случаях – и до его рождения. Например, право на наследование.

«Правоспособность, – писал Н. М. Коркунов, – означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его»[255].

Дееспособность – это предусмотренная законом способность лица – участника правовых отношений непосредственно своими действиями самостоятельно осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Объем правоспособности и дееспособности субъектов права – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей в их качественном и количественном выражении – определяется в нормативно-юридических актах, основополагающее значение среди которых имеют конституции.

В совокупности правоспособность и дееспособность, а также способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты) есть деликтоспособность, которая составляет правосубъектность.

Различают общую, отраслевую, ограниченную и специальную правосубъектность.

Общая правосубъектность означает иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных законодательством.

Отраслевая правосубъектность означает возможность иметь права и обязанности в тех или иных отраслях законодательства.

Ограниченная правосубъектность непосредственно определяется законодательством. Например, в области трудовых правоотношений правосубъектность, как правило, наступает с 16 лет, а брачно-семейных – с 18 лет. В сфере гражданского права правоспособность и дееспособность могут не совпадать. Гражданская правоспособность возникает с момента рождения, а полная дееспособность наступает с 18 лет, по решению суда и с 16 лет. Это объясняется тем, что малолетние и несовершеннолетние в силу недостаточной зрелости еще не могут самостоятельно совершать действия, вызывающие соответствующие юридические последствия. Малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) признаются законом частично дееспособными. Законодательство предусматривает также возможность ограничения дееспособности или признание недееспособными отдельных граждан, которые в силу душевной болезни или слабоумия не в состоянии руководить своими действиями и оценивать их социально-юридические последствия. Может быть ограничена дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами. В таких случаях субъективные права и юридические обязанности указанных лиц в гражданских правоотношениях и некоторых других имущественных отношениях осуществляются их законными представителями: родителями, опекунами, попечителями.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства также включает предусмотренные законом права и свободы, в том числе и право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных и иных прав. В отличие от граждан Республики Беларусь правосубъектность указанных лиц в ряде случаев ограничена. Они, например, не могут избирать и быть избранными в различные органы государственной власти.

В отношении участников определенного круга правонарушений можно говорить о специальной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что лицо обладает специальными познаниями или талантом (судья, музыкант)[256].

Совокупность всех прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленная в законодательстве, охватывается понятием правового статуса личности. Правовой статус характеризуется единством прав и обязанностей. Общий правовой статус гражданина, закрепленный в конституции, служит основой формирования правового статуса конкретной личности как участника различных правовых отношений.

Важнейшей характеристикой правового статуса любого гражданина Республики Беларусь является равноправие, которое закреплено в Конституции Республики Беларусь. Оно означает равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального, имущественного положения, языка, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, рода и характера занятости, места жительства и других обстоятельств.

Различия, порождаемые специфическими особенностями участия того или иного гражданина в трудовой, общественно-политической, духовной деятельности, семейным положением, образовательным, профессиональным, культурным уровнем, определяют изменения его правового статуса.

Второй разновидностью субъектов правоотношений являются коллективные субъекты: 1) государственные предприятия, учреждения, организации; 2) общественные организации; 3) частные организации (предприятия, учреждения, учебные заведения и т. д.); 4) государство в целом. Данным субъектам присущи внутренняя структура и организационное единство, закрепленное в положениях, уставах, законах и т. п.

Для организаций характерна целевая правоспособность. Объем и содержание правоспособности организаций закрепляются в нормативных актах в соответствии с задачами их организации и функционирования.

Правоспособность организаций возникает и прекращается одновременно с дееспособностью. Последняя реализуется через их органы или представителей этих организаций (директора, правление и т. п.).

Конкретные виды субъектов права определяются, как правило, применительно к той или иной области государственной, частной или общественной жизни и, следовательно, к тем или иным разновидностям правовых отношений. Поэтому каждая отрасль права закрепляет соответствующие виды и компетенцию (объем прав и обязанностей) организаций.

В сфере имущественных правоотношений (гражданских, финансовых, административных и др.) ряд организаций и физических лиц могут наделяться правами юридического лица. К такого рода организациям относятся государственные, частные хозяйственные организации, государственные социально-культурные учреждения, состоящие на госбюджете, а также общественные организации.

Юридические лица обладают самостоятельным имуществом и организационным единством; действуют от своего имени и несут самостоятельную юридическую ответственность; обладают специальной правосубъектностью и вступают лишь в такие имущественные правоотношения, которые необходимы для выполнения их задач. Юридические лица могут быть истцами и ответчиками в суде. Они имеют самостоятельный счет в банке или смету, возникают и прекращают свою деятельность в порядке, установленном законом.

Особым видом субъектов права выступает государство, которое является неотъемлемым участником международно-правовых, государственно-правовых и имущественных отношений. Государство является исключительным субъектом права государственной собственности. На него не распространяются положения, ограничивающие правосубъектность организаций.

Наши рекомендации